1.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИНИ-ТРАКТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ И В СССР
Чтобы проследить важнейшие тенденции развития основных типов
мини-тракторов, укажем, что впервые эти моторизованные машины (в
виде авто- или мотодлу-гов) появились на полях еще в 1911 г. в
Европе и в 19.15 г. в США и Японии [15]. В них от конных и
ручных садово-огородных орудий был унаследован пешеходный, тип
управления; предназначались они для вспашки небольших и сложных
по рельефу участков. При этом размещение сравнительно мощного
(до 17,7 кВт) двигателя на раме прицепного плуга и привод его
опорных колес позволили отказаться от внешнего тягача и
обеспечили
на ведущих колесах тяговое усилие,
достаточное для движения плуга при вспашке. Однако из-за большой
массы первых мотоплугов чрезмерно утомлялся оператор, а почва
сильно уплотнялась тяжелой машиной. Тогда же получили известное
развитие так называемые автоплуги (рис. 1.9) [23]. К продольным
элементам
рамы прикреплялись лемехи (в данном случае трехлемешный плуг 6),
а весь агрегат приводился в движение с помощью двух передних
металлических колес 4, соединенных трансмиссией с двигателем 5.
Направление движения агрегата задавалось задним колесом 1,
соединенным с рулевым механизмом 3, рулевое колесо которого
располагалось перед сидением 2 оператора, находящимся в задней
части автоплуга. В этом случае физическая нагрузка оператора
несколько снижалась, однако тяжелый автоплуг продолжал заметно
уплотнять почву.
Рис. 1.9. Автоплуг
Проблема была решена в 1924 г., когда фирма «Сименс» (Siemens,
Германия) предложила использовать вместо лемешного плуга
специальные рабочие органы — почвенные фрезы. Поскольку
обработка почвы фрезой не требовала приложения к ней
значительных тяговых усилий, Масса мотофрезы стала уменьшаться.
А когда в том же году было предложено вообще отказаться от
опорных колес, тo получили так называемую шагающую (беспри-водную)
мотофрезу, при использовании которой реакция почвы направлена в
сторону движения, а сама вращающаяся фреза кроме технологических
функций выполняла еще функции движителя. Столь решительное
упрощение конструкции резко снизило массу и облегчило управление
мотофрезой, а получаемая в связи с этим низкая
себестоимость позволила организовать
широкую продажу этих орудий для мелкотоварных и подсобных
хозяйств других стран.
В последующем мотофрезы приобрели дальнейшее развитие, поскольку
в конструкцию была введена еще одна ведущая ось с одним и ли,
двумя колесами (колесноприводные мотофрезы или мотокультиваторы).
Популярность мотофрез в личных хозяйствах во всем мире постоянно
росла: к 1975 г. их насчитывалось свыше 5 млн штук при мощности
двигателей до 5,9 кВт. Из этого числа только на Японию
приходилось 3,256 млн мотофрез и мотокультиваторов, которые в
последние годы составляют около 2/3 мирового выпуска.
В настоящее время выпуском мини-тракторов занято более ста фирм
Японии, США, Италии, Франции, Австрии, ФРГ, Бельгии, Австралии и
других промышленно развитых государств. Из них более 50 фирм
выпускают мотоблоки и свыше 30 фирм — микротракторы. К концу
1970-х гг. мировой выпуск мини-тракторов приблизился к 1,5 млн
штук в год, а их парк в капиталистических странах в настоящее
время составляет не менее 15 млн штук [17]. Общая тенденция
роста выпуска мини-тракторов во всем мире также сохраняется в
течение последних 10—15 лет.
|