Коробка передач мотоблока «Беларусь» МТЗ-0,5

  Главная       Учебники - Трактора      Мини-тракторы (Бурков В. В.) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

4.2. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ МИНИ-ТРАКТОРОВ

 

 

 

 

Рассмотрим примеры конструкций, используемых на мини-тракторах коробок передач.

 

 

Коробка передач мотоблока «Беларусь» МТЗ-0,5

 

 

Коробка передач мотоблока «Беларусь» МТЗ-0,5 , (см. рис. 4.4) механическая, ступенчатая, трехвальная, с продольным расположением валов, имеет четыре передачи для движения вперед и две передачи заднего хода. Она состоит из корпуса 23, первичного 6, промежуточного1 26, вторичного 25 валов, шестерен и механизма переключения передач. Корпус отлит из чугуна и является общим для коробки передач, главной передачи и дифференциала. Все валы коробки передач вращаются в шариковых подшипниках, установленных в расточках корпуса.

Первичный вал 6 изготовлен пустотелым за одно с двумя шестернями (I и III, а также II и IV передач) и вращается на двух шариковых подшипниках. Внутри первичного вала проходит шток 7 механизма управления сцеплением. На первичном валу на роликовых подшипниках установлен блок шестерен заднего хода 9. Между роликовыми подшипниками на валу находится распорная втулка, которая фиксирует положение подшипников. На задний конец вала насажена шлицованная втулка, в которую входит вал отбора мощности 14. Передний подшипник установлен в расточке передней стенки корпуса. Задний подшипник первичного вала внутренним кольцом насажен на шлицованную втулку, а наружным кольцом установлен в расточке перегородки корпуса. От осевых перемещений первичный вал удерживается подшипниками, которые фиксируются: передний — стопорной пластиной 35, а задний — стопорным кольцом 11. Шестерни I и III передач и шестерни II и IV передач на первичном валу находятся в постоянном зацеплении с шестернями 29 и 30 промежуточного вала, а блок шестерен заднего хода находится в зацеплении с шестерней 27 промежуточного вала.

Промежуточный вал 26 также пустотелый, внутри него проходит шток переключения передач. Вал установлен на двух шариковых подшипниках и зафиксирован от осевого перемещения стопорной пластиной 35. На промежуточном валу выполнены четыре ряда радиально расположенных отверстий (по три отверстия в каждом ряду), в которых свободно установлены заклинивающие шарики 10. При переключении передач шарики 10 поочередно с помощью штока 24 вводятся во впадины шестерен, свободно сидящих на промежуточном валу. При этом шестерни 8, 27, 29, 30 поочередно соединяются с промежуточным валом.
 

Вторичный вал 25 установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник расположен в стакане 31, который вставлен в расточку стенки коробки передач; задний подшипник установлен в расточке перегородки корпуса. От осевых перемещений вал удерживается передним подшипником, который, в свою очередь, зафиксирован в стакане стопорным кольцом 32, а на валу — гайкой 33. На шлицах вторичного вала установлен скользящий блок 28 из двух шестерен. На переднем конце вала закреплена крыльчатка 34 для разбрызгивания масла на диски сцепления, а на заднем — ведущая шестерня главной передачи, выполненная за одно с валом.

Механизмы управления коробкой передач служит для включения передач, установки шестерен в нейтральное положение и включения передач заднего хода. На мотоблоке МТЗ-05 он состоит из механизма переключения режимов работы и механизма переключения передач. Механизм переключения режимов работы позволяет переключать коробку передач на режимы переднего или заднего хода. Он состоит из рычага переключения режимов 11 (см. рис. 2.1), расположенного слева на верхнем конце штанги управления, тяги 9, рычагов 18 и 1 (рис. 4.10), поводка 2, валика 7 (рис. 4.11), вилки 9. При переключении режимов работы усилие от рычага 11 (см. рис. 2.1) через тягу и рычаг передается на вал с рычагом 1 (см. рис. 4.10). Рычаг 1 посредством штифта, входящего в паз поводка 2, продвигает валик 7 (рис. 4.11), который, в свою очередь, посредством вилки 9 перемещает блок шестерен 8, вводя его в зацепление, соответствующее режиму переднего или заднего хода. Для предотвращения самопроизвольного выключения определенного режима работы валик удерживается в заданном положении с помощью фиксатора 5. Фиксатор состоит из шарика, натруженного пружиной, расположенного в канале, высверлен ном в корпусе 1. На валике 7 имеются две лунки, соответствующие двум режимам работы. При включении определенного режима работы шарик под действием пружины входит в лунку и, таким образом, фиксирует валик в заданном положении. Для перемещения валика при переключении режимов работы необходимо приложить усилие, достаточное для выталкивания шарика из лунки.

Механизм переключения передач предназначен для переключения передач на заранее заданном режиме переднего или заднего хода. Он состоит из рычага переключения
передач 12 (см. рис. 2.1), расположенного на верхнем конце штанги управления правёе рычага переключения режимов работы, тяги 7, рычага 18, рычага 26 (см. рис. 4.10), вилки 6 (рис. 4.11), валика 2, вилки и штока 4. При переключении передач усилие от рычага 12 (см. рис. 2.1) через тягу 7 и рычаг 18 передается на вал с рычагом 26 (см. рис. 4.10). Рычаг посредством штифта, входящего в паз вилки 6 (рис. 4.11), перемещает валик 2, который вилкой 6 продвигает шток 4 переключения передач. Шток при перемещении поочередно вытесняет заклинивающие шарики, включая соответствующую передачу. Для удержания шестерен коробки передач во включенном или нейтральном положении служат соответственно шариковые фиксаторы 3.

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.10. Схема поперечного разреза ведущего моста мотоблока МТЗ-05:
1 — рычаг переключения режимов коробки передач; 2, 5 — поводки; 3 — ведомая шестерня главной передачи; 4 — вилка; 6 — шарик; 7 — рукав полуоси; В — полуось; 9 — фланец; 10, 16 — болты; 11, 27 — крышки; 12 — ведомая шестерня конечной передачи; 13, 15, 23 — стопорные кольца; 14, 22 — полуосевые шестерни; 17 — штифт; 18— шайба; 19 — ось сателлитов; 20 — сателлит; 21 — корпус дифференциала; 24 — шпилька; 25,
26 — рычаги
 

 

 

 

Рис. 4.11 . Схема механизма управления коробкой передач мотоблока МТЗ-05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..