Крупнейшим производителем мотоблоков и микротракторов в Европе
является основанная в 1926 г. итальянская фирма «Гольдони»,
которая выпускает ежегодно по 35—40 тыс. мини-тракторов, из
которых 70 % составляют мотоблоки и мотоорудия, а 20 % —
универсально-пропашные тракторы, значительная часть из которых
по принятой в книге классификации относится к мини-тракторам.
Всего в настоящее время фирма выпускает 70 моделей тракторов
сельскохозяйственного назначения. Это предприятие располагается
на площади 40 тыс. м2 в закрытых помещениях, в нем занято всего
500 человек. Однако фирма имеет хорошо налаженную кооперацию с
более чем 250 промышленными предприятиями различных стран,
которые активно участвуют в ее работе. В частности, Двигатели к
мини-тракторам «Гольдони» поставляют итальянские фирмы «Ломбардини»
(Lombardini), «Рудже-рини» (Ruggerini), АКМЕ и др.
Фирма «Гольдони» не только экспортирует 40 % выпускаемой
продукции в 84 страны мира, но и является одной из преуспевающих
фирм-лицензиаров, заключившей лицензионные соглашения с фирмами
Франции, Испании, Аргентины, Турции и СФРЮ, а в 1982 г. — и с
нашей страной.
Отличительной особенностью мотоблоков фирмы является переднее
расположение двигателя, механическая шестеренная трансмиссия с
задним расположением вала отбора мощности и часто с коническим
сцеплением. Характерно, что фирма выпускает мотоблоки и большой
мощности — до 15 кВт и более (серии 700, 500 и др.). Мотоблоки
этих серий при необходимости могут применяться в виде
энергетического модуля четырехколесного трактора с шарнирной
рамой. В этом случае штанга управления заменяется рулевым
механизмом с рулевым колесом, а поворот микротрактора
осуществляется путем поворота энергетического модуля вокруг
вертикальной оси сцепного устройства относительно задней
полурамы микротрактора.
Этот опыт фирм «Гольдони», а также БЧС, которые на практике
осуществляют конструктивное сочетание мотоблоков и
микротракторов на единых или близких конструктивных решениях,
подтверждает закономерность отнесения этих двух типов подвижных
средств малой механизации к одной группе, называемой в данной
книге мини-тракторами (см. рис. 1.6).
Фирма «Гутброд» (Gutbrod, ФРГ) является старейшим в мире
предприятием, производящим мотоблоки и микротракторы. В
последние десятилетия фирма выступает разработчиком нового
модульного направления в конструировании мотоблоков, известного
под названием «система Терра»(Terra). Основу этой системы
составляет энергетический модуль, представляющий собой
комплексную моторную установку, которая может соединяться с
одним из трех технологических модулей — тяговым, косилоч-ным или
насосным. Быстроразъемное соединение исключает использование
какого-либо инструмента, а технологические модули кроме основных
рабочих органов могут иметь собственные трансмиссии, ходовые
части и другое оборудование.
Успех, который сопутствовал системе «Терра», привел к тому, что
подобные же принципы были заложены в мотоблоки фирм ФРГ «Агрия»
(Agria) и «Соло» (Solo), а фирма «Гутброд» продала лицензии на
производство системы «Терра» фирмам Франции, ЧССР, ВНР и других
стран.
Крупнейшими фирмами Японии, выпускающими минитракторы, являются
«Хонда» (Honda) — 200 тыс. мотоблоков в год, «Кубота» — около
190 тыс. мини-тракторов в год, «Исеки» (lseki) — около 100 тыс.
мини-тракторов в год и др. Все эти фирмы производят не только
минитракторы, но и шлейфы сельскохозяйственных орудий к ним.
Свою продукцию японские фирмы экспортируют во многие страны
мира. Характерной особенностью конструкций японского
производства является широкое использование в трансмиссиях
клиноременных передач. Клиновые ремни не только соединяют
двигатель и шестеренный (цепной) редуктор в передаче усилия к
ведущим колесам (органам) мотоблоков, но и используются в
качестве механизма сцепления (путем введения управляемого
натяжного ролика), а при двухременной передаче могут
обёспечивать задний ход и удваивать число передач. Фирмы «Исеки»
и «Янмар» (Yanmar) широко используют на мотоблоках дизели,
причем первая из них — дизели с водяным охлаждением, что
обеспечивает возможность мотоблокам длительно работать на
стационарном режиме.
Французская фирма «Стоб» (Staub) сохраняет свои собственные
традиции в конструкциях выпускаемых ею мотоблоков. Сюда
относятся: переднее расположение двигателя и заднее — ВОМ,
установка на одну и ту же модель мотоблока различных типов
двигателей, автоматических сцеплений, механизмов отключения
колес, заполнения шин водой для увеличения сцепной массы и т. д.
Среди других зарубежных фирм, специализирующихся на производстве
мотоблоков и микротракторов, необходимо упомянуть следующие: «Комацу»
(Komatsu), «Сато» (Sato), «Мицубиси» (Mitsubici), «Киорицу» (Kioritsu),
«Ки-сейха» (Kiseha), «Такаката» (Tacacata), «Шибаура» (Shi-baura),
«Мицуи» (Mitsui) и «Хиномото» (Hinomoto, Япония); «Бертолини» (Bertolini),
«Паскуали» (Pascuali), БЧС (BCS), «Альпина» (Alpina) и «Вальпадана»
(Valpadana, Италия); «Хако» (Hako, ФРГ); «Буйе» (Воиуег) и
Мотостандарт» (Motostandardt, Франция); «Разант» (Razant,
Австрия); «Рапид» (Rapid) и «Симар» (Simar, Швейцария);
Из большого числа типов и моделей выпускаемых перечисленными
фирмами мотоблоков и мотоорудий в настоящей работе отобраны
технические данные и элементы тех конструкций, которые
представляют, на наш взгляд, наибольший интерес для
использования зарубежного опыта в СССР. В табл. 1.1 и 1.2
представлены технические характеристики мотоорудий и мотоблоков
как уже рассмотренных в этой главе, так и тех, которые будут
рассмотрены ниже.
Анализ табл. 1.2 четко показывает, что энергонасыщенность
мотоблоков находится в пределах 20—50 кВт/т. Рекомендации
ВИСХОМа [9], полученные по результатам испытаний мотоблоков,
дают основание ориентировочно в качестве оптимального предела
принять энергонасыщенность 36,8—47,8 кВт/т. Тяговое усилие,
соответствующее указанной энергонасыщенности, должно быть не
менее 1 кН на скорости 3—4 км/ч при работе в среднетяжелых
почвенных условиях. Необходимо иметь в виду, что в таблицах этой
главы указана максимальная мощность двигателей по SAE.
На рис. 1.22 приведены результаты анализа
мощностей двигателей 109 моделей мотоблоков различных зарубежных
фирм [10]. Можно видеть, что по уровням мощности мотоблоки
подчиняются нормальному закону
распределения. Наибольшее распространение
имеют мотоблоки с двигателями мощностью 4,4—5,2 кВт. Большее
значение указанной мощности совпадает с расчетом максимальной
потребной ее величины для мотоблока массой 150 кг при рабочей
скорости на вспашке 3 км/ч,
которая с учетом 25 %-ного запаса должна
быть не менее 5,21 кВт [9].
В табл. 1.2 приведены технические характеристики некоторых
микротракторов, выпускаемых заводами ЧССР, ВНР и фирмами «Кейс»
и«Боулес-Хаски; в табл. 1.3 — технические характеристики
микропогрузчиков бельгийской фирмы «Бобкет». Необходимо
отметить, что подобные конструкции микропогрузчиков
разрабатываются и подготавливаются к выпуску в нашей стране.
Рис. 1.22. Кривая нормального распределения
моделей мотоблоков по мощности установленных двигателей
Таблица 1.2
Технические характеристики мотоблоков и микротракторов
Характеристика
СССР
«Робикс-
Веспрем»
(ВНР)
«Агропром Ичин» (ЧССР)
«Предом-
Меско»
(ПНР)
Модель (серия)
МБ-1
М-3
МТЗ-0,5
«Риони-2»
«Кутаиси
«Роби-151»
«Мепол-
JRP-1
Колесная формула
2X2
2X2
2X2
2X2
Супер-600»
2X2
2X2
Терра»
2X2
1 X 1
Масса, кг
Габаритные размеры
(макс.), мм: длина
100
59
135
175
90
67
1600
1800
1315
1650
1550
ширина
600
—
1070
985
1420
500
высота
980
—
850
775
510
870
_
Ширина колеи, мм
310
350
450—700
500
480
350 — 610
Дорожный просвет,
мм
158
135
300
145
165
Двигатель:
тип
4-К
2-К
4-К
2-К
4-К
2-К
2-К
2-К
число и расположе
1-В
1-В
1-В
1-В
1-В
1-Г
1-Г
1-В
ние цилиндров
рабочий объем, сма
316
61
245
293
300
153
123
125
Мощность, кВт
3,7
1,5
3,7
3,7
5,1
3,7
3,7
2,9
Частота вращения,
3200
5000
3000
3000
3600
4500
5000
мин-1
Тип трансмиссии
РЦ
Ш
Ш
Ш
Ш
Число передач:
вперед
2
2
4
2
6
3
2
назад
2
Нет
2
2
2
1
1
Частота вращения
—
1000
1000
_
790
92—142
ВОМ, мин-1
Скорость, км/ч: вперед
2,5 — 9
3,1 —11,0
2,2 —9,5
1,6—6,4
1,4—7,3
3,2—11,4
3,8 — 8
назад
2,5 —4,5
1,5 —5,8
1,7-2
3,9
Характеристика
«Предом-
Меско»
(ПНР)
«Хонда»
(Япония)
6ЧС (Италия)
«Агрия»
(ФРГ)
«Стоб»
(Франция)
Модель (серия)
PJS-1
F400
F600
204
725
755
2100
РР2ХД
Колесная формула
2X2
2X2
2X2
2X2
2X2
2X2
1 XI
2X2
Масса, кг
190
45
77
30
60
200
45
—
Габаритные размеры
(макс.), мм:
длина
2390
1440
1675
—
—
—
—
1
ширина
1 100
620
665
—
—
—
—
высота
1160
380
1180
—
—
Ширина колеи, мм
600—1000
-
-
~
—
—
—
165 — 50 0
Дорожный просвет,
мм
—
™
—
“
—
—
—
Двигатель:
тип
2-К
4-К
4-К
4-К
4-Д (К)
4-Д
2-К
4-Д
число и расположе
2-В
I-
1-Н
1-
1-В
1-В
1-В
1 -В
ние цилиндров
197
_
рабочий объем, см3
250
144
—
1
325
Мощность, кВт
5.9
2,6
3,7
3,7
6
1 0,3
4,8
—
Частота вращения,
_
3600
3600
3600
3600
—
3600
мии-1
Тип трансмиссии
-
Р-ЬШЦ
Р4-ШЦ
Ш
Ш
ш
Ш
Р
Число передач:
вперед назад
-
4
2
6
о
2
5
2
5
2
3
3
3
2
Частота вращения
1150; 2210
730; 2160
920
965
—
825
ВОМ, мин"1
Скорость, км/ч:
вперед назад
3,5—15
3,9
До 15
До 15
2,2—4,5 2,6
1,2—13 1 4 —3,9
1,2—11 1,4 —4,5
-
1,9 — 14,6 2,3 —4,1
Таблица 1.3
Технические характеристики микропогрузчиков фирмы «Бобкет» (Бельгия)