Система питания двигателя 1Д90ТА
микротрактора TZ-4K-14
По рассмотренной принципиальной схеме выполнена система питания
двигателя 1Д90ТА микротрактора TZ-4K-14. На рис. 3.12 можно
видеть топливный насос высокого давления 4, нагнетающий топливо
в форсунку двигателя 6. Топливный бак емкостью 11 л находится
слева над коробкой передач. В верхней части бака располагается
заливная горловина, в которую вставлена металлическая сетка для
первичной фильтрации топлива. На днище бака установлена пробка
для слива отстоя.
Из бака топливо через запорный кран, также
устанавливаемый на днище, поступает по трубопроводу 5 через
штуцер 4 в крышку топливного фильтра 6 (рис. 3.34, а). Фильтр
имеет две воздухоотводные пробки 1 и 3, центральный полый штуцер
2, наворачиваемый на полую шпильку 11 с целью крепления стакана
фильтра 13 через прокладку 7 к крышке топливного фильтра 6. На
центральной шпильке 11 фильтра располагается фильтрующий элемент
8, поджимаемый к крышке фильтра шайбой 9 и пружиной 10. В нижней
части фильтра располагается сливная пробка 12. Очищенное топливо
отводится через канал шпильки 11 к штуцеру 2 и далее по
топливопроводу — к топливному насосу высокого давления.
Правильность подсоединения фильтра к топливопроводам должна
контролироваться по обозначениям на его крышке, а сам фильтр
устанавливается на специальной консоли, прикрепляемой к
двигателю.
Рис. 3.34. Детали основных узлов системы
питания дизеля 1Д90ТА: а — топливного фильтра; б — топливного
насоса; в — форсунки
Топливный насос 4 (см. рис. 3.12) устанавливается в верхней
части передней крышки двигателя таким образом, что толкатель
плунжера насоса опускается на кулачок 20 вала 3 привода. В
корпусе насоса 7 (рис. 3.34, б) помещается плунжерная пара 6,
состоящая из втулки и плунжера, снабженного фасонной проточкой с
винтовой кромкой для регулирования подачи топлива в цилиндр
двигателя. Рабочая полость насоса заключена между плунжером,
втулкой и корпусом 5 нагнетательного клапана. В верхней части
корпуса клапана сделано седло, на которое садится
непосредственно клапан 4 под действием пружины 3. Сам клапан и
пружина располагаются в полости, образованной корпусом клапана и
штуцером 2, ко второму концу которого с помощью накидной гайки 1
крепится топливопровод высокого давления.
Плунжер осуществляет возвратно-поступательное движение под
воздействием толкателя 12, постоянно прижимаемого к кулачку вала
привода двигателя пружиной 10, которая также отжимает плунжер
насоса на дно толкателя через опорную тарелку 11,
располагающуюся в проточке нижнего конца плунжера. Втулка
плунжера от поворота в корпусе насоса фиксируется штифтом 14, а
толкатель перемещается по штифту 13. Поворот плунжера во втулке
осуществляется за счет планки, располагающейся на нижнем конце
плунжера и входящей в проточки специальной поворотной втулки 9,
верхняя часть которой имеет зубья, связанные с зубчатой рейкой
топливного насоса 8.
Изменение хода рейки приводит к повороту
втулки и плунжера, что ведет к изменению величины перекрытия
отсечной винтовой кромкой плунжера поперечного отверстия втулки
плунжера, а это вызывает изменение количества подаваемого
топлива и продолжительности его подачи. В положении плунжера,
когда перепускная канавка, соединяющая рабочую полость насоса с
проточкой под отсечной кромкой плунжера, совпадает с поперечным
отверстием втулки плунжера, подача топлива не производится. В
этом случае рейка 8 находится в положении «стоп». В
противоположном положении рейки осуществляется максимальная
подача топлива.
Нагнетаемое топливо через топливопровод высокого давления
поступает в форсунку 6 двигателя (см. рис. 3.12), установленную
на головке 8 цилиндра. Топливопровод присоединяется к штуцеру 14
(рис. 3.34, в), который противоположной частью ввертывается в
корпус форсунки 8. С целью предохранения от попадания
механических примесей в полость форсунки в штуцер вставляется
фильтрующая сетка 13, а все это соединение уплотняется с помощью
прокладки. Далее топливо через канал, просверленный в корпусе
форсунки, поступает в кольцевую проточку распылителя 10 и далее
к его носку. В центральном канале распылителя располагается игла
9, открывающая доступ топлива к отверстиям распылителя. Нижняя
часть корпуса форсунки 8 и верхняя поверхность распылителя 10
отполированы, а прижаты эти поверхности друг к другу с помощью
втулки 11 я гайки 12. Через центральную проточку корпуса
форсунки проходит нажимная штанга 5, передающая давление пружины
4 на иглу 9 распылителя. Усилие пружины регулируется степенью
затяжки винта 3, фиксируемого от ослабления гайкой 2. Верхняя
часть форсунки закрыта защитным колпачком 1.
Подача топлива в цилиндр осуществляется при подъеме иглы под
действием давления топлива, создаваемого насосом высокого
давления и превышающего давление, которое действует на иглу
распылителя от затяжки пружины. Игла при подъеме открывает
доступ топливу в выходное отверстие распылителя, заканчивающееся
пятью распылительными отверстиями. Усилие пружины форсунки
регулируется на давление 13,3—13,7 МПа, а излишнее количество
топлива, проходящего вокруг иглы распылителя, сливается через
штуцер 6 и топливопровод 7 в топливный бак.
Давление впрыска топлива регулируется
степенью затяжки пружины форсунки, что выполняется при снятом
колпачке 1. Неисправность работы форсунки проявляется в
неравномерности работы двигателя, его перегреве и появлении
черного дыма из глушителя. В этом случае распылитель очищают и
промывают в топливе. Хорошо работающий распылитель дает очень
мелкий распыл топлива.
Регулировка максимальной дозы топлива проводится с помощью
специального блокировочного устройства, направляющую цапфу
которого поворачивают до тех пор, пока не совпадут риски на
рейке насоса и на его корпусе. После этого цапфу закрепляют
гайкой от возможного нарушения регулировки. Если рисок у насоса
нет или устанавливается «чужой» насос, то положение цапфы
определяется опытным путем так, чтобы после проворачивания
вручную вала двигателя на 100 оборотов объем подаваемого насосом
топлива составлял 2,53 + + 0,1 см3, что отмечается мерной
емкостью, собирающей топливо из топливопровода высокого давления
или форсунки.
Установка угла опережения подачи топлива осуществляется с
помощью короткого трубопровода высокого давления с накидной
гайкой, к которому посредством куска резинового шланга крепится
тонкая стеклянная трубка. Этот трубопровод устанавливается на
место нормального топливопровода высокого давления, и вал
двигателя проворачивается вручную до тех пор, пока в стеклянной
трубке, установленной вертикально, не появится топливо. При
последующем проворачивании вала необходимо заметить момент,
когда топливо в стеклянной трубке начнет двигаться вверх. В этот
момент риски на маховике и в окне, находящемся на картере
маховика, должны совпадать. В случае несовпадения этих рисок под
фланец топливного насоса устанавливаются (или убираются)
прокладки до тех пор, пока не будет достигнуто совпадение рисок.
Фильтр очистки воздуха дизеля имеет нижнюю съемную часть, в
которой располагается масляная ванна. Воздух через заборное
устройство, смонтированное на корпусе фильтра, поступает в его
полость по центральному каналу и доходит до масляной ванны.
После поворота на 180° воздух проходит два фильтрующих патрона,
располагающихся один над другим и изготовленных из кокосового
волокна. После фильтрации воздух подается
по коллектору в верхнюю часть картера двигателя, a
oi туда — в цилиндр двигателя.
Дизель снабжен центробежным регулятором, управляющим перемещением рейки
топливного насоса, а следовательно, и частотой вращения коленчатого вала
двигателя. Регулятор размещается на валу 3 передней крышки (см. рис.
3.12), его детали показаны на рис. 3.13. Особенность регулятора этого
двигателя состоит в том, что грузы 16 регулятора при работе
взаимодействуют с системой пружин 24, располагающихся во внутреннем
канале вала привода 23 передней крышки 18. Связь эта осуществляется
посредством специальной муфты 9, имеющей кольцевой паз на наружной
поверхности, и штифта 10. Перемещение муфты 22 (см. рис. 3.12)
осуществляется под действием грузов 2 регулятора и пружин 21 и
передается сухариками, входящими в паз муфты. Это перемещение
посредством рычага с вилкой и тяги, имеющих общую ось, передается на
рейку топливного насоса. Максимальная частота вращения коленчатого вала
двигателя должна находиться в пределах 2250—2300 мин-1, что достигается
регулировкой специальными винтами, расположенными с правой стороны
передней крышки картера двигателя. При регулировке частота вращения
коленчатого вала двигателя должна контролироваться тахометром.