7.6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ
РЕГУЛИРОВКИ МОТОБЛОКОВ И МОТООРУДИЙ
Планово-предупредительная система технического обслуживания позволяет
предупредить появление неисправностей и отказов, уменьшить вредное
влияние старения, разрегулировок и изнашивания, сделать работу агрегатов
в течение всего периода эксплуатации высокопроизводительной и
экономичной. Зарубежные фирмы придают большое значение правильной
организации технического обслуживания мотоблоков и мотоорудий. Фирма
«Гольдони», например, имеет около трех тысяч станций технического
обслуживания, расположенных по всей территории Италии. Эти станции
обеспечены квалифицированным персоналом для выполнения всех видов
обслуживания и ремонта выпускаемой фирмой продукции, в том числе и с
выездом на места специально оборудованных для этих целей автофургонов
фирмы «Гольдони», использование которых резко повышает оперативность и
качество производимых работ.
Техническое обслуживание — это операция или комплекс операций по
поддержанию работоспособности и исправности мотоблока или мотоорудия и
его узлов при использовании по назначению, при хранении и
транспортировании.
Ремонт — это комплекс операций, предназначенных для восстановления
исправности и работоспособности мотоблоков (мотоорудий) и их узлов.
Восстановление работоспособности деталей, механизмов и узлов, нарушенной
при эксплуатации из-за изнашивания и поломок, осуществляется с помощью
эксплуатационного ремонта. Выполняется этот ремонт без изъятия мотоблока
из эксплуатации, в отличие от ремонта капитального, когда мотоблок
должен быть изъят из эксплуатации.
Операции по техническому обслуживанию делятся на моечно-очистительные,
проверочно-смотровые, смазочные
и регулировочные. Они выполняются обязательно, в отличие от ремонта,
проводимого по мере необходимости. Периодичность проведения технического
обслуживания представлена в табл. 7.4, где в качестве примера приводится
периодичность технического обслуживания после наработки определенного
числа моточасов для мотоорудий и мотоблоков. Сезонные технические
обслуживания, выполняемые при переходе от весенне-летнего сезона к
осенне-зимнему, и наоборот, обычно совмещаются с каким-либо техническим
обслуживанием.
Таблица 7.4
Периодичность проведения технического обслуживания мотоблоков и
мотоорудий
Эксплуатации мотоблока (мотборудия) с полной
нагрузкой предшествует его обкатка, которая проводится как для новых,
так и Для капитально отремонтированных мотоблоков. В заводских условиях
обкатка может быть кратковременной и не позволяет произвести полной
приработки трущихся поверхностей узлов и механизмов. В этом случае при
работе на полной нагрузке появляются повышенные износы, могут произойти
задиры в сопряжениях и поломка деталей. Дополнительная обкатка,
проводимая в полевых условиях, при нагрузке не превышающей 60—70 % от
номинальной, обеспечивает более тщательную приработку деталей, что
повышает надежность работы мотоблока с полной нагрузкой, т. е. при
выполнении таких операций, как вспашка или фрезерование.