Замена коренных и шатунных вкладышей двигателя
трактора Т-74
Подшипники коленчатого вала следует вскрывать только при твердой
уверенности в необходимости замены вкладышей.
Замену вкладышей нужно производить в том случае, когда зазоры между
вкладышами и шейками коленчатого вала достигают следующих величин:
а) для шатунных подшипников 0,3 мм и более при овальности шейки более
0,06 мм;
б) для коренных подшипников 0,3 мм и более при овальности шейки более
0,1 мм.
Вкладыши менять надо комплектно, то есть одновременно оба (верхний и
нижний).
Если при вскрытии шатунных подшипников зазоры окажутся в пределах нормы,
а на верхнем вкладыше будет в отдельных точках выкрашивание сплава, то в
этом случае рекомендуется вкладыши поменять местами.
Зазор в коренных и шатунных подшипниках определяется измерением
диаметров шейки коленчатого вала
и подшипников. При этом диаметр шейки коленчатого
вала измеряют микрометром, а диаметр подшипника — индикаторным
нутромером. Если в результате измерений будет установлено, что зазор в
подшипнике и овальность шейки превышают допустимые, то следует
отшлифовать шейки коленчатого вала на следующий стандартный ремонтный
размер.
При перешлифовке шеек коленчатого вала необходимо придерживаться
следующих правил:
1. Выдерживать радиус кривошипа в пределах допуска 0,08 мм. Зазор между
днищем поршня и головкой цилиндров находится в пределах 0,8—1,6 мм.
Поэтому при увеличении радиуса кривошипа возможен удар поршня
о клапан или головку цилиндров в прогретом двигателе.
С уменьшением радиуса кривошипа вследствие уменьшения степени сжатия
происходит потеря мощности.
2. Выдерживать радиус галтелей шеек в пределах 6~0'6 мм.
3. Тщательно закруглять острые кромки масляных каналов на шейках и
полировать поверхность шеек и галтелей.
Вкладыши нужно подбирать соответственно полученному после шлифования
размеру шеек.
Шатунные и коренные вкладыши изготовляются двух номинальных размеров: 1Н
и 2Н по внутреннему диамет-
ру, в соответствии с двумя номиналами коленчатого
вала, с которыми завод выпускает двигатели, и четырех ремонтных
размеров.
Размеры и маркировка вкладышей двигателя СМД-14 приведены в табл. 4 и 6.
Коленчатые валы изготовляются (и устанавливаются на
двигатели) двух производственных размеров (номиналов). Размеры и
маркировка приведены в табл. 5. Клеймо ставят на первой щеке коленчатого
вала.
Коленчатый вал устанавливается на двигатель с зазорами в шатунных
подшипниках 0,085—0,141 мм и в коренных 0,104—0,160 мм. Осевой зазор
коленчатого вала в 3-м коренном подшипнике должен быть в пределах от
0,110 до 0,385 мм. Осевое усилие воспринимается четырьмя полукольцами,
установленными на 3-м коренном подшипнике.
Категорически воспрещается шабрить вкладыши и подпиливать крышки
подшипников, ставить какие-либо прокладки между вкладышем и его постелью
и между плоскостями разъема подшипников, переставлять крышки шатунов с
одного шатуна на другой или переворачивать их, а также переставлять
крышки коренных подшипников.