Гидросистема управления трансмиссией трактора
Т-330
Гидросистема управления трансмиссией предназначена для управления
гидроподжимными фрикционными муфтами переключения передач и муфтами
реверсивного механизма, системой тормозов, а также для обеспечения
принудительного смазывания механизмов коробки передач и охлаждения
тормозов.
Система включает в себя две -независимые системы
гидроуправления бортовыми коробками передач и смазочную систему коробки
передач (рис. 46). Из картера 1 коробки передач через фильтр-заборник 22
масло поступает к насосу 21 управления, снабженному двумя
предохранительными клапанами 21 От насоса масло подается к двум фильтрам
4 с предохранительными клапанами 3, входящими в системы угравления
бортовыми передачами. От фильтров масло поступает к редукционным
клапанам которые поддерживают необходимое давление в системах управления
бортовыми передачами. При достижении рабочего давления 0,95+0,1 МПа
(9,5+1 кгс/см2) редукционные клапаны открывают масло поступает в
смазочную систему коробки передач.
В смазочную систему входят радиатор 6, снабженный на входе
предохранительным клапаном 5 и смазочным клапаном 20 на выходе, а также
система каналов и сверлений в корпусе коробки передач и валах, по
которым масло поступает к подшипникам, роликам и шестерням.
Под давлением 0,95 +- 0,1 МПа (9,5 ± 1 кгс/см2)
масло поступает к золотникам 15 передач и блокам управления. При
перемещении золотника передач масло подается к одной из гидроподжим-ных
фрикционных муфт 16, 17, 18, которая обеспечивает включение выбранной
передачи.
В блоке управления масло поступает к золотнику 10
поворота, а от него к золотнику 11 реверсивного механизма. В зависимости
от выбранного направления движения золотник реверсивного механизма
подает масло к гидроподжимной фрикционной муфте 12 или бустеру 13. При
перемещении золотника поворота масло подается к бустеру 14 остановочного
тормоза и одновременно прекращается подача масла к золотнику
реверсивного механизма.
Давление и температуру масла в гидросистеме управления трансмиссией
контролируют по приборам и сигнальным лампам, датчики которых 7 и 9
установлены в системе.
Механизмы гидросистемы управления трансмиссией
размещены на корпусе коробки передач (рис. 47).
Насос управления (рис. 48) трехшестеренный, двухсекционный, предназначен
для создания в гидросистеме управления трансмиссией давления масла,
необходимого для нормального функционирования узлов системы и смазывания
механизмов коробки передач. В распределительной крышке 2, к которой
пятью шпильками прикреплен насос 5,. выполнены всасывающий и два
нагнетательных канала 4. В каждом нагнетательном канале, где создается
давление масла для управления бортовой коробкой передач, установлен
предохранительный клапан 3, отрегулированный винтами 1 на давлениеТ,8 ±
0,1 МПа (18 +- 1 кгс/см2).
Насос закреплен 1на передней стенке коробки передач. Привод насоса
осуществляется от насосного колеса гидротрансформатора через карданный
вал с упругими элементами и передаточный вал в коробке передач.
С узлами гидросистемы и фильтром-заборником насос управлания соединен
каналами, выполненными в корпусе коробки передач.
Конструкция фильтров, входящих в гидросистему управления бортовыми
коробками передач, аналогична конструкции фильтра, входящего в состав
систем смазочной и охлаждения гидротранформатора (см. рис. 39). Фильтры
расположены на передней стенке корпуса коробки передач.
Редукционный клапан (рис. 49) предназначен для
поддержания в системе управления бортовой коробкой передач рабочего
давления масла, равного 1,1+0,1 МПа (11+1 кгс/см2), и подачи масла с
избыточным давлением в смазочную систему коробки передач. В корпусе 1
клапана расположены золотник 2 с плунжером
2 и пружиной 4, пробка 5 и регулировочные кольца 6.
Масло от фильтра поступает в полость А клапана по отверстию Г попадает в
полость В и действует на золотник. При давлении в полости А, равном 0,95
±0,1 МПа (9,5± 1 кгс/см2), золотник, сжимая пружину, перемещается и
соединяет полость А с полостью Б, из которой масло поступает в канал,
ведущий к предохранительному клапану радиатора коробки передач.
В процессе эксплуатации редукционные клапаны не
регулируют.
Золотники передач (рис. 50) правой и левой бортовых коробок передач
одинаковы по конструкции и предназначены для переключения передач.
Золотники установлены «а коллекторах правого и левого промежуточных
валов коробки передач. В корпусе 4 золотника с помощью рычага 3,
установленного на валике 2, перемещается золотник 5, открывающий доступ
масла в коллектор промежуточного вала. Золотник может занимать четыре
фиксированных положения, соответствующие нейтральному и трем передачам.
Золотник в каком-либо положении фиксируется шариком 6, поджатым пружиной
1. Золотниками передач управляют из кабины рукоятками переключения
передач.
Рис. 51. Блок управления трактора Т-330:
Рис. 52. Смазочный клапан трактора Т-330:
В - процессе эксплуатации золотники передач не
регулируют.
Блоки управления (рис. 51) правой и левой бортовыми коробками передач
одинаковы по конструкции и предназначены для управления остановочными
тормозами и реверсивными механизмами. В корпусе 11 блока управления
размещены золотник 1 включения реверсивного механизма и золотник
поворота. Золотник поворота— составной, включает в себя золотник 6
отключения реверсивного механизма, через пружину 7 слежения и плунжер 9,
соединенный с тормозным золотником 8. Золотник поворота и золотник 6
передвигаются с помощью рычагов 4, установленных на валиках 5.
Золотником поворота управляют с помощью педали тормоза, а золотником 6—с
помощью рукоятки реверсивного механизма на пульте управления коробкой
передач.
В исходном положении полость высокого давления золотника поворота
соединена с полостью реверсивного механизма. Перемещение золотника 6
приводит к подаче масла к гидроподжимной фрикционной муфте или к
бустеру, в зависимости от выбранного направления движения трактора.
Перемещение золотника поворота приводит к тому, что
сначала будет перекрыт канал, подводящий масло к золотнику 6 (при этом
отключится управление реверсивным механизмом), затем масло начинает
плавно подаваться к бустеру остановочного тормоза и произойдет
торможение борта трактора.
Блоки управления расположены сверху на корпусе коробки передач. Масло к
блокам, а также от блоков к гидроподжимным фрикционным муфтам подводится
по каналам, выполненным в корпусе коробки передач, к бустерам — по
трубам, фланцы которых уплотнены резиновыми кольцами.
В процессе эксплуатации золотники передач не
регулируют.
Смазочный клапан (рис. 52) предназначен для ограничения давления масла в
смазочной системе коробки передач. В корпусе 1 клапана расположен
золотник 2 с пружиной 3, пробкой 4 и регулировочными кольцами 5. Полость
А клапана соединена трубкой с радиатором коробки передач, полость Б— со
смазочным каналом в корпусе коробки передач, полость В — с картером
коробки передач. При давлении масла в полости А ниже 0,2 МПа (2 кгс/см2)
клапан закрыт и масло на смазывание поступает, минуя клапан. При
повышении давления масла в полости А до 0,2— 0,25 МПа (2—2,5 кгс/см2)
золотник, перемещаясь вправо, соединяет полость А с полостью Б и масло
поступает на смазывание через клапан. При давлении масла выше 0,25 МПа
(2,5 кгс/см2) полость А соединяется с полостью В и излишки масла
сливаются в картер. Смазочный клапан расположен на задней стенке коробки
передач.
В процессе эксплуатации клапан не регулируют.