4.1. МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ МИНИ-ТРАКТОРОВ
Сцепление на мотоблоках «Мепол-Терра»
На мотоблоках «Мепол-Терра» чехословацкого
производства применяется центробежное сцепление колодочного
типа, которое расположено в промежуточном фланце 10 (рис. 4.6,
а), соединяющем двигатель с трансмиссией. Промежуточный фланец
на трансмиссии закрепляется болтами 9. Сцепление состоит из
ведущей ступицы 1, двух центробежных грузов 6 и ведомой ступицы
11. Ведущая ступица насажена на нижний конец коленчатого вала
двигателя и закреплена гайкой 5 со стопорной шайбой 4. В ведущую
ступицу вставлены две оси 3, зафиксированные в ступице 1 с
помощью стопорных колец 2. На этих осях свободно насажены два
центробежных груза 6, зафиксированных стопорными кольцами 8.
Ведомая ступица 11 закрепляется с помощью шпоночного соединения
на первичном валу комплектной коробки
Рис. 4.6. Детали центробежного
сцепления (а) и элементы подсоединения двигателя (б) к
трансмиссиям мотоблока «Мепол-Терра»
Т-20 или на удлиненной ступице ведущей
конической шестерни редуктора Т-19 и фиксируется гайкой со
стопорной шайбой.
Центробежное сцепление включается и выключается автоматически в
зависимости от скоростного режима работы двигателя. Оно
включается при возрастании частоты вращения двигателя до
1700—1800 мин-1. При этом грузы 6, сидящие на осях 3, под
действием центробежных сил расходятся, преодолевая пружины 7, и
прижимаются к ведомой ступице 11. Вращающий момент передается за
счет сил трения, возникающих между грузами и внутренней
поверхностью ведомой ступицы. Чем выше частота, вращения
двигателя, тем больше сила трения между грузами и ведомой
ступицей и, следовательно, возможна передача большего вращающего
момента. При неработающем двигателе, а также при частоте
вращения ниже 1700 мин-1 сцепление выключено, поэтому его обычно
относят к непостоянно замкнутым.
На фланце двигателя имеется выступающая вперед цилиндрическая
часть, в которой размещена ведущая часть сцепления. Ведомая
часть сцепления размещается в верхней части редуктора Т-19 или
комплектной коробки Т-20.
При подсоединении двигательного модуля к трансмиссии мотоблока
ведущая ступица сцепления с грузами входит внутрь ведомой
ступицы. При этом необходимо следить, чтобы соприкасающиеся
цилиндрическая поверхность фланца двигателя и посадочная
поверхность трансмиссии были чисты. Для обеспечения посадки
двигатель можно слегка покачивать до тех пор, пока фланец
двигателя 14 (рис. 4.6, б) не упрется во фланец трансмиссии, а
палец 12 не войдет в проушину, в которой он затем фиксируется с
помощью болта. На фланце коробки передач Т-20 имеются две
проушины, и силовой агрегат можно поместить, вставляя его палец
12 в одну или другую проушину, расположив штангу управления с
той или иной стороны коробки. После соединения силовой агрегат
закрепляется быстродействующими зажимами 13, которые
представляют собой скобы, подвешенные на корпусе двигателя.
Скобы зацепляются крюками за штифты на выступах трансмиссии и
опускаются (см. также рис. 3.14). Такое соединение силового
агрегата с трансмиссией технологического модуля обеспечивает
быструю комплектацию разнообразных агрегатов.
Применение центробежного механизма
включения сцепления облегчает управление им. Однако центробежные
сцепления не нашли широкого применения на более мощных
мини-тракторах из-за склонности их к пробуксовке при больших
нагрузках, что обусловливает интенсивное изнашивание рабочих
поверхностей трения. В то же время на мотоблоках небольшой
мощности (до 2—3 кВт) применяют автоматические центробежные
сцепления (фирмы «Соло» и «Гутброд», ФРГ).
Функцию сцепления в трансмиссии мотоблока «Риони-2» выполняют
фрикционы планетарных редукторов, позволяющие при переключении
передач, а также при включении заднего или переднего хода плавно
соединять двигатель с трансмиссией.
|