3.9. СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ
МИНИ-ТРАКТОРОВ
Система пуска служит для принудительного прокручивания
коленчатого вала двигателя. При этом в двигателе начинают
протекать необходимые для его работы процессы газообмена и
смесеобразования, осуществляется воспламенение и сгорание
горючей смеси, в результате чего двигатель начинает работать. На
мини-тракторах используются механические и электрические системы
пуска двигателей (стартеры). В свою очередь, механические
системы делятся на рычажные, шнуровые и инерционные. Иногда
используются и давно известные заводные рукоятки. В
электрических системах применяются электрические стартеры, т. е.
электромоторы постоянного тока с механическими подключением и
отключением от коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.
Схема механизма запуска с помощью рычага
на двигателе Д-300
Схема механизма запуска с помощью рычага (рычажного стартера),
применявшегося на двигателе Д-300, представлена на рис. 3.39.
Шестерня запуска располагается на конце коленчатого вала и
состоит из двух частей. Ведомая часть 2 крепится на хвостовике
вала на шпонке и имеет венец 3 с прямыми зубьями. Ведущая часть
— шестерня с зубчатым венцом 4, может свободно вращаться на
ведомой части. На ведущей шестерне выполнен также боковой венец
7 с косыми зубьями, имеющими форму прямоугольных трапеций, что в
сочетании с зубьями ведомого венца составляет храповой механизм.
На торцевой части ведомой шестерни располагается шайба 6 с
кольцевой впадиной, в которую одним концом входит пружина 5.
Второй конец этой пружины вставлен в кольцевую канавку ведущей
шестерни, выполненную в ее торце. Под действием пружины,
находящейся в сжатом состоянии, входят в зацепление боковой
венец ведущей части и венец, ведомой части. Механизм запуска
включает рычаг 1, на котором располагается сектор с зубчатым
венцом.
Рис. 3.39. Схема механизма запуска
двигателя Д-300
Рычаг крепится к задней половине корпуса и
фиксируется в вертикальном положении специальным держателем.
На мотоблоках различной мощности самым распространенным является
шнуровой запуск. Такая система пуска применяется, в частности,
на мотоблоке МБ-1 (рис. 3.40) и мотокультиваторе МК-1.
Шнуровой стартер монтируется на конце коленчатого вала 11
двигателя ДМ-1 и состоит из барабана 8 для троса 6 (шнура),
спиральной пружины 4, храповика 9, опорной втулки 12 с пружиной
13, кольца 10 и крышки 2. Плетеный трос 6 диаметром 6 мм
закреплен узлом 5 и наматывается на барабан 8, а на выступающем
из крышки 2 его конце установлена рукоятка 1. Внутренний конец 7
спиральной пружины 4 закреплен в кольце барабана 8, а внешний
конец 3 прикреплен к крышке 2 стартера. Из-за
такой установки пружины трос всегда
полностью намотан на барабан, а после запуска двигателя рукоятка
1 сразу же возвращается в исходное положение. При резком
вытягивании рукоятки стартера опорная втулка, поджимаемая
винтовой пружиной 13, входит в зацепление с храповиком и
проворачивает коленчатый вал двигателя. Испытаниями,
проведенными в СССР [13], было установлено, что шнуровой
механизм двигателя лучше, чем рычажный. Он исключает опасность
удара при преждевременной вспышке.
Шнуровой стартер МК-1
Шнуровой стартер МК-1 конструктивно
аналогичен описанному выше, он также имеет шнур 26 (см. рис.
3.11), намотанный на барабан 27, спиральную пружину 28 и
храповик 29, но прокручивание коленчатого вала двигателя
осуществляется через стакан 24, который также позволяет
осуществить запуск двигателя с помощью запасного пуско-
вого шнура в случае выхода из строя
стартера. Для этого на конце шнура завязывается узел, который
при снятом с двигателя пусковом устройстве вставляется в паз
стакана 24, выступающего из кожуха вентилятора-маховика 31.
Затем шнур наматывается на стакан против часовой стрелки. При
резком натягивании шнура осуществляется запуск двигателя. Запуск
двигателя «Гольдони Супер-600» также осуществляется либо
стартером с автоматически убирающимся шнуром, либо шнуром,
непосредственно наматывающимся на шкив коленчатого вала
двигателя. Для облегчения запуска применяется автоматический
декомпрессор.
|