Система зажигания карбюраторного
двигателя мотоблока «Риони-2»
Схема такой системы зажигания мотоблока «Риони-2» представлена
на рис. 3.36. В основе схемы лежит фланцевое однодисковое
магнето типа М25Б левого вращения, которое объединяет в себе
генератор переменного тока низкого напряжения и повышающий
автотрансформатор, предназначенный для преобразования тока
низкого напряжения в ток высокого напряжения. На неподвижном
сердечнике якоря, имеющем два полюсных наконечника, намотаны две
обмотки: первичная 1 и вторичная 2. Первичная обмотка одним
своим концом соединена с массой, а другим — с неподвижным
контактом 16 прерывателя. Подвижный контакт 17 прерывателя
располагается на одном плече рычажка прерывателя 14. Сам рычажок
соединен с массой, и, таким образом, при сомкнутых контактах 16
и 17 прерывателя образуется электрическая цепь первичной
обмотки. Размыкание контактов прерывателя осуществляется при
нажатии кулачка 13 на пятку второго плеча рычажка 14.
Рис. 3.36. Схема системы зажигания
карбюраторного двигателя мотоблока «Риони-2»
Вторичная обмотка имеет значительно большее
число витков, чем первичная. Одним концом она через первичную
обмотку подсоединена к массе, а другим — через наконечник 4 — к
центральному контакту 11 свечи 7. Параллельно контактам
прерывателя установлен конденсатор 18, уменьшающий
искрообразование при размыкании контактов и повышающий
напряжение во вторичной обмотке, что способствует улучшению
разряда между контактами свечи.
Между полюсами-наконечниками магнето вращается ротор —
постоянный магнит. При вращении магнит создает в якоре
переменное по значению и направлению магнитное поле, которое,
пересекая проводники первичной обмотки, индуцирует в ее цепи
переменный ток низкого напряжения, дважды изменяющий свое
направление за один оборот ротора магнето. Этот ток достигает
максимального значения, когда полюсы постоянного магнита
оказываются повернутыми относительно башмаков якоря на 90°.
Тогда же происходит резкое изменение направления на
противоположное магнитного потока, пронизывающего витки
первичной обмотки. В этот момент кулачок 13 прерывателя
размыкает контакты 16 и 17, а следовательно, и цепь первичной
обмотки. Исчезающий магнитный поток, образовавшийся вокруг
витков первичной обмотки, индуцирует во вторичной обмотке
электрический ток высокого напряжения. Размыкание контактов
прерывателя осуществляется в момент времени, соответствующий
подаче искры на свечу, а ток высокого напряжения проходит по
цепи: вторичная обмотка 2, наконечник свечи 4, шайба 5,
центральный электрод свечи 11, воздушный зазор между центральным
11 и боковым 12 электродами, корпус 7 свечи, масса двигателя,
вторичная обмотка. Данная цепь имеет разрыв в воздушном зазоре,
и при подаче высокого напряжения (не менее 12 тыс. В) на
электроды свечи в зазоре образуется искра.
Если в момент размыкания контактов прерывателя образуется искра,
то при дальнейшем увеличении зазора между контактами большая
часть тока поступает на конденсатор 18. Конденсатор в результате
поглощения тока заряжается, а искрение на контактах ослабевает.
По достижению на обкладках конденсатора определенного значения
напряжения образуется разрядный ток, имеющий направление,
противоположное току в первичной обмотке. Образуемые этими
токами магнитные потоки будут
противоположны по направлению, что приведет
к быстрому размагничиванию сердечника трансформатора, а
совокупность процессов быстрого размагничивания и намагничивания
способствует дополнительному повышению э. д. с, на вторичной
обмотке.
Центральный электрод 11 свечи соединяется с наконечником 4. Во
избежание замыкания на корпус 7 свечи центральный электрод залит
в изолятор 8, который должен выдерживать электрическое
напряжение до 20—22 кВ. В корпусе свечи изолятор фиксируется
медными прокладками 6 и 9. Боковой электрод 12 свечи соединен с
корпусом, что обеспечивает контакт с массой. Уплотняется свеча в
головке цилиндра посредством прокладки 10.
На магнето устанавливается выключатель 15, используемый для
остановки двигателя. При замыкании его контактов создается цепь,
исключающая из работы контакты прерывателя, и ток высокого
напряжения во вторичной обмотке индуцироваться не будет.
Предохранительный искровой промежуток 3 предупреждает пробой
вторичной обмотки автотрансформатора током высокого напряжения,
превышающим допустимое значение, что может возникнуть в
результате отсоединения провода высокого напряжения от
наконечника свечи.
Система зажигания двигателя УД-15
Система зажигания двигателя УД-15 состоит
из одно-искрового магнето М-137 левого вращения и свечи А-10Н
или ОН-302А. Свеча располагается сбоку головки, а магнето
приводится во вращение от шестерни регулятора с помощью жесткой
муфты. При установке магнето пальцы муфты входят в зацепление с
шестерней привода регулятора.
|