Структура потребления мини-тракторов и их функциональные свойства

  Главная       Учебники - Трактора      Мини-тракторы (Бурков В. В.) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 


1.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИНИ-ТРАКТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ И В СССР

 

 

Структура потребления мини-тракторов и их функциональные свойства

 

 

Социально-экономические условия в капиталистических и развивающихся странах определяют, в свою очередь, состояние и развитие производства мини-тракторов различного типа и назначения. Как показал анализ, выполненный специалистами ВНИИТЭ [15] и ВИСХОМа [22 ], в зарубежных странах можно выделить три характерные ситуации, определяющие структуру потребления мини-тракторов и их функциональные свойства.

1. Использование мини-тракторов в качестве основного подвижного энергетического средства механизации сельского хозяйства. Эта ситуация относится в первую очередь к странам (например, к Японии), имеющим ограниченные земельные ресурсы с неблагоприятным, для ведения сельского хозяйства рельефом. Сельское хозяйство в них отличается раздробленностью и преобладанием огороднического типа земледелия. Эти условия по структуре и размерам земельных участков в определенной степени подобны условиям приусадебных участков населения нашей страны и поэтому представляют для нас наибольший интерес.

 

2. Использование мини-тракторов на приусадебных участках как особого вида активного отдыха состоятельных владельцев преимущественно в сфере, имеющей декоративное и бытовое назначение, включая плодовое садоводство. Такая ситуация имеет место, например, в США для 15 млн семей, имеющих годовой доход около 20 тыс. долларов [9], а также в других развитых капиталистических странах. В нашей стране подобная ситуация характерна для сферы коммунального и бытового обслуживания в сельском и городском хозяйстве для населения, занятого в других сферах общественного производства.

3. Использование, наконец, мини-тракторов не только как основного подвижного энергетического средства механизации сельского хозяйства, но и как средства активного отдыха. Характерными странами в этом отношении являются Италия, Франция, ФРГ и другие европейские страны.

Подобные тенденции имеют место и в странах СЭВ: СССР, ВНР, ГДР, ПНР, ЧССР, а также СФРЮ. Работы в этих странах ведутся на базе широкой кооперации, которая затрагивает не только сферу производства мини-тракторов, но и их использование в братских социалистических странах. В частности, намечено совместное производство мотоблоков «Роби-55» Курским заводом тракторных запчастей и венгерским заводом «Робикс».

Необходимо отметить, что появление мини-тракторов в нашей стране относится еще к первым годам существования советского государства. В начале мая 1920 г. в Москве, на Ходынском поле, Наркомат земледелия испытал автоплуг системы Фаулера, который был обнаружен в апреле на одном из заводов. 14 мая об испытаниях автоплуга стало известно В. И. Ленину. И -уже 1 июня вопрос о массовом производстве автоплугов обсуждался на заседании Совета Народных Комиссаров. Высшему Совету Народного хозяйства было поручено немедленно приступить к изготовлению двух тысяч подобных автоплугов. В. И. Ленин требовал не допускать «... волокиту в таком важном деле, когда огромное значение имеет каждая вспаханная десятина, каждый засеянный клочок земли»2. К осени 1921 г. было изготовлено только пять автоплугов, что было связано не только с тогдашней нашей бедностью и разрухой, но и с недостаточно серьезным отношением со стороны некоторых работников НКЗ и ВСНХ к выполнению задания по изготовлению автоплугов. В начале января 1922 г. по настоя нию В. И. Ленина в Москве состоялось первое судебное показательное разбирательство об автоплугах, которое вошло в историю как ленинский урок борьбы с бюрократизмом и волокитой, со всем, что мешает нашему движению вперед.

Вторично в нашей стране мини-тракторы появились уже в конце 1940-х гг., когда был освоен массовый выпуск садово-огородных тракторов СОТ (рис. 1.10) и специальных сельскохозяйственных орудий к ним. За создание и внедрение этого комплекса малогабаритных машин группа авторов в 1950 г. была удостоена Государственной премии СССР. В начале 1960-х гг. на Кутаисском тракторном заводе был налажен выпуск более совершенных мотоблоков «Риони-2» (рис. 1.11, см. вклейку), производство которых продолжалось более 20 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..