Агеев Л. Е. и др. Сверхмощные тракторы
сельскохозяйственного назначения
/Л. Е. Агеев, В. С. Шкрабак, В. Ю. Моргу-лис-Якушев.—
Л.: Агропромиздат. Ленингр. отдие, 1986.— 415 с., ил.
Рассмотрены конструктивные особенности сверхмощных тракторов с
дизельными и газотурбинными двигателями, тенденции и пути их развития и
рационального использования в составе типовых сельскохозяйственных
агрегатов. Изложены вопросы оптимизации режимов работы тракторов,
особенности их эксплуатации и технического обслуживания. Приведены
методы оценки технологических, энергетических и эргономи* ческих
показателей машинно-тракторных агрегатов. Освещены вопросы охраны труда
и окружающей среды.
Для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием,
производством и эксплуатацией тракторов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Последовательная реализация Продовольственной программы СССР,
базирующаяся на комплексной механизации и автоматизации технологических
процессов в агропромышленном комплексе страны, мелиорации земледелия,
использовании современной технологии и постоянном внедрении в
производство прогрессивных методов и средств возделывания
сельскохозяйственных культур, требует высокопроизводительной техники.
Особая роль при этом отводится разработке высокопроизводительных
мобильных агрегатов, ориентированных на энергосберегающую технологию,
которые при высокой производительности обеспечивали бы требуемое
качество работ и сохранение структуры почвы. Основу указанной
сельскохозяйственной техники составляют тракторы. Общей устойчивой
тенденцией их развития и совершенствования является увеличение
энергонасыщенности, размеров и числа ведущих колес, а также повышение
эффективности функционирования путем оснащения машин средствами
гидроавтоматики и электронного управления, создания комфортных условий
для обслуживающего персонала и обеспечения контроля режимов работы.
Особое место отводится улучшению таких показателей, как
ремонтопригодность и удобство технического обслуживания и
диагностирования. Объективная потребность в повышении мощности
двигателей сельскохозяйственных тракторов привела к тому, что за рубежом
ее верхняя граница только за период с 1976 по 1985 г. увеличилась с 207
до 414 кВт. Мощность двигателей отечественных тракторов всех классов
тяги также неуклонно растет. Так, у тракторов типа «Кировец» за
десятилетие (1970—1983 гг.) она увеличилась со 160 до 260 кВт. В
настоящее время завершаются успешные испытания тракторов того же типа с
мощностью двигателя 370 кВт. Таким образом, все большее применение
находят мощные тракторы, к которым сегодня условно относят машины с
мощностью двигателя от 150 до 250 кВт (класс тяги 50) и сверхмощные —
свыше 250 кВт (класс тяги свыше 80).
Не являются исключением в рассматриваемом плане и тракторы, используемые
на мелиоративных работах в сельском хозяйстве. Верхняя граница мощности
их двигателей сегодня составляет 250 кВт, но уже в ближайшей перспективе
она поднимется до 275 кВт.
Тракторы совершенствуются не только в направлении увеличения мощностей,
их развитие также ориентировано на достижение большей универсальности и
снижение удельного давления на грунт. При этом модернизации подлежат
практически все без исключения сборочные
единицы. По основным из них, к которым прежде всего
относится моторная установка, совершенствование идет не только
традиционными путями (форсирование по скоростному и тепловому режимам,
повышение экономической эффективности, надежности и долговечности), но и
по пути использования принципиально новых установок с газотурбинными
двигателями, показавших свои преимущества в условиях, характерных для
основных сельскохозяйственных работ. На базе сверхмощных тракторов
функционируют высокоскоростные комбинированные агрегаты, мобильные
энергетические средства, а также высокоэффективные транспортные и
мелиоративные машины.
Однако применение мощных и тем более сверхмощных тракторов сопряжено с
рядом проблем, основными из которых являются достижение высокой
эффективности использования, ухудшение плодородия сельскохозяйственных
угодий в связи с уплотнением почв, металлоемкость и сложность
конструкций, и как следствие, трудности с обеспечением высокой
надежности. В настоящее время наблюдается определенный недостаток
литературы, в которой освещались бы особенности их конструкции,
эксплуатации и технического обслуживания. Отсутствуют также данные по
обоснованию допускаемых и оптимальных режимов работы, недостаточно полно
приведены эксплуатационнотехнологические параметры и характеристики
применительно к различным условиям использования; практически не
отражены специфические черты охраны труда. В настоящей книге всем этим
вопросам уделено особое внимание.
Основной упор сделан на специфику использования мощных и сверхмощных
тракторов в сельскохозяйственном производстве. Это объясняется тем, что
отнесенная к 1 кВт стоимость мощного и особенно сверхмощного тракторов
относительно высока по причине их пока ограниченного выпуска, а также
вследствие повышенных начальных капитальных затрат.
Книга написана на основе обобщения результатов исследований и опыта
внедрения в производство различных конструкций мощных тракторов.
Достаточно- подробно изложен материал, касающийся путей их эффективного
использования, а также обоснования эксплуатационно-технологических
параметров и характеристик безопасной эксплуатации и условий реализации
оптимальных режимов работы.
В ней частично использованы материалы других исследователей,
представляющие интерес в связи с рассматриваемыми вопросами.
Главы 1 и 7 написаны В. С. Шкрабаком; главы 2, 3 и 4 — совместно В. С.
Шкрабаком и В. Ш. Моргулис-Якушевым; подраздел 4.7 написан совместно В.
С. Шкрабаком и Л. Е. Агеевым; главы 5 и 6 — JI. Е. Агеевым, кроме частей
подразделов 5.3—5.10, посвященных тракторам с ГТД, которые написаны
совместно всеми тремя авторами. Авторский коллектив выражает
благодарность рецензенту доктору техн. наук, профессору Л. И. Крепсу за
ценные рекомендации и замечания, учет которых способствовал повышению
качества настоящей книги. Авторы с признательностью примут также все
замечания и пожелания, которые просят направлять по адресу: 191186,
Ленинград, Невский пр., 28. Ленинградское отделение ВО «Агропромиздат».