Глава 3. ДВИГАТЕЛИ МИНИ-ТРАКТОРОВ
3.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ
МИНИ-ТРАКТОРОВ
Двигатели внутреннего сгорания являются тепловыми машинами, в
которых скрытая термохимическая энергия сжигаемого топлива
превращается в тепловую, а затем механическую энергию. Выше было
показано, что на мини-тракторах могут устанавливаться как
карбюраторные двигатели, так и дизели.
В качестве примера компоновки двигателя и его некоторых узлов на
мотоблоках рассмотрим моторное отделение мотоблока . «Кутаиси
Супер-610» с карбюраторным двигателем АЛН-330W
фирмы АКМЕ (ACME, Италия), унифицированным с двигателем ЛА-300 «Ломбардини»
(Lombardini, Италия), устанавливаемым на мотоблоках «Кутаиси
Супер-608». Как можно видеть из рис. 3.1 (см. вклейку),
двигатель находится в передней части мотоблока и оборудован
шнуровым запуском с рукояткой 5.
Воздух для охлаждения цилиндра засасывается
через воздухозаборник 4 и нагнетается вентилятором-маховиком,
закрепленным на переднем конце коленчатого вала и закрытым
кожухом 3. Задний конец вала соединен с трансмиссией мотоблока.
В нижней части двигателя находится предохранительное ограждение
6, одновременно являющееся упором. С правой стороны двигателя
расположены прерыватель магнето 7, карбюратор 8 горизонтального
типа и воздушный фильтр 9, в котором фильтрующим элементом
является капроновая сетка. Сзади воздушного фильтра установлен
глушитель. Двигатель закрыт капотом 1, под которым расположен
топливный бак. Топливопровод от бака к карбюратору оборудован
краном 2. Двигатели «Ломбардини» применяются также на мотоблоках
«Гольдони» моделей 107 и 140 и «Бедони» (Bedoni, Италия) модели
«Олимпия R2» (Olimpia, Италия), а карбюраторные четырехтактные
двигатели фирмы «Бригс энд Стреттон» (Brigs and Stretton,
Англия) — на мотоблоках «Стоб», «Буйе», «Разант», «Норлетт» и
др. [17].
Первый отечественный дизель, созданный в Институте механики
машин АН ГрузССР для мини-тракторов, имеет горизонтальное
расположение коленчатого вала. Мощность двигателя — 10 кВт. Он
расходует на 30 % меньше горючего по сравнению с аналогичными
образцами карбюраторных двигателей. Несложная, автоматически
регулируемая топливная система отличается повышенной
надежностью. Серийное производство дизелей планируется начать в
двенадцатой пятилетке.
Применяемые за рубежом на мотоблоках дизели могут иметь
горизонтальное или вертикальное расположение коленчатого вала.
Фирма «Руджерини», например, уже длительное время выпускает оба
указанных исполнения дизелей. Общий вид дизеля с вертикальным
коленчатым валом показан на рис. 3.2 (см. вклейку). Двигатель
имеет горизонтально расположенный цилиндр. На верхнем конце
коленчатого вала 8 располагается вентилятор-маховик с
воздухозаборником 2, а над ним — механизм шнурового запуска.
Нижний конец коленчатого вала обеспечивает соединение двигателя
с трансмиссией. Вентилятор-маховик закрыт кожухом 3, который в
сочетании с воздушными дефлекторами 6 направляет поток воздуха
к цилиндру. Механизм запуска закрыт
откидывающимся защитным кожухом, имеющим отверстия для прохода
воздуха к вентилятору. Фиксация кожуха в закрытом положении
осуществляется с помощью пружины. На двигателе крепятся
топливный бак 1, воздушный фильтр 4, глушитель 7, подкачивающая
помпа 10. Топливный насос 9 высокого давления подает топливо к
форсунке 5 и устанавливается в расточке картера 11.
Работа любого двигателя внутреннего сгорания связана с
периодически повторяющимися и последовательно осуществляемыми в
его цилиндрах процессами впуска, сжатия, сгорания, расширения
(рабочего хода) и выпуска. Совокупность этих процессов
представляет собой рабочий цикл двигателя. Рабочий цикл
четырехтактного двигателя осуществляется за четыре хода поршня
или за два оборота коленчатого вала, а двухтактного двигателя —
за два хода поршня или за один оборот коленчатого вала.
Процесс впуска четырехтактного двигателя (рис. 3.3, а; см.
вклейку) начинается с момента начала движения поршня 5 вниз. К
этому моменту впускной клапан 1 уже открыт, и горючая смесь для
карбюраторного двигателя или воздух для дизеля поступает в
цилиндр 4 через канал, выполненный в его головке 3. Открывается
впускной клапан еще до прихода поршня в крайнее верхнее
положение (в. м. т.), что для двигателя УД-15, например,
соответствует 10 ± 6° поворота коленчатого вала 9.
Впускной клапан остается открытым не только при ходе поршня
вниз, но и в течение некоторого времени при обратном его ходе.
Это способствует дополнительному поступлению горючей смеси
(воздуха) в цилиндр за счет сил инерции потока.
Продолжительность открытия впускного клапана после прохождения
поршнем н. м. т. составляет для двигателя УД-15 46 ± 6°. При
впуске выпускной клапан 2 закрыт. При сжатии (рис. 3.3, б)
поршень 5 движется к в. м. т., а следовательно, в цилиндре
повышаются давление и температура смеси (воздуха). В конце
процесса сжатия, при положении поршня около в. м. т., на свечу
карбюраторного двигателя подается высокое электрическое
напряжение, обеспечивающее возникновение искры между ее
электродами. Для дизеля в этот момент осуществляется впрыск
топлива форсункой 10 (рис. 3.3, в) ,в цилиндр. Таким образом,
осуществляются процессы принудительного воспламенения смеси в
карбюраторном двигателе и самовоспламенения в дизеле. Момент
подачи напряжения на свечу (угол опережения зажигания)
составляет для двигателя УД-15 33 ± 1° до в. м. т. При горении
смеси в цилиндре резко повышаются температура и давление
продуктов сгорания, которые, воздействуя на поршень, заставляют
его перемещаться вниз. Таким образом, в цилиндре совершается
процесс расширения (рис. 3.3, в). Поршень через поршневой палец
6 (рис. 3.3, б) и шатун 7 передает давлениё продуктов сгорания
на шатунную шейку 8 коленчатого вала 9. Это вызывает вращение
коленчатого вала, располатающегося в картере 11 (рис. 3.3, г).
Впускной 1 (рис. 3.3, а) и выпускной 2 клапаны в процессе
расширения закрыты. Только в конце хода поршня к н. м. т.
открывается выпускной клапан и происходит свободное истечение
продуктов сгорания из цилиндра. Для двигателя УД-15, например,
момент открытия выпускного клапана соответствует 46 ± 6° до н.
м. т.
Процесс выпуска осуществляется при движении поршня к в. м. т.
(рис. 3.3, г), в течение которого продукты сгорания
выталкиваются поршнем через открытый выпускной клапан в
выхлопную трубу и глушитель. Процессом выпуска заканчивается
цикл работы четырехтактного двигателя, но выпускной клапан
продолжает оставаться открытым еще в течение некоторого времени
после того, как поршень прошел положение в. м. т. Это перекрытие
в работе впускного и выпускного клапанов способствует лучшей
очистке цилиндра от продуктов сгорания и подготовке к совершению
следующего цикла. Момент закрытия выпускного клапана, например,
для двигателя УД-15 соответствует 10 ± 6° после в. м. т.
На мини-тракторах используются также двухтактные двигатели,
карбюраторные и дизели, в которых очистка цилиндра от продуктов
сгорания (продувка) осуществляется соответственно горючей смесью
или воздухом, предварительно сжатыми в картере (кривошипной
камере). В связи с этим подобные двигатели называются также
двигателями с кривошипно-камерной продувкой (рис. 3.4, см.
вклейку). Цилиндр 1 (рис. 3.4, а) и картер 4 двигателя
представляют собой части единого объема, разделяющиеся между
собой движущимся поршнем 2 и сообщающиеся перепускным каналом 12
(рис. 3.4, г). При движении поршня к в. м. т. (рис. 3.4, а) в
двигателе совершаются
одновременно два процесса. В картере 4
образуется разрежение, и воздух поступает в карбюратор, куда
подается и топливо для образования горючей смеси. После
карбюратора горючая смесь через впускной канал 3 поступает в
картер 4 двигателя. В дизеле воздух поступает непосредственно в
картер. Над поршнем совершается процесс сжатия, при этом
давление и температура горючей смеси (воздуха) повышаются. В
конце хода поршня в карбюраторном двигателе осуществляется
принудительное воспламенение смеси, а в дизеле — впрыск топлива
форсункой 5 (рис. 3.4, б) и самовоспламенение. Угол опережения
зажигания составляет, например, для двигателя мотокультиватора
МК-1 19° до в. м. т.
В результате сгорания давление в цилиндре повышается и в начале
процесса расширения (рис. 3.4, б) достигает максимального
значения, которое, например, для двигателя Д-300 равно 3 МПа.
Под действием давления продуктов сгорания поршень перемещается
вниз к н. м. т., передает движение через поршневой палец 6,
шатун 7 и шатунную шейку 9 на коленчатый вал 8 двигателя;
продукты сгорания при этом расширяются. Впускной канал 3 (рис.
3.4, а) перекрывается боковой поверхностью поршня 2, объем под
поршнем уменьшается, и горючая смесь (воздух) в картере
сжимается. В конце процесса расширения (рис. 3.4, виг) поршень
своей верхней кромкой открывает выпускное окно 10 — продукты
сгорания истекают из цилиндра и давление в нем снижается.
Происходит свободный выпуск продуктов сгорания. При дальнейшем
движении к н. м. т. поршень открывает продувочное окно 11, и
горючая смесь (воздух) под избыточным давлением 9,8—39,2 кПа
подается из картера через специальную проточку в поршне, а затем
по перепускному каналу 12 в цилиндр двигателя. Продукты сгорания
вытесняются из цилиндра — осуществляется его продувка.
Наибольшее открытие перепускного канала, а следовательно, и
наибольшая подача горючей смеси (воздуха) на продувку
соответствуют положению поршня в н. м. т., когда проходное
сечение канала полностью совпадает с проточкой.
Процесс продувки продолжается и при обратном движении поршня от
н. м. т. к в. м. т. (рис. 3.4, г) до момента закрытия
продувочного окна 11. Выпускное окно 10 (рис. 3.4, в)
закрывается с некоторым запаздыванием после продувочного, что
обуславливает дополнительный
выпуск, а значит, некоторую потерю горючей
смеси; (воздуха). Продолжительность процессов впуска и выпуска
для двухтактных двигателей значительно меньше, чем для
четырехтактных. При кривошипно-камерной продувке это ухудшает
процесс очистки цилиндра от продуктов сгорания, уменьшает
количество смеси (воздуха), поступающей в него, что может
служить причиной пропуска воспламенения, т. е. перебоев в работе
двигателя. Это особенно заметно по мере прикрытия дроссельной
заслонки. Общее устройство двигателей мини-тракторо^, их
механизмов и узлов рассмотрим на примере некоторый конструкций.
Разрез четырехтактного двигателя ЗИД-3 мотоблока СОТ представлен
на рис. 3.5 (см. вклейку). Картер двигателя отливается из
алюминиевого сплава. В нижней части к нему крепится масляный
поддон, на внешней стороне которого выполнены ребра,
способствующие охлаждению масла. Внутри картера установлен
масляный лоток, который делит объем картера на две части: в
верхней осуществляется вращение коленчатого и распределительного
валов, в нижней устанавливаются плунжерный масляный насос и
фильтр. Коленчатый вал — стальной кованый, устанавливается в
картере на двух шариковых подшипниках. На удлиненном носке вала
располагается вентилятор-маховик и выполняется лыска для
прерывателя первичной цепи магнето; другой носок предназначен
для ведущей звездочки цепной трансмиссии мотоблока.
Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого с
помощью распределительных шестерен. К картеру двигателя крепится
чугунный цилиндр, имеющий алюминиевую головку. В приливе
цилиндра монтируются детали газораспределительного механизма.
Двигатель закреплен на двух кронштейнах на подвижной каретке
рамы, что дает возможность регулировать натяжение цепи ведущей
звездочки.
Четырехтактный карбюраторный двигатель УД-15 (рис. 3.6, см.
вклейку) имеет съемный цилиндр 8, устанавливаемый на картере 17
туннельного типа и закрытый кожухом 28. Картер двигателя
представляет собой литую неразборную конструкцию, поддон 19
которой выполнен съемным. Неразборный картер имеют также
двигатели «Руджерини» серий RF и RF/V. Такой картер обладает
большей жесткостью, по сравнению с разборным, и, как правило, —
меньшей массой. В поддоне располагается
масляная ванна 20. Распределительные
шестерни не имеют специальной полости для своей установки, а
располагаются непосредственно в картере, куда в соответствующие
расточки устанавливаются масляный насос и магнето.
Вентилятор-маховик 24 двигателя располагается на переднем носке
коленчатого вала 15. В головке 4 цилиндра выполнена камера
сгорания с боковым расположением свечи зажигания. К головке
крепится глушитель 29, а под крышкой головки 1 располагаются на
оси 3 кЪромысла клапанов 2 и выходят своими концами стержни
клапанов и толкатели.
В модификации двигателя для мотоблока МТЗ-05 применена система
шнурового запуска (на схеме не показана), в связи с чем шестерня
22 с рычагом 23 запуска заменены другим механизмом, который
вынесен на передний конец коленчатого вала. Рукоятка 26
управления положением воздушных жалюзи также расположена с
противоположной стороны кожуха вентилятора 27.
В отличие от двигателя УД-15 картер 9 и оребренный цилиндр 1
четырехтактного карбюраторного двигателя ДМ-1 мотоблока МБ-1
представляют собой единый блок — отливку из алюминиевого сплава
(рис. 3.7, см. вклейку). В блок вставлена чугунная гильза,
образующая с поршнем и головкой блока (на рисунке не показаны)
рабочий объем двигателя. В приливе 2 блока выполнены каналы для
подачи горючей смеси и удаления продуктов сгорания, размещены
клапаны газораспределительного механизма, а в приливе 3
выполнена клапанная коробка. Картер не имеет отсоединяемого
поддона, съемным элементом его является боковая крышка 10,
открывающая доступ в его внутреннюю полость, где размещаются
коленчатый вал 7, шатун 4 с крышкой 5, коренной шарикоподшипник
6, распределительный вал и шестерня 8 его привода, а также
центробежный регулятор 11 частоты вращения коленчатого вала с
рычагом привода дроссельной заслонки 12 и маслоразбрызгиватель
13. В головке блока, над клапанами, выполнена полость, где
установлена свеча зажигания 3 (рис. 3.8, см. вклейку).
|