Масляный фильтр дизеля ЯМЗ-240Б (трактор К-701)

  Главная      Учебники - Трактора     Сверхмощные тракторы сельскохозяйственного назначения (Л.Е. Агеев) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Масляный фильтр дизеля ЯМЗ-240Б (трактор К-701)

Масляный фильтр, показанный на рис. 2.7, фильтрует все масло, подаваемое насосом в главную масляную магистраль. Под давлением, создаваемым насосом, масло через канал в корпусе 1, поступив в полость между колпаком 4 и наружной поверхностью элемента, проходит через фильтрующую массу и очищается от механических примесей, после чего попадает в центральный масляный канал. В корпусе 1 расположены сливная пробка 8\ перепускной клапан 9, соединяющий полости с нефильтрованным и фильтрованным маслом, а также дифференциальный клапан 24, обеспечивающий стабилизацию давления в системе смазки. Помимо перепуска масла в двигатель без фильтрации (при засорении фильтрующего элемента или при повышенной вязкости масла), перепускной клапан предохраняет фильтрующий элемент от чрезмерных нагрузок. В нем расположено контрольно-сигнализирующее устройство, состоящее из корпуса 11, штока 12, контакта 13 с изоляцией 14 и винтовой части. К винту 15 присоединяется провод, идущий к установленной в кабине сигнальной лампочке 17, соединяемой проводами 16, 18 и 20 с аккумулятором 19 и массой двигателя 22. Цепь, образованная названными элементами, является постоянно разомкнутой из-за наличия зазора А между штоком 12 и контактом 13 сигнализатора. Под действием увеличивающейся разности давлений между входом и выходом фильтра перепускной клапан перемещается вправо, и при 0,25—0,3 МПа происходит его открытие. В ту же сторону перемещается и шток сигнализатора. В момент открытия перепускного клапана или несколько ранее шток 12 касается контакта 13. Цепь замыкается, и загорается сигнальная лампочка 17. При дальнейшем движении клапана вправо сжимается пружина 10, обеспечивая постоянное поджатие штока 12 к контакту 13. При возвращении клапана в первоначальное состояние за счет действия пружины 21 клапана цепь размыкается. Зазор восстанавливается до величины А, и лампочка гаснет.

Для исключения, работы трущихся поверхностей двигателя без масляной пленки в период пуска система смазки предварительно прокачивается маслозакачивающим насосом с электрическим приводом. Он выполнен шестеренчатым и крепится к картерной части блока с левой стороны двигателя. Управление насосом осуществляется из кабины водителя.

Система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией жидкости является закрытой системой с компенсационным контуром» Ее расширительный бак в гидравлическом тракте включен параллельно радиатору. В систему, как видно из рис. 2.8, входит радиатор 6, расширительный бак 1 с паровоздушным клапаном 4, вентилятор 8

с устройством для автоматического поддержания температурного ре-жима двигателя (гидромуфта 11), указатель температуры жидкости, водяной насос 19, сливной кран 21 и водяные рубашки двигателя 17 и 20.

 

 

 

Рис 2.7

 

 

 

Рис. 2.8. Схема системы охлаждения двигателя:
1 — расширительный бак; 2 — патрубок подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 8 дренажные трубки для отвода пара и воздуха; 4 — паровоздушный клапан; 5 — верхний бак радиатора; 6 — радиатор охлаждающей жидкости; 7 — сердцевина радиатора; 8 — вентилятора 9 — коллектор; 10 — пробка заливной горловины; 11 — гидравлическая муфта привода вентилятора; 12 — компенсационная труба; 13 — труба отвода горячей жидкости; 14 — водосборный трубопровод; 15 — кран отвода горячей жидкости для отопления кабины; 16 — отверстие для установки датчика аварийной температуры охлаждающей жидкости; 17 — рубашка охлаждения головки блока цилиндров; 18 — отверстия для установки датчика температуры охлаждающей жидкости; 19 — насос; 20 — рубашка охлаждения блока цилиндров; 21 — сливной кран;22 — нижний бак радиатора


 

 

 

Рис. 2.9. Водяной насос:
1 — упорный фланец; 2, 4 — шарикоподшипники; 3 — корпус насоса; 5 — прокладка; 6 — крышка; 7 — крыльчатка; 8, 19, 23 — стопорные шайбы; 9, 12, 22 — гайки; 10 — валик; 11 — манжета сальника; 13 — пружинная шайба; 14 — пружина сальника; 15 — упорное кольцо сальника; 16 — стопорное кольцо сальника; 17 — втулка; 18 — сальник; 20 — болт; 21 — шпонка; 24 — шестерня привода

 

 

 

 

 Водяной насос при работе двигателя обеспечивает циркуляцию воды в системе охлаждения. Из его нагнетательного патрубка жидкость под давлением поступает в правую и левую рубашки 20 блоков цилиндров, затем в рубашки 17 охлаждения головки цилиндров и собирается в трубе 13 и в водосборном трубопроводе 14. В водяные рубашки головок цилиндров охлаждающая жидкость попадает по направляющим каналам в первую очередь к наиболее нагретым поверхностям — выпускным патрубкам и стаканам форсунок. Нагретая жидкость из водосборных трубопроводов по коллектору 9, изолирующему ее поток от полости расширительного бака, подается в радиатор. Основная масса жидкости проходит через радиатор. Часть ее вместе с паром и воздухом по дренажным трубкам 3 поступает в расширительный бак, где происходит отделение пара и воздуха от жидкости, которая по компенсационной трубке 12 поступает к водяному насосу. При снижении температуры охлаждающей жидкости ниже 75 °С включателем перекрывается подача масла в гидромуфту и отключается вентилятор. При температуре жидкости выше 90 °С включается подача масла в гидромуфту и пускается в работу вентилятор. Таким образом, гидромуфта привода вентилятора с помощью автоматического включателя обеспечивает работу вентилятора в автоматическом режиме.

 

 

 

 

Рис. 2.10. Блок радиаторов (а) и устройство паровоздушного клапана (б):

 

 

 

 

Водяной насос центробежного типа, изображенный на рис. 2.9,. устанавливается с левой стороны двигателя и крепится к торцовому листу. Насос приводится во вращение от коленчатого вала через шестерню. В чугунном улиткообразном корпусе 3 вращается чугунная крыльчатка 7, которая напрессована на валик
10 и закреплена латунной колпачковой гайкой 9 со стопорной шайбой 8. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках 2 и 4, полость которых уплотнена сальником 18. К кольцу 16, которое запрессовано в корпусе насоса, прижимается усилием, создаваемым бронзовой пружиной 14, упорное кольцо 15 сальника водяного насоса. Последнее своими четырьмя выступами входит в пазы крыльчатки. Полированные поверхности колец 16 и 15 образуют подвижное уплотнение, защищающее

полость подшипников от попадания охлаждающей жидкости. Уплотнение обеспечивается установленной между валиком и кольцом резиновой манжетой 11 сальника с двумя латунными обоймами, предохраняющими манжету от деформации при вращении. Капли жидкости, просочившиеся через втулку корпуса водяного насоса, выливаются через дренажное отверстие в корпусе. Подшипники водяного насоса смазываются методом разбрызгивания от общей системы смазки двигателя.

 

 

Расширительный бак является резервной емкостью для охлаждающей жидкости, увеличивающейся в объеме при нагревании. В нем происходит отделение пара и воздуха от охлаждающей жидкости. Бак установлен на кронштейнах блока радиаторов, показанного на рис. 2.10, а, через резиновые амортизаторы. У него имеются патрубки для соединения с водосборными коллекторами головок блока, с радиатором, дренажными трубками и компенсационной трубой. Основной поток охлаждающей жидкости коллектором отделен от полости расширительного бака, во фланцы которого ввернуты пробка 3 и паровоздушный клапан 2. Блок радиаторов содержит масляный радиатор 4 двигателя и коробки передач, масляный радиатор 5 коробки управления и радиатор 6 системы охлаждения. Водяной радиатор состоит из сердцевины, верхнего и нижнего баков и левой и правой боковин. Сердцевину радиатора составляют две секции, соединенные двумя трубными досками. Каждая секция представляет собой набор плоскоовальных цельнотянутых латунных трубок, расположенных вертикально в шахматном порядке в два ряда. На трубки напаяны Тонкие медные пластины. .

Верхний и нижний баки радиатора соединены с сердцевиной болтами через паронитовые прокладки. Каждая боковина радиатора имеет два кронштейна. Нижние кронштейны служат для установки радиатора на раме трактора, верхние — для фиксации вертикального положения радиатора. К боковинам болтами крепятся кожух вентилятора и кронштейн, на которые устанавливается расширительный бак 1. Паровоздушный клапан 2 служит для повышения температуры кипения охлаждающей жидкости и предохранения трубок радиатора от разрушения при чрезмерном повышении или понижении давления. Паровоздушный клапан 2, устройство которого иллюстрирует рис. 2.10, б, имеет корпус 1, паровой 2 и воздушный 3 клапаны, а также пружииы.4 и 5. Паровой клапан открывается при избыточном давлении в системе более 0,1 МПа, а воздушный — при разрежении в системе, соответствующем избыточному давлению 5—8 кПа.

Вентилятор, как показано на рис. 2.11, приводится во вращение четырьмя клиновыми ремнями 13 от шкива 1, насаженного на коленчатый вал, через ведущий шкив 11 гидромуфты. Пятый ручей ведущего шкива используется для привода генератора и компрессора пневмотормозов. Крыльчатка 2 вентилятора штампованная, пятилопастная. Она закреплена шестью болтами на ступице 3, расположенной на выходящем конце ведомого вала 4 гидромуфты. На кронштейне последней установлено натяжное устройство привода. Для смазки подшипников во внутреннюю полость шкива натяжного устройства через

 

отверстие в переднем торце шкива, которое закрыто резьбовой пробкой, заливается применяемое для двигателя масло.

Инерционные нагрузки на приводе вентилятора, возникающие при резком изменении частоты вращения коленчатого вала, гасит гидромуфта; она же осуществляет включение и выключение^ Корпус-кронштейн 23 гидромуфты закреплен на переднем торце двигателя четырьмя болтами. К нему на фланце крепится корпус 14 подшипников гидромуфты. Чаши последнего и корпуса-кронштейна 23 образуют полость, в которой вращаются рабочие колеса гидромуфты: ведущее (насосное) 18 и ведомое (турбинное) 22. Первое напрессовано на конец полого ведущего вала 12 гидромуфты, установленного на двух подшипниках 15, расположенных в корпусе 14, прикреплено болтами к его фланцу. Ступица 10 ведущего шкива напрессована на противоположный конец ведущего вала и закреплена гайкой 5. На ступице укреплен ведущий шкив 11 гидромуфты. Масляная полость корпуса подшипников в месте выхода ведущего вала уплотнена резиновой манжетой 9. Ведомый вал 4 гидромуфты, опирающийся на подшипники 6 и 20, расположен внутри полого ведущего вала. На один из концов ведомого вала 4 напрессована ступица 21 с прикрепленным к ней болтами ведомым колесом 22, а на другой — ступица 3 вентилятора. Ступицы на валу укреплены гайками 24. Уплотнение ведомого вала осуществляется манжетой 8, на втулке 7. Масло, подводимое через центральное отверстие в ведомом валу, выходит через его paдиальные каналы в зону расположения переходной втулки 16, несущей

 

разрезные уплотнительные кольца 17. Далее масло проходит через отверстия во втулке, попадает в радиальные каналы ведущего вала, а затем ведущего колеса. На последнее напрессован и развальцован штампованный кожух 19, закрывающий по окружности зазор между торцами рабочих колес. Слив масла из рабочих полостей колес происходит через одно радиальное отверстие в кожухе. Через торцовый уплотнитель 40, расположенный во фланце 38 и прижимаемый к торцу вала пружиной 39, масло подводится в ведомый вал. Из гидромуфты оно сливается в,поддон через трубку 41.

На водяной коробке 25, закрепленной на выходном фланце водяного коллектора правого ряда цилиндров, установлен золотникового типа включатель гидромуфты. Его чувствительным элементом является термосиловой датчик 36 с твердым наполнителем, который реагирует на температуру охлаждающей жидкости. Включатель состоит из корпуса 31, крышки 27, золотника 30, возвратной пружины 28, шайбы 29 возвратной пружины, латунной регулировочной шайбы 35, установленной между корпусом и торцом датчика 36, латунной гайки 37 крепления датчика и уплотнительных колец и прокладок. Подводящая 34 и отводящая 26 масляные трубки прикреплены к корпусу с помощью штуцеров 32. При повышении температуры охлаждающей жидкости до 90...95°С выдвигающийся шток 33 термосилового датчика передвигает золотник таким образом, что кромка его открывает подводящий канал, соединяя его с отводящим. При понижении температуры жидкости до 75...80 °С золотник и шток под действием возвратной пружины возвращаются в первоначальное положение. Подводящий и отводящий масляные каналы разобщаются. Перестановкой регулировочных шайб из-под торца корпуса под торец гайки крепления датчика устанавливают порог включения при более низких температурах.

 

 

Рис. 2.11. Привод вентилятора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..