Техническое обслуживание мотокультиватора МК-1, мотоблоков МТЗ-05 и «Кутаиси Супер-600»

  Главная       Учебники - Трактора      Мини-тракторы (Бурков В. В.) - 1987 год

поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  .. 

 

 

7.6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВКИ МОТОБЛОКОВ И МОТООРУДИЙ

 

 

Техническое обслуживание мотокультиватора МК-1, мотоблоков МТЗ-05 и «Кутаиси Супер-600»

 

 

 

Периодичность и содержание операций технического обслуживания мотокультиватора МК-1, мотоблоков

МТЗ-05 и «Кутаиси Супер-600» приведены в табл. 7.5,
7,6 и 7.7.


Рассмотрим кратко основные регулировки, выполняемые при техническом обслуживании мотоблоков и мотоорудий.

При регулировке карбюратора мотоблока МБ-I необходимо выполнить следующие операции (рис. 7.4).

1. Соблюдая осторожность, завернуть до упора винт 3 главного жиклера и винт 2 жиклера холостого хода, а затем отвернуть оба винта на 1,25 оборота.

2. Запустить двигатель и после его прогрева до нормальной температуры перевести рычаг дроссельной заслонки на правой рукоятке штанги управления в положение «мин».

3. Винтом 1 установить минимальную устойчивую частоту вращения холостого хода.

4. Винтом 2 установить максимальную частоту вращения холостого хода.

5. Винтом 1 установить минимальную устойчивую частоту вращения холостого хода.

6. Повторить регулировку по пп. 4 и 5, обеспечив бесперебойную работу двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода.

 

 

 

 

Рис. 7.4. Внешний вид карбюратора КМБ-5 мотоблока МБ-1 «Нева» и расположение на нем регулировочных винтов

 

 

 

 

 

Таблица 7.5
Содержание и периодичность операций технического обслуживания мотокультиватора МК-1 «Крот»

 

Вид выполняемой

работы

Периодичность обслуживания после наработки, мото-ч *

еже­

дневно

 

 

 

 

 

20

50

100

300

Очистка от грязи, промывка, про­тирка насухо

+

+

+

+

+

Протирка поверхности топливом

+

+

+

+

+

Проверка отсутствия подтекания топлива, масла

+

+

+

+

Проверка крепежа

+

+

+

» и регулировка привода дроссельной заслонки и сцепления

+

+

+

+

Проверка и регулировка клпно- ременной передачи

+

+

+

Замена масла в двигателе

+

+

+

» » » редукторе

+

+

+

+

Проверка уровня масла в двига­теле и редукторе, доливка

+

+

Проверка зазора между электро­дами свечи

+

+

+

+

Проверка зажигания

+

» воздушного фильтра, про­дувка

+

+

+

Промывка фильтрующего элемента

+

+

Замена фильтрyioii'.eiо элемента

+

Промывка системы питания

+

Удаление нагара в выхлопных окнах цилиндра, его головке, порш­не, канавках поршневых колец

 

 

 

+

Промывка глушителя в бензине

-*

+

Смазывание тросов управления

+

Подкраска поврежденных мест

+

1 Ориентировочное соотношение наработки в мото-часах лепдарных сроков следующее; 20 мото-ч — I мес, 50 мото-ч — 100 мото-ч — 6 мес, 300 мото-ч — 12 мес.

и ка- 3 мес

 

 

 

 

Таблица 7.6
Содержание и периодичность операций технического обслуживания мотоблока МТЗ-05

Вид

выполняемой работы

Периодичность обслуживания после наработки, мото-ч

еже­

днев­

но

50

100

200

500

1000

Очистка двигателя от пыли, грязи, масла

+

+

+

+

+

+

Промывка мотоблока

+

+

+

+

+

Проверка крепежа элементов дви­гателя и мотоблока

+

+

+

+

+

+

Проверка уровня масла в двига­теле

+

+

+.

+

1

+

Проверка и регулировка сцепле­ния и привода дроссельной за­слонки

+

+

+

+

+

+

Проверка давления масла на рабо­тающем двигателе

+

+

“Г

+

+

Проверка отсутствия на работа­ющем двигателе подтекания топ­лива, ненормальных шумов, стуков

+

 

+

+

+

+

Удаление отстоя из отстойника топливного бака

+

+

+

 

+

Подтяжка крепежа головки ци- лиидра, если она снималась

+

+

+

+

+

+

Промывка системы топливоподачи

+

+

+

+

+

Замена масла в трансмиссии

+

+

+

+

» » » двигателе

+

+

+

Промывка корпуса центрифуги

+

+

+

+

» воздушного фильтра

+

+

+

+

+

Проверка зазора у клапанов

+

+

+

+

 

Очистка контактов магнето и элек­тродов свечи, регулировка в ней зазора

 

+

+

+

+

+

Проверка давления воздуха в ши­нах

 

+

+

+

+

+

Смазывание регулятора

+

-U

+

+

Проверка герметичности клапанов

+

+

+

Снятие цилиндра, проверка со­стояния поршневых колец, посадки пальца в поршне и головке шатуна

 

 

 

+

+

+

Очистка от нагара цилиндра, пор­шня, поршневых колец, камеры сго­рания головки

 

 

 

+

+

+

Промывка регулятора

+

+

+

Смазывание кулачка прерывателя

+

+

+

Проверка состояния собачек ре­гулятора, промывка их

 

 

 

+

+

+

 

Вид

Периодичность обслуживания после наработки, мото-ч

выполняемой работы

еже­

днев­

но

50

100

200

500

1000

Удаление нагара с электродов бе­

              

              

              

              

+

+

гунка и крышки прерывателя, про­

 

 

 

 

 

 

мывка

 

 

 

 

 

 

Замена смазки в магнето

+

+

Проверка состояния и промывка

_

__

+

+

пускового ускорителя Очистка полости коленчатого вала

 

 

 

 

 

+

 

 

 

Таблица 7.7
Содержание и периодичность операций технического обслуживания мотоблока «Кутаиси Супер-600»

Вид

выполняемой работы

Периодичность технического обслуживания после наработки (в мото-ч) или после израс­ходования следующего количества топлива (кг)

еже­дневно (15 кг)

50 (75 кг)

100 (150 кг)

400 (600 кг)

Проверка уровня масла в двигателе и в трансмиссии

+

+

+

+

Промывка воздушного фильтра, замена масла

+

+

+

+

Удаление отстоя из топ­ливного бака

+

+

+

+

Замена масла в транс­миссии

 

| **

+

Замена масла в двигателе

 

| **

+

Очистка топливного фильтра

+

+

+

Очистка клапана сапу­на, если необходимо — за­мена прокладки

 

+

+

+

Проверка и подтяжка крепежа

+

+

+

Проверка работоспособ­ности узлов и агрегатов ***

+

+

+

Очистка оребрения ци­линдра, лопаток вентиля­тора, промывка двигателя

 

+

+

+

 

Вид

выполняемой работы

Периодичность технического обслуживания .после наработки (в мото-ч) или после израс­ходования следующего количества топлива (кг)

еже­дневно (15 кг)

50 (75 кг)

100 (150 кг)

400 (600 кг)

Осмотр (при необходи­мости замена) резино­вых втулок на рычагах управления

+

+

Очистка свечи зажига­ния от нагара, регули­ровка зазора

 

 

+

.+

Промывка топливного бака и карбюратора

 

 

 

+

Удаление иагара из глу­шителя

              

+

Замена свечи (при необ­ходимости)

■—

■—.

                   

+

Проверка и регулиров­ка зазора между контак­тами прерывателя

 

 

 

+

* После 15 мото-ч обкатки, ** После каждых 130—150 *** При работе мотоблока.

мото-ч.

 

7. Перевести рычаг дроссельной заслонки в положение максимальной частоты вращения двигателя. При перебоях в работе двигателя, отворачивая винт 3 главного жиклера, обеспечить устойчивую работу двигателя.

Карбюратор К-60 В мотокультиватора МК-1 и мотоблока М-3 регулируется двумя винтами: винтом 3 (рис. 7.5,

а, см. вклейку) положения дроссельной заслонки и регулировочным винтом 4 (рис. 7.5, б) холостого хода; Для регулировки карбюратора следует произвести следующие операции.

1. Снять корпус воздушного фильтра с фильтрующий элементом.

2. Открыть с помощью рычажка 2 воздушную заслонку, находящуюся во входном патрубке 1 карбюратора.

3. Вращением подпружиненного винта 3 установить дроссельную заслонку шиберного типа так, чтобы щель между ее основанием и образующей воздушного канала, видимая через входной патрубок, имела ширину 2—2,5 мм.

 

4. Регулировочный винт 4 полностью ввернуть, а затем вывернуть на 0,5—1 оборота.

5. Запустить и прогреть двигатель в течение 3—5 мин.

6. Медленно отвернуть регулировочный винт 4, при этом частота вращения двигателя сначала будет возрастать, а затем снижаться. Началу снижения частоты вращения соответствует оптимальное положение регулировочного винта 4 для данного положения винта 3 (дроссельной заслонки).

7. Отворачивая винт 3, снова снизить частоту вращения двигателя, а затем плавно завернуть регулировочный винт 4, вновь найдя его оптимальное положение.

8. Повторять операции по пп. 6 и 7 до тех пор, пока не будет получена минимальная, но вполне устойчивая частота вращения двигателя. Эту устойчивость проверять резким открытием и закрытием дроссельной заслонки. Если двигатель останавливается в момент резкого открывания заслонки, то смесь немного обогатить, заворачивая регулировочный винт 4. Если двигатель останавливается в момент резкого закрывания дроссельной заслонки — смесь обеднить, отворачивая тот же винт 4.

9. После окончания регулировки карбюратора собрать воздушный фильтр.

Проверка установки электронного магнето системы зажигания мотоблока М-3, а также мотокультиватора МК-1 производится путем контроля совмещения рисок на магнето и картере двигателя. При несовпадении этих рисок следует ослабить винты крепления магнето на картере, совместить риски поворотом магнето и надежно закрепить винты.

Для двигателя ДМ-1 мотоблока МБ-1 проверка установки электронного магнето заключается в контроле зазора между магнитом 6, установленным на вентиляторе-маховике 5, и статором 1 (рис. 7.6, см. вклейку). При этом следует осуществить следующие операции.

1. Снять кожух вентилятора-маховика вместе со шнуровым стартером.

2. Повернуть вентилятор-маховик 5 таким образом, чтобы магнит 6 маховика 5 подошел под статор 1 электронного магнето, а стрелка на вентиляторе-маховике 5 совпала с правым башмаком 3 статора.

3. Щупом 4 проверить величину зазоров между правым и левым башмаками статора и магнитом — она должна составлять 0,10—0,15 мм.
 

4. Если необходимо отрегулировать величину зазора, то следует ослабить болты 2 и, перемещая статор /, установить необходимую величину поочередно для правого и левого башмаков.

5. Подтянув болты 2, повторно проверить величину зазора и окончательно закрепить статор.

Осмотр, устранение неисправностей и регулировку свечи зажигания необходимо произвести в следующей последовательности.

1. Вывернуть свечу, используя специальный ключ.

2. Проверить по внешнему виду стальные и керамические детали свечи.

3. Если камера, электроды и носик керамического изолятора свечи покрыты копотью, нагаром или маслом, их следует осторожно очистить, промыть чистым бензином, просушить и продуть сжатым воздухом.

4. Проверить щупом зазор между центральным и боковым электродами, который должен быть в пределах

0,4—0,6 мм, и установить путем подгибания только, бокового электрода

5. Проверить работу свечи, для чего положить, ее на двигатель и с помощью пускового устройства провернуть коленчатый вал, следя за появлением искры между электродами. Искра должна быть ярко-голубого цвета.

6. Ввернуть свечу от руки до упора, предварительно установив уплотнительное кольцо, а затем довернуть ее ключом.

Очистка воздушных фильтров двигателя мотоблоков производится в соответствии с периодичностью технического обслуживания или по мере необходимости, если агрегат работает в условиях сильной запыленности. При этом для очистки; фильтра, например, мотоблока МБ-1 следует выполнить следующие операции.

1. Отвернуть гайку-барашек крепления крышки воздушного фильтра.

2. Снять крышку фильтра.

3. Снять пористый элемент 1 (рис. 7.7, см. вклейку), выполненный из поролона, с сухого картонного элемента 2.

4. Вымыть пористый элемент 1 в бензине, керосине или мыльной воде.

5. Пропитать пористый элемент в масле М12ГИ, излишки масла аккуратно отжать. Следует помнить, что

 

 

выкручивать элемент нельзя во избежание его повреждения.

6. Снять сухой элемент 2.

7. Вымыть его сначала а теплой мыльной воде, а затем — в чистой. После этого элемент тщательно высушить на воздухе. Следует помнить, что сухой картонный элемент ничем не пропитывается.

8. Собрать фильтр в обратном порядке.

В регулировочных работах по мотоблокам важное место занимают регулировки элементов трансмиссии. Так, регулировка механизма выключения сцепления мотоблока МТЗ-05 заключается в проверке величины свободного хода рычага сцепления, который должен быть равен на конце рычага 5—10 мм. Регулировка свободного хода производится с помощью регулировочного винта 20 (см. рис. 4.4). Если сцепление «ведет», то необходимо отпустить гайку 19 и ввернуть регулировочный винт 20. Если же сцепление «буксует», то регулировочный винт следует вывернуть. После регулировки сцепления регулировочный винт нужно законтрить, затянув гайку 19.

При регулировке клиноременной передачи мотокультиватора МК-1 поступают следующим образом.

1. Снимают кожух клиноременной передачи.

2. Ослабляют четыре гайки крепления двигателя.

3. Включают рычаг сцепления и фиксируют его положение с помощью фиксатора.

4. Перемещают двигатель в горизонтальном направлении и находят такое его положение, при котором расстояние между наружными поверхностями клинового ремня в поперечном направлении под натяжным роликом будет составлять 76—80 мм.

5. Двигатель закрепляют, следя, чтобы боковые поверхности шкивов находились в одной плоскости.

6. Ослабляют гайку 1 крепления упора 2 (рис. 7.8, см. вклейку).

7. С помощью линейки устанавливают величину зазора между упором 2 и наружной поверхностью клинового ремня 3 — он должен быть в пределах 1—3 мм.

8. Закрепляют упор 2, затягивая гайку 1.

9. Устанавливают на место кожух клиноременной передачи. Контролируют зазор между наружными поверхностями клинового ремня и ограничительной скобы, расположенной на внутренней поверхности кожуха, — он должен быть равен 1—3 мм.

 

К числу операций технического обслуживания можно отнести и замену клиновых ремней в трансмиссиях мотоблоков и мотоорудий. Замену ремня, например, заднего хода мотоблока МБ-1 следует осуществлять в следующей последовательности.

1. Снять кожух клиноременной передачи.

2. Снять заднюю направляющую планку ведомого шкива.

3. Ослабить ключом крепление на оси 1 подпружиненного ролика 2 ремня заднего хода (рис. 7.9, а, см. вклейку).

4. Отжав ролик 2 в сторону двигателя, из образовавшегося зазора между передней направляющей планкой 3 и роликом вынуть ремень 4 заднего хода (рис. 7.9, б).

5. Снять ремень с ведомого шкива.

6. На ведомый шкив и ролик надеть новый ремень заднего хода.

7. Установить на место и закрепить снятые детали.

Сравнительно большей трудоемкости требуют операции регулировки зазора в зацеплении конических шестерен в главной передаче ведущего моста, например, в мотоблоке МТЗ-05. Регулировку необходимо проводить в случае повышенного шума главной передачи, что указывает на увеличенный боковой зазор. Уменьшение бокового зазора достигается переносом регулировочных прокладок из-под фланца правого рукава под фланец левого, без изменения общего числа прокладок под обоими фланцами. Нормальный боковой зазор между зубьями конических шестерен должен находиться в пределах 0,18—0,40 мм.

После регулировки бокового зазора необходимо проверить пятна контакта в зубьях. Для этого несколько зубьев одной из шестерен покрывают тонким слоем густо разведенной краски и проворачивают шестерню несколько раз в обе стороны. При правильной регулировке пятно контакта, полученное на зубе, должно занимать не менее половины его поверхности. При этом пятно должно располагаться в средней его части или ближе к вершине конуса (рис. 7.10, а). Правильное зацепление зубьев обеспечит надежную и длительную работу главной передачи •без поломок.

Демонтаж шины колеса мотоблока следует провести следующим образом.

1. Выпустить из камеры воздух.
 

 

2. Сдвинуть оба борта

покрышки с полок обода в его углубление со стороны, противоположной вентилю.

3. Вставить две монтажные лопатки между бортами покрышки и ободом со стороны вентиля на расстоянии 10 см по обеим сторонам от него.

4. Перетянуть через край обода сначала часть борта покрышки у вентиля, а затем и весь борт.

5. Вынуть вентиль из отверстия в ободе, а затем и камеру из покрышки.

6. Повернуть колесо, сдвинув одну сторону борта покрышки в углубление обода, вставить с другой стороны лопатки и вынуть обод из покрышки.

Монтаж шины на обод необходимо выполнять на полу или на чистой площадке так, чтобы в покрышку при монтаже не попадали земля и грязь. Перед монтажом надо проверить состояние обода, покрышки и камеры. Обод должен быть чистым, без забоин и коррозии. Если забоины появились, их нужно зачистить, а грязь и коррозию удалить. После этого обод надо покрасить и просушить.

Шину следует монтировать в такой последовательности .

1. Завести один борт покрышки через край обода, для

чего надо надеть сначала один край борта, а затем при помощи лопаток перетянуть остальную его часть.

2. Посыпать обтертую насухо камеру тонким слоем: талька, вложить ее в покрышку и расправить.

3. Вентиль камеры вставить в отверстие обода.

4. Завести через край обода второй борт покрышки, для этого надо сначала перетянуть часть борта, а затем при помощи монтажных лопаток — остальную часть.

5. Перетягивание борта необходимо заканчивать у вентиля. При монтаже шины нужно следить за правильным положением вентиля, перекос которого недопустим.

6. Ввернуть золотник в вентиль и накачать шину, следя за тем, чтобы покрышка располагалась на ободе концентрично, а ее края плотно прилегали к бортам обода.

7. Проверить манометром давление воздуха в шине и, если оно не соответствует норме, то установить нужную величину.

8. Проверить герметичность золотника вентиля и надеть на вентиль предохранительный колпачок.

Необходимо указать, что другие регулировки и операции технического обслуживания мотоблоков и мотоорудий были рассмотрены в п. 3.5, 3.8, 4.2, 5.1 и 6.2 при описании конструкций и работы соответствующих узлов и систем мотоблоков.

 

 

 

 

 

Рис. 7.10. Пятна контакта на зубьях конических шестерен: а — нормальный зазор; бив — перемещение ведущей шестерни по стрелке; гид — перемещение ведомой шестерни по стрелке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  ..