3.4. СИСТЕМА СМАЗЫВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
МИНИ-ТРАКТОРОВ
Система смазывания двигателей позволяет уменьшить потери на
трение, возникающие в сопряженных поверхностях, обеспечивает
отвод теплоты и удаление из зоны трения продуктов изнашивания.
Смазывание способствует, кроме того, более тщательному
уплотнению внутрицилиндрового пространства и предохраняет детали
и узлы от коррозии. В зависимости от конструкции двигателя
смазывание его может осуществляться разными способами.
Четырехтактные карбюраторные двигатели
мотоблока МТЗ-05, микротрактора «Агрия-4800» и других имеют
комбинированную систему смазывания.
Система смазывания двигателя УД-15
В двигателе УД-15 масло по каналу 7 (рис. 3.18, а) системы
смазывания поступает к распределительному валу и далее в его
втулку 5, а через радиальные отверстия во втулке по кольцевому
каналу 6 между распределительным валом и его втулкой — к
подшипникам скольжения распределительного вала. Часть масла по
каналу 1, выполненному в картере двигателя, поступает к втулкам
толкателей 4. При подъеме второго толкателя происходит сообщение
каналов втулки и толкателя, поэтому масло поступает по штанге к
ее верхнему наконечнику и каналу коромысла, а затем в крышку
головки цилиндра. Слив масла в картер происходит через кожух
штанги 3 и маслосливную трубку 2. Масло из масляной ванны 20
(см. рис. 3.6) через фильтрующую сетку 15 (рис. 3.18, б)
поступает в шестеренный масляный насос 14, установленный выше
уровня масла в картере и представляющий собой расположенные в
одном корпусе две спаренные шестерни, одна из которых является
ведущей, а другая — ведомой. Обе шестерни устанавливаются в
корпусе с небольшими радиальным и торцевым зазорами. Во время
работы шестерни вращаются и во впадинах между зубьями переносят
масло из всасывающей магистрали в нагнетательную, которая
выполнена в стенках картера двигателя, при этом рабочее давление
составляет 0,15—0,5 МПа.
Нагнетательная магистраль раздваивается. Один ее канал 12
заканчивается пробкой, он используется для подключения манометра
при контроле рабочего давления масла в магистрали. Другой канал
разветвляется на три: по первому из них 1 масло поступает к
толкателям клапанов, по второму 7 — подается к
распределительному валу, по третьему 10, выполненному в стенке
картера и опоре переднего подшипника, — поступает в кольцевую
полость 9. Далее через отверстие в коленчатом валу масло идет к
неполнопоточной центрифуге 8, корпусом которой является
вентилятор-маховик. В центрифуге масляный поток закручивается, а
находящиеся в масле механические примеси отбрасываются к стенкам
и оседают на них. После центрифуги очищенное масло поступает в
центральный канал коленчатого вала и по нему подается к
шатунному подшипнику скольжения 11. Отработанное в подшипнике
масло сливается в картер двигателя.
Масляная система снабжена редукционным клапаном, поддерживающим
постоянное давление масла в магистрали, которое контролируется
по указателю 13, установленному в полости клапана. Выход штифта
указателя из корпуса клапана при нормальном рабочем давлении
должен быть не менее 5 мм.
Путем разбрызгивания масла и масляным туманом, образующимся в
картере, смазываются зеркало цилиндра и поршневой палец.
Смазывание поршневого пальца осуществляется маслом, поступающим
к нему через отверстие во втулке и поршневой головке шатуна.
Заливается масло в картер через заливную горловину с
использованием воронки с сеткой. Слив масла производится через
отверстие в поддоне 19 (см. рис. 3.6) картера, уплотняемое
резьбовой пробкой.
Аналогичная комбинированная система смазывания применяется в
четырехтактных двигателях фирм «Рудже-рини» и «Ко Ти Емме».
|