Трактор ДТ-175С. Притирка клапанов головки
цилиндров дизеля СМД-66, СМД-86
Притирка клапанов головки цилиндров. Головки
цилиндров снимают с дизеля. Если это делают, не вывернув форсунки, то
устанавливать головку на нижнюю плоскость нельзя, во избежание
повреждения распылителей форсунок, выступающих над плоскостью головки.
Далее снимают клапаны с головки цилиндров, предварительно нанеся на них
метки, чтобы при сборке обязательно установить их на свое место. Затем
тщательно очищают от нагара клапаны и седла, промывают в керосине и
осматривают их состояние. Клапаны следует притирать лишь в том случае,
если тарелка и стержень клапана не покороблены и нет прогаров на фасках
клапана и седла. При наличии этих дефектов клапаны заменяют, а седла
головки цилиндров шлифуют.
Клапаны притирают с помощью притирочной пасты, которую наносят тонким
равномерным слоем на фаску клапана, смазывают стержень моторным маслом,
размещают на нем технологическую пружину, которая будет приподнимать
тарелку клапана, и устанавливают клапан на место.
Процесс притирки состоит из возвратно-вращательного движения клапана с
помощью специального приспособления. При отсутствии приспособления можно
пользоваться обычной дрелью. Слегка нажимая на клапан, поворачивают его
сначала по ходу часовой стрелки на 1/3 оборота, а затем против хода
часовой стрелки — на 1/4 оборота. Притирать круговыми движениями нельзя.
Периодически поднимая клапан и нанося на фаску новые порции притирочной
пасты, продолжают притирку до тех пор, пока на фасках клапана и седла не
появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. Разрывы
матовой полоски и наличие рисок на ней не допускаются.
После окончания притирки клапаны и седла промывают керосином и насухо
вытирают, устанавливают клапаны и пружины на свои места и проверяют их
на герметичность, заливая керосин
во впускные и выпускные отверстия и выдерживания в
течение 1 мин. Утечка керосина из-под тарелок клапанов при повороте
клапана на любой угол не допускается. При неудовлетворительных
результатах проверки притирку повторяют.
Перед установкой головки цилиндров на дизель обязательно проверяют
состояние прокладки. В случае повреждения (расслоения) прокладки
заменяют ее новой из комплекта запчастей. Смазывают новую прокладку
масляной коллоидно-графитовой смазкой с обеих сторон и устанавливают
широкой окантовкой на бурты гильз цилиндров.
Гайки крепления головки цилиндров затягивают в порядке, указанном на
рисунке 2, затягивая гайки не более чем на одну-две грани за один прием.
Окончательно гайки затягивают моментом 220 ... 240 Н-м (22 ... 24
кгс-м). В случае установки под головку цилиндров новой прокладки
окончательно гайки крепления головки цилиндров затягивают моментом 240
... 260 Н-м (24 ... 26 кгс-м).
Сборка головки блока начинается с установки направляющих втулок и
подбора по ним клапанов перед притиркой их к гнездам. По гнездам клапаны
подбирают в соответствии с утопанием тарелки. Впускные и выпускные
клапаны различают по меткам на тарелке и устанавливают их в
соответствующие гнезда. После притирки клапанов и испытания головки
цилиндров устанавливают пружины, которые подбирают одинаковыми по высоте
и упругости. При сборке стремятся к тому, чтобы сухарики плотно
прилегали к выточке в стержне клапана и к седлу клапанной пружины.