Требования безопасности к агрегатам на базе мини-тракторов

  Главная       Учебники - Трактора      Мини-тракторы (Бурков В. В.) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 


1.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИНИ-ТРАКТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ И В СССР

 

 

Требования безопасности к агрегатам на базе мини-тракторов

 

 

За последние годы в ЧССР были выполнены специальные исследования, направленные на повышение безопасности для оператора и окружающих людей при работе агрегатов на базе мини-тракторов. Авторы этих работ отмечают, что в настоящее время во многих случаях созданию новых конструкций мини-тракторов не предшествуют необходимые исследования, а это при отсутствии надлежащих данных по их широкой эксплуатации вынуждает использовать зарубежный опыт, где проблемы технической безопасности часто бывают решены не на том уровне, который требуется в социалистических странах. Иногда нужные решения приходится принимать на основе существующих норм и требований, сформулированных для выпускаемых более мощных и крупногабаритных машин, на которых работают профессионалы, и которые поэтому могут быть пригодны лишь в некоторых общих случаях, не определяя ни специфических требований, ни конкретных значений их критериев.
Тем не менее при разработке конструкций мини-тракторов автор [25] предлагает использовать действующие стандарты и технические условия по электрооборудованию (включая внешнее освещение), системам подачи топлива и выхлопа, обозначениям безопасности и т. д. Остальные требования по безопасности, учитывающие конструктивные отличия разрабатываемых мини-тракторов, представляются отдельно для каждой из их групп, которые назовем по принятой в настоящей работе терминологии , (см. также стандарт МИСО 3789-3-82).

Требования к конструкциям одноосных мотоблоков и мотоорудий следующие.

1. При общей массе (включая принадлежности) больше 100 кг агрегат должен быть снабжен рабочим и стояночным тормозами. Конструкция и эффективность действия рабочего тормоза должны соответствовать требованиям, предъявляемым к транспортным средствам.

2. Необходимо конструктивно обеспечить наличие в трансмиссии таких передаточных чисел, чтобы при выполнении рабочих (технологических) и транспортных операций при управлении агрегатом пешим оператором не превышалась максимальная скорость, равная 6 км/ч. В инструкции по эксплуатации агрегата с различными орудиями необходимо указать, на какой передаче в трансмиссии обеспечена безопасность движения оператора.

3. Включение заднего хода агрегата должно быть результатом воздействия руки оператора на соответствующий орган управления или может быть осуществлено с помощью конструктивного решения, которое не допустит при включенном приводе к орудию, имеющему вращающиеся элементы, включение заднего хода.

4. Движущийся агрегат и его отдельные элементы (орудия) после разъединения должны сохранять стабильное положение, чтобы все манипуляции, связанные с их

соединением и разъединением, мог надежно осуществлять один оператор.

5. Отдельные органы управления, с которыми оператору при эксплуатации необходимо манипулировать вручную, должны иметь форму, удобную для захвата руками; сами места захвата должны быть обозначены, например, соответствующим цветом.

6. Запуск двигателя может быть осуществлен механическими средствами или электрическим стартером. Разумеется, пусковая кнопка стартера должна быть расположена так, чтобы ею можно было управлять только из нормального рабочего положения. При ручном запуске на видном месте должна быть выполнена постоянная предупреждающая надпись: «Внимание! Производить запуск только при выключенном приводе!».

7. Направление перемещения органа управления скоростью движения должно быть параллельно продольной оси агрегата. В результате перемещения органа управления вперед скорость движения должна увеличиваться.

8. Выключение двигателя должно осуществляться органом управления, помещенным перед оператором и в пределах досягаемости с его рабочего места. Орган управления должен оставаться в позиции «стоп» без приложения дополнительного и повышенного усилия.

9. У органов управления, размещенных на рукоятках штанги (сцепления, ручного тормоза и др.), необходимо использовать соответствующую аналогию с органами управления мотоциклов.

10. Необходимо предотвратить подходящими способами недопустимую передачу толчков и вибрации от корпуса агрегата на руки оператора, особенно при использовании косилок.

11. При управлении агрегатом оператором, сидящим на сидении прицепной тележки, необходимо обеспечить какой-либо тип подрессоривания сидения (например, использованием подушки или пружинной рессоры).

Требования к конструкции двухосных микротракторов следующие.

1. Машины необходимо оснастить независимыми рабочим и стояночным тормозами с гидравлическим приводом. Конструкция и эффективность действия тормозов должны соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к транспортным машинам.
2. Машины, предназначенные для работы в условиях, когда действуют факторы повышенного риска (например, в теплицах, на виноградниках и т. п.), необходимо оснащать защитным приспособлением, которое при ослаблении усилия на орган управления двигателем мгновенно остановит машину. Дальнейшее движение машины должно быть возможным только после соответствующего перемещения органа управления. Устройство может также воздействовать на рабочий тормоз.

3. Размеры и исполнение рабочего места оператора и размещение в нем органов управления должны соответствовать характеру выполняемой работы и размерам человеческого тела. Рабочее место целесообразно оснастить регулируемым козырьком от солнца. Сидение для оператора должно соответствовать требованиям, определяемым действующими стандартами.

4. С рабочего места оператора должен быть обеспечен достаточный обзор рабочих органов и в направлении назад путем применения зеркал заднего вида, размеры которых определены действующими стандартами.

5. Пуск двигателя должен быть конструктивно возможен только в том случае, когда оператор находится на своем рабочем месте или когда трансмиссия отключена, а привод к агрегатируемому оборудованию находится в нейтральном положении или отключен. Орган управления стартером должен быть легкодоступным с рабочего места оператора и дублироваться отключающим элементом, чтобы предотвратить использование агрегата посторонним лицом. Ручной пуск может быть применен при мощности двигателя меньше 7 кВт и должен быть легкодоступным с рабочего места оператора.

6. Выключение привода вала отбора мощности должно осуществляться органом управления, доступным с постоянного рабочего места оператора. Выключение привода должно осуществляться путем движения органа управления назад или вниз. Фиксированные положения органа управления должны быть ясно распознаваемы с помощью неподвижного указательного щитка.

7. Педаль изменения подачи топлива должна быть легкодоступной для правой ноги оператора. Движение педали вперед или вниз должно иметь следствием увеличение скорости. Чтобы ручное управление подачей топлива было легкодоступным, его орган должен быть расположен непосредственно перед оператором или справа от него.
 

 

Плоскость движения этих органов управления должна быть параллельной продольной оси агрегата, а при движении органов вперед или вниз скорость агрегата должна возрастать.

8. Органы управления гидравлической навесной системой могут быть ручные или ножные. При ножном управлении движение передней части органа в направлении вниз должно вызывать опускание орудия, а вверх — его поднятие. При ручном управлении движение органа управления вперед или вниз должно вызывать опускание орудия, а назад или вверх — его поднятие. Направление движения органов должно быть ясно распознаваемо для обоих способов с помощью неподвижного указательного щитка.

9. Необходимо защитить оператора, находящегося на своем рабочем месте, от воздействия пыли, грязи и прочего путем установки над каждым из колес специальных крыльев.

10. В моторном отделении целесообразно установить неподвижный указательный щиток с перечислением применяемых марок смазочных масел, а также с краткой схемой смазывания.

11. На машине целесообразно устанавливать неподвижный указательный щиток с краткой инструкцией по техническому обслуживанию, прежде всего с правилами безопасности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..