3.3. ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ДВИГАТЕЛЕЙ МИНИ-ТРАКТОРОВ
Газораспределительный механизм двигателя
УД-15
Газораспределительный механизм предназначен для впуска в цилиндр
горючей смеси в карбюраторных двигателях или воздуха в дизелях и
выпуска отработавших газов. Конструкция газораспределительного
механизма двигателя УД-15 (рис. 3.16) относится к механизмам с
верхним (подвесным) расположением клапанов в головке цилиндра. В
его состав входят следующие основные детали: клапаны 2,
направляющие втулки 3 клапанов, клапанные пружины 4, коромысла
6, штанги толкателей 10, толкатели 13, распределительный вал 14
и его привод (шестерня) 15. Впускной клапан в целях улучшения
наполнения цилиндра смесью имеет больший диаметр головки, чем
выпускной. Седло головки клапана изготавливается в виде
вставного запрессовываемого кольца 1, а направляющие втулки 3
запрессовываются в головку блока. Такая конструкция является
более ремонтопригодной по сравнению с конструкцией головок
цилиндров без втулок. Зазор между стержнем клапана и втулкой
составляет 0,3 мм. Клапанная пружина 4 выполняет ряд функций:
обеспечивает плотную посадку головки клапана в седле при
закрытии и предохраняет его самопроизвольное открытие, не
допускает отрыва клапана от наконечника коромысла при их
замедленном движении 1 (с отрицательным ускорением). Размеры и
форма клапанных пружин выбираются из необходимости их работы на
рабочих режимах без вибрации. Для выпускного и впускного
клапанов пружины одинаковы. На стержне клапана ставится одна
пружина, которая закреплена с помощью тарелки 5. Коромысла 6
клапанов — правое и левое —
изготавливаются из легированной стали, отличаются друг от друга
углом наклона плоскости коромысла к его оси и представляют собой
неравноплечие рычаги.
Для обеспечения необходимых перемещений клапанов большие плечи
коромысел в 1,3—1,5 раза длиннее коротких и заканчиваются
калеными цилиндрическими поверхностями. В коротких плечах
установлены регулировочные винты с шаровой головкой и
контргайкой 7, предназначенные для регулировки зазора между
большим плечом коромысла и клапаном. Коромысла располагаются под
крышкой головки 8, куда своими верхними наконечниками 9 входят
штанги толкателей 10. Штанги для облегчения выполнены
пустотелыми, а наконечники толкателей запрессованы в штанги и
имеют сферические гнезда: верхние для головок регулировочных
винтов, нижние — для стержней толкателей. Вторая штанга имеет
наконечники со сквозными отверстиями, через которые подается
масло.
Для фиксации кожухов штанг в головке цилиндра между упорным
кольцом штанги и втулкой толкателя 12 устанавливается вторая
пружина 11. Втулки толкателей запрессовываются в картер и имеют
отверстия для подвода масла. Правильность запрессовки
контролируется по меткам на втулке. Толкатели 13 предназначены
для передачи движения от кулачков распределительного вала 14 к
штангам. Толкатели имеют грибообразную форму с плоской головкой.
В стержне толкателя имеется отверстие для масла. Головки
толкателей скользят по образующим кулачков распределительного
вала 14, который имеет, кроме того, кулачок привода бензонасоса.
Распределительный вал приводится во вращение с помощью шестерни
15, входящей в зацепление, с распределительной шестерней
коленчатого вала. В картере двигателя распределительный вал
устанавливается на подшипниках скольжения 16, изготавливаемых из
бронзовой ленты. Фазы газораспределения, обеспечиваемые
механизмом, приведены в табл. 3.1, где представлены также
аналогичные данные для двигателя ЗИД-3.
|