7.6. ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВКИ МОТОБЛОКОВ И МОТООРУДИЙ
Техническое обслуживание мотокультиватора МК-1,
мотоблоков МТЗ-05 и «Кутаиси Супер-600»
Периодичность и содержание операций технического
обслуживания мотокультиватора МК-1, мотоблоков
МТЗ-05 и «Кутаиси Супер-600» приведены в табл. 7.5,
7,6 и 7.7.
Рассмотрим кратко основные регулировки, выполняемые при техническом
обслуживании мотоблоков и мотоорудий.
При регулировке карбюратора мотоблока МБ-I необходимо выполнить
следующие операции (рис. 7.4).
1. Соблюдая осторожность, завернуть до упора винт 3 главного жиклера и
винт 2 жиклера холостого хода, а затем отвернуть оба винта на 1,25
оборота.
2. Запустить двигатель и после его прогрева до нормальной температуры
перевести рычаг дроссельной заслонки на правой рукоятке штанги
управления в положение «мин».
3. Винтом 1 установить минимальную устойчивую частоту вращения холостого
хода.
4. Винтом 2 установить максимальную частоту вращения холостого хода.
5. Винтом 1 установить минимальную устойчивую частоту вращения холостого
хода.
6. Повторить регулировку по пп. 4 и 5, обеспечив бесперебойную работу
двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода.
Рис. 7.4. Внешний вид карбюратора КМБ-5 мотоблока
МБ-1 «Нева» и расположение на нем регулировочных винтов
Таблица 7.5
Содержание и периодичность операций технического обслуживания
мотокультиватора МК-1 «Крот»
Вид выполняемой
работы
Периодичность
обслуживания после наработки, мото-ч *
еже
дневно
20
50
100
300
Очистка от грязи,
промывка, протирка насухо
+
+
+
+
+
Протирка
поверхности топливом
+
+
+
+
+
Проверка отсутствия
подтекания топлива, масла
+
+
—
+
+
Проверка крепежа
—
+
—
+
+
» и регулировка
привода дроссельной заслонки и сцепления
—
+
+
+
+
Проверка и
регулировка клпно- ременной передачи
—
+
+
+
~г
Замена масла в
двигателе
—
+
—
+
+
» » » редукторе
—
+
+
+
+
Проверка уровня
масла в двигателе и редукторе, доливка
—
—
+
+
~г
Проверка зазора
между электродами свечи
—
+
+
+
+
Проверка зажигания
—
—
—
—
+
»воздушного фильтра,
продувка
—
—
+
+
+
Промывка
фильтрующего элемента
—
—
—
+
+
Замена фильтрyioii'.eiо
элемента
—
—
—
—
+
Промывка системы
питания
—
—
—
—
+
Удаление нагара в
выхлопных окнах цилиндра, его головке, поршне, канавках
поршневых колец
Таблица 7.7
Содержание и периодичность операций технического обслуживания мотоблока
«Кутаиси Супер-600»
Вид
выполняемой работы
Периодичность
технического обслуживания после наработки (в мото-ч) или после
израсходования следующего количества топлива (кг)
ежедневно (15 кг)
50 (75 кг)
100 (150 кг)
400 (600 кг)
Проверка уровня
масла в двигателе и в трансмиссии
+
+
+
+
Промывка воздушного
фильтра, замена масла
+
+
+
+
Удаление отстоя из
топливного бака
+
+
+
+
Замена масла в
трансмиссии
—
| **
+
Замена масла в
двигателе
—
| **
+
Очистка топливного
фильтра
—
+
+
+
Очистка клапана
сапуна, если необходимо — замена прокладки
+
+
+
Проверка и подтяжка
крепежа
—
+
+
+
Проверка
работоспособности узлов и агрегатов ***
—
+
+
+
Очистка оребрения
цилиндра, лопаток вентилятора, промывка двигателя
+
+
+
Вид
выполняемой работы
Периодичность
технического обслуживания .после наработки (в мото-ч) или после
израсходования следующего количества топлива (кг)
ежедневно (15 кг)
50 (75 кг)
100 (150 кг)
400 (600 кг)
Осмотр (при
необходимости — замена) резиновых
втулок на рычагах управления
—
—
+
+
Очистка свечи
зажигания от нагара, регулировка зазора
+
.+
Промывка топливного
бака и карбюратора
+
Удаление иагара из
глушителя
—
—
+
Замена свечи (при
необходимости)
■—
■—.
+
Проверка и
регулировка зазора между контактами прерывателя
+
* После 15 мото-ч
обкатки, ** После каждых 130—150 *** При работе мотоблока.
мото-ч.
7. Перевести рычаг дроссельной заслонки в положение
максимальной частоты вращения двигателя. При перебоях в работе
двигателя, отворачивая винт 3 главного жиклера, обеспечить устойчивую
работу двигателя.
Карбюратор К-60 В мотокультиватора МК-1 и мотоблока М-3 регулируется
двумя винтами: винтом 3 (рис. 7.5,
а, см. вклейку) положения дроссельной заслонки и регулировочным винтом 4
(рис. 7.5, б) холостого хода; Для регулировки карбюратора следует
произвести следующие операции.
1. Снять корпус воздушного фильтра с фильтрующий элементом.
2. Открыть с помощью рычажка 2 воздушную заслонку, находящуюся во
входном патрубке 1 карбюратора.
3. Вращением подпружиненного винта 3 установить дроссельную заслонку
шиберного типа так, чтобы щель между ее основанием и образующей
воздушного канала, видимая через входной патрубок, имела ширину 2—2,5
мм.
4. Регулировочный винт 4 полностью ввернуть, а
затем вывернуть на 0,5—1 оборота.
5. Запустить и прогреть двигатель в течение 3—5 мин.
6. Медленно отвернуть регулировочный винт 4, при этом частота вращения
двигателя сначала будет возрастать, а затем снижаться. Началу снижения
частоты вращения соответствует оптимальное положение регулировочного
винта 4 для данного положения винта 3 (дроссельной заслонки).
7. Отворачивая винт 3, снова снизить частоту вращения двигателя, а затем
плавно завернуть регулировочный винт 4, вновь найдя его оптимальное
положение.
8. Повторять операции по пп. 6 и 7 до тех пор, пока не будет получена
минимальная, но вполне устойчивая частота вращения двигателя. Эту
устойчивость проверять резким открытием и закрытием дроссельной
заслонки. Если двигатель останавливается в момент резкого открывания
заслонки, то смесь немного обогатить, заворачивая регулировочный винт 4.
Если двигатель останавливается в момент резкого закрывания дроссельной
заслонки — смесь обеднить, отворачивая тот же винт 4.
9. После окончания регулировки карбюратора собрать воздушный фильтр.
Проверка установки электронного магнето системы зажигания мотоблока М-3,
а также мотокультиватора МК-1 производится путем контроля совмещения
рисок на магнето и картере двигателя. При несовпадении этих рисок
следует ослабить винты крепления магнето на картере, совместить риски
поворотом магнето и надежно закрепить винты.
Для двигателя ДМ-1 мотоблока МБ-1 проверка установки электронного
магнето заключается в контроле зазора между магнитом 6, установленным на
вентиляторе-маховике 5, и статором 1 (рис. 7.6, см. вклейку). При этом
следует осуществить следующие операции.
1. Снять кожух вентилятора-маховика вместе со шнуровым стартером.
2. Повернуть вентилятор-маховик 5 таким образом, чтобы магнит 6 маховика
5 подошел под статор 1 электронного магнето, а стрелка на
вентиляторе-маховике 5 совпала с правым башмаком 3 статора.
3. Щупом 4 проверить величину зазоров между правым и левым башмаками
статора и магнитом — она должна составлять 0,10—0,15 мм.
4. Если необходимо отрегулировать величину зазора,
то следует ослабить болты 2 и, перемещая статор /, установить
необходимую величину поочередно для правого и левого башмаков.
5. Подтянув болты 2, повторно проверить величину зазора и окончательно
закрепить статор.
Осмотр, устранение неисправностей и регулировку свечи зажигания
необходимо произвести в следующей последовательности.
1. Вывернуть свечу, используя специальный ключ.
2. Проверить по внешнему виду стальные и керамические детали свечи.
3. Если камера, электроды и носик керамического изолятора свечи покрыты
копотью, нагаром или маслом, их следует осторожно очистить, промыть
чистым бензином, просушить и продуть сжатым воздухом.
4. Проверить щупом зазор между центральным и боковым электродами,
который должен быть в пределах
0,4—0,6 мм, и установить путем подгибания только, бокового электрода
5. Проверить работу свечи, для чего положить, ее на двигатель и с
помощью пускового устройства провернуть коленчатый вал, следя за
появлением искры между электродами. Искра должна быть ярко-голубого
цвета.
6. Ввернуть свечу от руки до упора, предварительно установив
уплотнительное кольцо, а затем довернуть ее ключом.
Очистка воздушных фильтров двигателя мотоблоков производится в
соответствии с периодичностью технического обслуживания или по мере
необходимости, если агрегат работает в условиях сильной запыленности.
При этом для очистки; фильтра, например, мотоблока МБ-1 следует
выполнить следующие операции.
3. Снять пористый элемент 1 (рис. 7.7, см. вклейку), выполненный из
поролона, с сухого картонного элемента 2.
4. Вымыть пористый элемент 1 в бензине, керосине или мыльной воде.
5. Пропитать пористый элемент в масле М12ГИ, излишки масла аккуратно
отжать. Следует помнить, что
выкручивать элемент нельзя во избежание его
повреждения.
6. Снять сухой элемент 2.
7. Вымыть его сначала а теплой мыльной воде, а затем — в чистой. После
этого элемент тщательно высушить на воздухе. Следует помнить, что сухой
картонный элемент ничем не пропитывается.
8. Собрать фильтр в обратном порядке.
В регулировочных работах по мотоблокам важное место занимают регулировки
элементов трансмиссии. Так, регулировка механизма выключения сцепления
мотоблока МТЗ-05 заключается в проверке величины свободного хода рычага
сцепления, который должен быть равен на конце рычага 5—10 мм.
Регулировка свободного хода производится с помощью регулировочного винта
20 (см. рис. 4.4). Если сцепление «ведет», то необходимо отпустить гайку
19 и ввернуть регулировочный винт 20. Если же сцепление «буксует», то
регулировочный винт следует вывернуть. После регулировки сцепления
регулировочный винт нужно законтрить, затянув гайку 19.
При регулировке клиноременной передачи мотокультиватора МК-1 поступают
следующим образом.
1. Снимают кожух клиноременной передачи.
2. Ослабляют четыре гайки крепления двигателя.
3. Включают рычаг сцепления и фиксируют его положение с помощью
фиксатора.
4. Перемещают двигатель в горизонтальном направлении и находят такое его
положение, при котором расстояние между наружными поверхностями
клинового ремня в поперечном направлении под натяжным роликом будет
составлять 76—80 мм.
5. Двигатель закрепляют, следя, чтобы боковые поверхности шкивов
находились в одной плоскости.
7. С помощью линейки устанавливают величину зазора между упором 2 и
наружной поверхностью клинового ремня 3 — он должен быть в пределах 1—3
мм.
8. Закрепляют упор 2, затягивая гайку 1.
9. Устанавливают на место кожух клиноременной передачи. Контролируют
зазор между наружными поверхностями клинового ремня и ограничительной
скобы, расположенной на внутренней поверхности кожуха, — он должен быть
равен 1—3 мм.
К числу операций технического обслуживания можно
отнести и замену клиновых ремней в трансмиссиях мотоблоков и мотоорудий.
Замену ремня, например, заднего хода мотоблока МБ-1 следует осуществлять
в следующей последовательности.
3. Ослабить ключом крепление на оси 1 подпружиненного ролика 2 ремня
заднего хода (рис. 7.9, а, см. вклейку).
4. Отжав ролик 2 в сторону двигателя, из образовавшегося зазора между
передней направляющей планкой 3 и роликом вынуть ремень 4 заднего хода
(рис. 7.9, б).
5. Снять ремень с ведомого шкива.
6. На ведомый шкив и ролик надеть новый ремень заднего хода.
7. Установить на место и закрепить снятые детали.
Сравнительно большей трудоемкости требуют операции регулировки зазора в
зацеплении конических шестерен в главной передаче ведущего моста,
например, в мотоблоке МТЗ-05. Регулировку необходимо проводить в случае
повышенного шума главной передачи, что указывает на увеличенный боковой
зазор. Уменьшение бокового зазора достигается переносом регулировочных
прокладок из-под фланца правого рукава под фланец левого, без изменения
общего числа прокладок под обоими фланцами. Нормальный боковой зазор
между зубьями конических шестерен должен находиться в пределах 0,18—0,40
мм.
После регулировки бокового зазора необходимо проверить пятна контакта в
зубьях. Для этого несколько зубьев одной из шестерен покрывают тонким
слоем густо разведенной краски и проворачивают шестерню несколько раз в
обе стороны. При правильной регулировке пятно контакта, полученное на
зубе, должно занимать не менее половины его поверхности. При этом пятно
должно располагаться в средней его части или ближе к вершине конуса
(рис. 7.10, а). Правильное зацепление зубьев обеспечит надежную и
длительную работу главной передачи •без поломок.
Демонтаж шины колеса мотоблока следует провести следующим образом.
1. Выпустить из камеры воздух.
2. Сдвинуть оба борта
покрышки с полок обода в его углубление со стороны, противоположной
вентилю.
3. Вставить две монтажные лопатки между бортами покрышки и ободом со
стороны вентиля на расстоянии 10 см по обеим сторонам от него.
4. Перетянуть через край обода сначала часть борта покрышки у вентиля, а
затем и весь борт.
5. Вынуть вентиль из отверстия в ободе, а затем и камеру из покрышки.
6. Повернуть колесо, сдвинув одну сторону борта покрышки в углубление
обода, вставить с другой стороны лопатки и вынуть обод из покрышки.
Монтаж шины на обод необходимо выполнять на полу или на чистой площадке
так, чтобы в покрышку при монтаже не попадали земля и грязь. Перед
монтажом надо проверить состояние обода, покрышки и камеры. Обод должен
быть чистым, без забоин и коррозии. Если забоины появились, их нужно
зачистить, а грязь и коррозию удалить. После этого обод надо покрасить и
просушить.
Шину следует монтировать в такой последовательности .
1. Завести один борт покрышки через край обода, для
чего надо надеть сначала один край борта, а затем при помощи лопаток
перетянуть остальную его часть.
2. Посыпать обтертую насухо камеру тонким слоем: талька, вложить ее в
покрышку и расправить.
3. Вентиль камеры вставить в отверстие обода.
4. Завести через край обода второй борт покрышки,
для этого надо сначала перетянуть часть борта, а затем при помощи
монтажных лопаток — остальную часть.
5. Перетягивание борта необходимо заканчивать у вентиля. При монтаже
шины нужно следить за правильным положением вентиля, перекос которого
недопустим.
6. Ввернуть золотник в вентиль и накачать шину, следя за тем, чтобы
покрышка располагалась на ободе концентрично, а ее края плотно прилегали
к бортам обода.
7. Проверить манометром давление воздуха в шине и, если оно не
соответствует норме, то установить нужную величину.
8. Проверить герметичность золотника вентиля и надеть на вентиль
предохранительный колпачок.
Необходимо указать, что другие регулировки и операции технического
обслуживания мотоблоков и мотоорудий были рассмотрены в п. 3.5, 3.8,
4.2, 5.1 и 6.2 при описании конструкций и работы соответствующих узлов и
систем мотоблоков.
Рис. 7.10. Пятна контакта на зубьях конических
шестерен: а — нормальный зазор; бив — перемещение ведущей шестерни по
стрелке; гид — перемещение ведомой шестерни по стрелке