Специфика конструкций мощных и сверхмощных
тракторов с дизельными двигателями
Остановимся на общих особенностях конструкции мощных и сверхмощных
тракторов с дизелями. Названные тракторы в отличие от тракторов малой и
средней мощности имеют ряд особенностей как в конструкции отдельных
сборочных единиц, так и в принципе компоновки их на тракторе.
Характерной особенностью таких тракторов являются их значительная масса
и большие габариты, находящиеся на границе, которая определяется
правилами дорожного движения (с целью обеспечения возможности их работы
в общем транспортном потоке).
Масса тракторов колеблется в широких пределах (от
12 до 23 т). Для снижения ее вредного влияния на структуру почвы и
уплотнения последней при выполнении полевых работ ведущие колеса таких
тракторов дополняются сменными колесами (т. е. общее число их
удваивается). Как правило, такие тракторы выполняются двух- или
трехосными (сдвоенные колеса большей частью применяются на двухосных
тракторах). Кроме того, они имеют увеличенный клиренс, развитые
гидросистемы и системы раздачи мощности (энергии); более совершенные
системы обеспечения комфортных условий труда (отопление,
кондиционирование, наличие термосов, каркасов жесткости, гидроусилителей
органов управления, блокировки и др.). Их отличают своеобразные
конструкции рам и ходовых систем с увеличенными диаметром колес (от 1,5
до 2,2 м) и шириной их, наличие многоступенчатых механических,
гидростатических (редко), гидродинамических, гидромеханических и
электрических коробок передач с реверсами. На них устанавливают
многоцилиндровые (рядные) и V-образные дизели (с числом цилиндров от 8
до 12), отличающиеся увеличенным диаметром поршня и ходом его. В таких
тракторах применены усложненные системы (развитые системы воздухоочистки,
охлаждения масла, охлаждения двигателя с применением специальных
охлаждающих жидкостей и регулируемых или отключаемых вентиляторов,
увеличенные емкости систем и др.) и сборочные единицы моторных
установок, включая водомаслообменники. В них предусмотрены развитые
системы навески и сцепки с различными машинами, платформы для
навешивания машин, моторно-трансмиссионные установки с двигателями
постоянной мощности, газотурбинными двигателями и ряд других устройств.
Учитывая большое разнообразие конструктивных решений мощных тракторов, в
качестве примера остановимся на некоторых из отечественных тракторов
типа «Кировец».
Тракторы «Кировец» К-701, К-700А являются сельскохозяйственными
тракторами общего назначения класса тяги 50 кН.
Трактор К-701, изображенный на рис. 2.1, оборудован
двенадцатицилиндровым V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-240Б [87, 90].
Его рама образована двумя соединенными шарнирным устройством полурамами,
которые могут поворачиваться относительно друг друга вокруг как
вертикального, так и горизонтального шарниров. Такая конструкция
обеспечивает хорошую маневренность и постоянное зацепление всех колес
трактора с почвой. Вся моторная установка (вместе с дизелем и его
системами) смонтирована на передней полу-раме. Дизель оборудован
электростартером; в холодное время года его пуск производится с помощью
системы предпускового обогрева. Оптимальный тепловой режим работы дизеля
ЯМЗ-240Б в различных климатических и погодных условиях обеспечивается
системой автоматического управления вентилятором и регулируется
термостатами и шторкой, установленной перед радиатором.
Трансмиссия тракторов этой серии содержит полужесткую муфту с редуктором
привода насосов, коробку передач, мосты и карданную передачу.
Механическая коробка передач с шестернями постоянного
зацепления обеспечивает гидравлическое переключение
передач без разрыва потока мощности на любом режиме. Она устанавливается
на резиновых амортизаторах. Каждый из двух мостов трактора является
ведущим и состоит из главной передачи с дифференциалом, конечных передач
и рабочих тормозов. Мосты крепятся к полурамам стремянками. Задний мост
отключаемый.
Все четыре колеса трактора одинаковы по размерам, бездисковые. Их шины
низкого давления имеют протекторы повышенной проходимости. Колеса
оборудованы рабочими тормозами с пневматическим приводом. Кроме того,
трактор имеет стояночный тормоз ленточного типа, установленный на
переднем мосту.
Управление поворотом трактора осуществляется при помощи
гидрораспределителя и двух гидроцилиндров, смещающих полурамы
относительно друг друга вокруг вертикального шарнира. Постоянная
скорость поворота трактора (в диапазоне частот вращения коленчатого вала
дизеля от 900 до 1900 мин-1) обеспечивается регулятором расхода,
вмонтированным в гидросистему управления поворотом.
Кабина трактора цельнометаллическая, двухместная, герметизированная. Она
расположена за моторной установкой и крепится к постаменту рамы через
амортизаторы. Кабина термоизолирована, оборудована системой отопления и
вентиляции, что обеспечивает благоприятный микроклимат. Сиденье-
водителя подрессоренное и оборудовано гидравлическим амортизатором
двойного действия. Предусмотрена возможность регулировки жесткости
пружины сиденья в зависимости от массы тракториста.
Рис 2.2 Размещение узлов трактора К-701
Для агрегатирования с сельскохозяйственными
машинами эти тракторы снабжены агрегатной гидравлической системой- и
трехточечным навесным устройством. Наружное освещение и сигнализация на
тракторах создаются установленными спереди двумя фарами и двумя
габаритными фонарями. Сзади имеются три поворотные фары на кабине и два
габаритных фонаря на крыльях. На трактор можно устанавливать
дополнительное оборудование: комплект узлов реверсивного управления
трактором (для обеспечения работы трактора с машинами и орудиями,
требующими движения задним ходом); комплект узлов вала отбора мощности,
предназначенный для обеспечения работ с машинами и орудиями, которые
имеют активные рабочие органы. Кроме того, трактор К-701 может быть
оборудован специальной коробкой передач с ходоуменьшителем,
обеспечивающей понижение его скорости с 0,08 до 0,4 м/с (с 0,292 до
1,632 км/ч). Это позволяет использовать трактор при производстве
дорожно-строительных, мелиоративных и землеройных работ. Этим
расширяется сфера его использования, увеличивается годовая занятость и
повышается экономическая эффективность применения трактора.
Перечисленное выше дополнительное оборудование поставляется по
специальному заказу и за дополнительную плату. Размещение основных узлов
трактора показано на рис. 2.2.
Тракторы К-701 предназначены для выполнения различных
сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными
машинами и орудиями, в комплекте с которыми можно пахать, производить
культивацию, боронование, посев, лущение стерни, безотвальную обработку
почвы, осуществлять транспортные перевозки, я также выполнять
дорожно-строительные, мелиоративные и земле--ройные работы.
В настоящее время ведутся работы по подготовке к серийному производству
тракторов К-701М, предназначенных для выполнения разнообразных
сельскохозяйственных работ в комплекте с набором различных машин. Так,
транспортные перевозки выполняются с использованием тракторного
самосвального прицепа ЗПТС-12Б (ЗПТС-13) или полуприцепа 1ПТС-9Б
(1ПТС-10). Для вспашки трактор аг-регатируется либо с 9-корпусным
полунавесным плугом ПТК-9-35, либо с 8-корпусным навесным плугом
ПН-8-35. В этих же целях он может применяться с трехъярусным навесным
плугом ПТН-3-40 или с орудием ОПТ-3,5 (для безотвальной обработки пласта
многолетних трав). При культивации для сплошной обработки почвы
используются широкозахватный бессцепочный культиватор КПШ-9, прицепной
«скоростной культиватор КПС-4 (4—5 шт. на один агрегат),
противо-эрозионный культиватор КПЭ-3,8 (2—3 шт. на агрегат), культиватор
широкозахватный КШ-9, культиватор-плоскорез и глубокорыхлитель КПГ-2-150
и, наконец, культиватор штанговый КШ-3.6А (до 6 шт. та агрегат).
Боронование осуществляют с использованием следующих борон: зубовой
тяжелой БЗТС-1,0 и зубовой средней БЗСС-1,0 (по 21 шт. на один агрегат),
зубовой навесной трехзвенной ЗБНТУ-1,0, зубовой посевной ЗБП-0,64 и
игольчатой гидрофицированной БИГ-3 (по 7 шт.
на агрегат). Для выполнения работ по
снегозадержанию применяют снегопах-валкообразователь СВУ-2,6 (по 3—4 шт.
в одном агрегате Внесение удобрений выполняют с использованием
тракторного разбрасывателя пылевидных удобрений и извести РПБ-16,
прицепа-разбрасывателя органических удобрений КСО-16 и разбрасывателя
жидких удобрений РЖТ-16. На лущении и дисковании находят применение
лущильники дисковые прицепной ЛД-20 и гидрофицированный ЛДГ-15, а также
бороны дисковые полевая БД-10 и тяжелая двухслед-ная БД-7.
Посев выполняют агрегатами, в состав которых включаются пять-шесть
сеялок следующих типов: С3-3,6; СЗУ-3,6; С30-3,6; СЗА-З,6, СЗТ-3,6;
СЗТС-3,6; СЗП-3,6; СЭК-3,6; СЛТ-3,5. Кроме того, для этих целей
используются сеялки ЛДС-6 (две на один агрегат) и сеялки СЗС-2,1 и
СЗС-2,1М (до 7 шт. в агрегате).
Ведутся также исследования по улучшению основных параметров
сельскохозяйственных тракторов общего назначения класса тяги 80 (типа
К-710) с номинальной мощностью 370 кВт, предназначенных для выполнения
основных видов энергоемких сельскохозяйственных работ: вспашки, основной
обработки почвы фрезерным почвообрабатывающим агрегатом (или
комбинированным агрегатом для: основной обработки почвы под озимые
культуры), рыхления, боронования, посева зерновых и выполнения
транспортных перевозок.