Уход за генератором и стартером трактора Т-74

  Главная      Книги - Трактора     Трактор Т-74: Инструкция по эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

 

Уход за генератором и стартером трактора Т-74

 



Ежедневно перед пуском двигателя в работу необходимо проверять исправность генератора, надежность крепления генератора и стартера, а также состояние контактных соединений.

Для проверки исправности генератора надо пустить двигатель и проверить по амперметру, отдает ли генератор зарядный ток. При этом следует иметь в виду, что отсутствие зарядного тока через некоторое время после пуска основного двигателя не всегда свидетельствует о неисправности генератора и реле-регулятора, а указывает, что батарея исправна и полностью заряжена.

Проверка исправности генератора путем замыкания клеммы Я генератора на массу запрещается.

Смазывать подшипники генератора следует через каждые 240 час. работы, для чего надо вывинтить винт-масленку в крышке со стороны привода, заполнить полость отверстия смазкой и завинтить винт до отказа, одновременно проворачивая якорь за шкив от руки для равномерного заполнения объема подшипника смазкой. Полость отверстия следует обязательно заполнить смазкой, не обращая внимания на кажущееся наличие смазки в отверстии, так как после вывинчивания винта сверху отверстия может образоваться пробка из остатков старой смазки.

Для смазки заднего подшипника генератора необходимо снять защитный колпачок в крышке со стороны коллектора и заложить в шарикоподшипник смазку на 2/3 его объема, после этого закрыть подшипник колпачком (рис. 54).

Проверять состояние коллектора и щеток генератора и стартера рекомендуется через каждые 240 час. работы двигателя; для этого следует снять защитную ленту и через окна в корпусе произвести осмотр. Поверхность коллекторов должна быть гладкой и блестящей светло- или темно-коричневого цвета. Щетки должны плотно прилегать к кол-лектору. Высота щеток должна быть не менее 14 мм. При плохом прилегании щеток к коллектору наблюдается искрение и подгорание коллектора.

Нарушение контакта может быть следствием загрязнения или износа коллектора, чрезмерного износа щеток, заедания щеток в щеткодержателях и ослабления или поломки пружин, прижимающих щетки. В случае загрязнения коллектор надо протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине, а затем сухой.

 

 

 

 

Рис. 54. Смазка заднего подшипника генератора.

 

 

 

Протирать коллектор керосином или дизельным топливом запрещается.

При незначительном подгорании или небольшом износе прошлифовать коллектор мелкой стеклянной шкуркой.

Ширина полоски шкурки должна соответствовать длине коллектора. Полоску продевают через окно в корпусе так, чтобы охватить коллектор на 180° по его окружности и, прокручивая вал от руки, зачищают коллектор.

Применять для шлифования коллектора наждачную бумагу или полотно категорически воспрещается.

При большом износе коллектора и образовании на нем

 

шероховатостей генератор или стартер должен быть сдан в мастерскую для проточки коллектора.

Глубина проточки должна быть минимальной, до получения гладкой поверхности. После проточки необходимо вырезать ножовочным полотном изоляционный слой (миканит) между пластинами коллектора на глубину 0,8 мм и прошлифовать его стеклянной шкуркой, как указано выше.

При чрезмерном износе щеток, поломке их, чрезмерном ослаблении или поломке прижимающих пружин дефектные детали необходимо заменить новыми.

 

Новые щетки необходимо притереть к поверхности коллектора с помощью стеклянной шкурки. При этом ленту шкурки пропускают под щетку гладкой стороной к коллектору и протягивают ее против вращения коллектора. После притирки щеток коллектор продувают для удаления абразивной пыли.

Монтаж и демонтаж щеток для предотвращения их разрушения и деформации нажимного рычага щеткодержателя производят специальным крючком (рис. 55), который можно легко изготовить из жесткой пружинной проволоки диаметром 1,5—1,6 мм, длиной 185 мм. Зацепить крючком за выступ рычага щеткодержателя и поднять рычаг. Свободной рукой вынуть щетку из гнезда щеткодержателя и опустить рычаг. Монтаж щетки производится аналогичным образом.

Через 960 час. работы снять генератор и стартер с двигателя, разобрать их, промыть узлы и детали от пыли и грязи, осмотреть щетки и коллектор, проверить обмотку возбуждения и якоря на обрыв, межвитковое замыкание и за-мыкание на массу. Необходимо проверить состояние шарикоподшипников генератора, промыть их в бензине, удалить остатки старой смазки и заложить свежую. Вал стартера (шлицевую часть и шейки) перед сборкой протереть насухо и слегка смазать дизельным маслом.

При разборке стартера надо осмотреть и проверить пружину привода, проверить состояние контактов включателя. Если контакты включателя подгорели, зачистить их надфилем и проверить плотность прилегания. Проверить зазор между шестерней и торцовой шайбой на валу стартера. При включенной шестерне, когда рычаг включения нажат до упора, зазор должен быть в пределах 1—4 мм. Зазор устанавливается регулировочным болтом кнопки включателя. При увеличенном зазоре болт завертывают, а при уменьшенном отвертывают.

Перед установкой стартера на двигатель необходимо убедиться в хорошем контакте фланца стартера и кожуха маховика пускового двигателя для обеспечения надежного электрического соединения стартера с массой. После установки стартера на место надо зачистить наконечники проводов и закрепить их гайками.

В зимнее время (при температуре окружающего воздуха ниже 5° С) картерная смазка редуктора пускового двигателя для облегчения работы стартера должна быть разжижена на 15—20% по объему дизельным топливом. При этом коленчатый вал должен проворачиваться легко. Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске двигателя во избежание его перегрева не должна превышать 15—20 сек.

Натяжение ремня генератором должно быть нормальным. Более сильное натяжение ремня приводит к увеличению нагрузки на подшипники генератора, слабое — к проскальзыванию ремня. При проскальзывании ремня уменьшаются обороты генератора, а следовательно, и отдаваемый им ток.

После установки генератора надо проверить соосность шкивов, которую устанавливают перемещением кронштейна генератора за счет овальных отверстий под болты крепления.

Подключение наконечников присоединительных проводов к клеммам генератора должно быть надежным; при этом следует обращать особое внимание на наличие провода между массой генератора и реле-регулятора.
 

 

 

 

 

 

Рис. 55. Крючок для подъема щеткодержателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..