Наружная очистка трактора. Качество ремонта во многом
определяется наружной очисткой трактора и его составных частей, которую
рекомендуется проводить в помещениях для наружной мойки (в холодное
время года) или на специальной площадке, оборудованной эстакадой и
устройствами для отстоя и улавливания грязи (в теплое время года).
Для наружной очистки рекомендуется применять моечные машины ОМ-5359,
ОМ-5362 или ОМ-5360. Они представляют собой агрегаты с автономным
источником нагрева моющего раствора и смонтированы на колесных тележках.
Промывка системы охлаждения. При ТО-3, текущем ремонте, а также в
случаях перегрева дизеля при исправных радиаторе
ч приводе вентилятора, попадания масла в радиатор, неравномерного
нагрева сердцевины радиатора систему охлаждения дизеля промывают. Для
этого сливают воду из системы и заливают вместо нее шлакоудаляющий
раствор (на 1 л воды 15 г технического тринатрийфосфата или 5 г
кальцинированной соды).
Пускают дизель и при большой частоте вращения коленчатого вала и
утепленном радиаторе его прогревают в течение 10 мин.
Останавливают дизель, сливают раствор из системы охлаждения и заполняют
систему чистой водой, затем вновь его пускают и дают поработать 5 мин
при средней частоте вращения коленчатого вала. Вновь останавливают
дизель, сливают воду и, если она оказывается грязной, вторично промывают
систему водой.
После промывки в систему заливают охлаждающую жидкость. Основной признак
наличия накипи в рубашке блока цилиндров — длительность прогрева дизеля.
Если время прогрева при закрытой шторке до температуры 60 °С превышает 8
мин, значит, в рубашке имеется накипь.
Для удаления накипи систему охлаждения заполняют раствором следующего
состава: на 1 л воды 100 г кальцинированной соды и 50 г керосина (или
0,75 г технического тринатрийфосфата) или на 1 л воды 80 г каустической
соды и 25 г керосина. После этого пускают дизель, прогревают его в
течение 10 мин и оставляют раствор в системе охлаждения на 10 ... 12 ч
(или работают на тракторе одну смену).
Осматривают систему охлаждения. При обнаружении подтекания воды
устраняют неисправность, промывают систему водой и заправляют ее
охлаждающей жидкостью.
Для очистки системы охлаждения с алюминиевыми деталями (блоки, головки
блоков) рекомендуется раствор смеси хромового ангидрида и фосфорной
кислоты. Раствор готовят, добавляя на каждые 10 л воды 0,5 кг хромового
ангидрида и 1 кг 70 %-ной фосфорной кислоты. При температуре 60...70°С
его заливают в систему охлаждения. Процесс очистки ведут до прекращения
выделения газа. После слива раствора систему охлаждения промывают
раствором соды (20 ... 30 г/л) и горячей водой.
Промывка смазочной системы. Для промывки
используют передвижную моечную установку ОМ-2871 А. В качестве моющей
жидкости применяют специальную взрывобезопасную смесь или смесь
дизельного топлива и моторного масла в соотношении 4:1.
Жидкость нагревают с помощью электрических
нагревателей ТЭН-19А или ЭТ-152 мощностью 3,7 кВт.
Все узлы установки смонтированы на несущем баке вместимостью 35 л,
который разделен перегородкой на две части: для моющей жидкости и масла.
В систему жидкость направляется лопастным насосом, приводимым
электродвигателем мощностью 3 кВт. Моющая жидкость электронагревателями
за 30 мин нагревается до 60 °С. Заданная температура поддерживается на
постоянном уровне системой автоматики.
Установка работает следующим образом. Лопастным насосом моющая жидкость
через приемный фильтр подается по нагнетательному рукаву в каналы
смазочной системы дизеля, откуда она сливается в приемную воронку и
через консольную трубу — в бак. К масляной магистрали нагнетательный
рукав установки присоединяют с помощью переходного штуцера. Подача
насоса — 35 л/мин, развиваемое давление — 6,4 МПа (64 кгс/см2). Для
повышения качества очистки периодически (через каждые 5 мин) стартером,
пусковым двигателем или вручную прокручивают коленчатый вал дизеля.
Время промывки — 15 ... 20 мин. Моющую жидкость в баке меняют после
промывки пяти-шести дизелей.
Внутренние полости дизеля и его узлов промывают дизельным топливом в
такой последовательности. Пускают дизель, подогревают до нормального
температурного режима и сливают масло из картеров дизеля и пускового
двигателя, топливного насоса, регулятора и корпуса фильтров. Заливают в
эти картеры дизельное топливо и вновь пускают дизель. Через 3 ... 5 мин
дизель останавливают и спускают из картеров дизельное топливо.
Полости картеров и корпусов агрегатов, узлов трансмиссии и ходовой
системы очищают после слива из них смазки. Для этого в полости заливают
дизельное топливо и очищают при обкатке на холостом ходу в течение 7 ...
10 мин. При этом промываются и все остальные механизмы этих агрегатов.
Затем дизельное топливо сливают.