Общие сведения. В процессе обкатки и эксплуатации трактора
проводят техническое обслуживание его механизмов и узлов по
планово-предупредительной системе для поддержания его в работоспособном
состоянии, т. е. в постоянной готовности выполнять свои функции,
сохраняя значения параметров в пределах, установленных
нормативно-технической документацией.
Порядок и объем проведения комплекса работ по техническому обслуживанию
машин, их периодичность, перечень оборудования, приспособлений и
материалов, применяемых при этом, обусловливаются инструкцией
завода-изготовителя и государственными стандартами.
В соответствии с ГОСТ 20793—86 система технического обслуживания
трактора в процессе эксплуатации включает следующие этапы: техническое
обслуживание (ТО) при подготовке к эксплуатационной обкатке; ТО при
эксплуатационной обкатке; ТО по окончании эксплуатационной обкатки;
ежесменное техническое обслуживание (ЕТО); периодические технические
обслуживания (ТО-1, ТО-2 и ТО -3); сезонное ТО при переходе на
весеннелетний период (СТО-ВЛ); сезонное ТО при переходе на осенне-зимний
период (СТО-ОЗ); ТО в особых условиях эксплуатации (песчаных, каменистых
и болотистых почвах, пустынях, тропическом климате, низких температурах
и высокогорье).
Кроме того, ГОСТ 7751—79 обусловливает техническое обслуживание трактора
в период его длительного хранения (например, в межсезонный период).
Для трактора ДТ-175С периодичность проведения ТО-1 составляет 125
моточасов, ТО-2 — 500, ТО-3 — 1000 моточасов.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) проводят сами механизаторы
через 8 ... 10 ч работы. Остальные виды ТО проводят мастера-наладчики и
инженеры-диагносты передвижных или стационарных станций в зависимости от
принятой в том или ином регионе организационной структуры технического
обслуживания.
Техническое обслуживание при подготовке трактора к эксплуатационной
обкатке
Доставленный в хозяйство новый трактор перед
обкаткой осматривают и при необходимости очищают. С выпускной трубы
дизеля снимают пробку, а о трубы пускового двигателя — бумагу,
устанавливают свечу, фары освещения.
Далее расконсервируют пусковой двигатель и подготавливают к работе
аккумуляторную батарею.
Проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней на
дизеле, тормоза заднего моста и натяжение гусеничных цепей.
Контролируют уровень масла и при необходимости доливают его в картеры
дизеля и топливного насоса, в редуктор пускового двигателя и полость
привода насосов, бак гидросистемы, корпус коробки передач и заднего
моста, гидротрансформатор, конечные передачи, а также в подшипники
поддерживающих роликов, направляющих колес, опорных катков и цапфы
кареток подвески.
Проверяют и при необходимости смазывают передний подшипник и подшипник
включения сцепления, валики рычагов и педалей управления трактором,
верхнюю ось механизма навески.
Проверяют и при необходимости подтягивают все наружные крепления,
особенно крепление дизеля и его агрегатов, корпуса трансмиссии,
соединительных кронштейнов рамы, нижней и верхней осей механизма
навески, цапф кареток подвески, ведущих колес, опорных катков,
кронштейнов поддерживающих роликов, подножки и затяжки контргаек на всех
тягах механизма управления трактором.
Конечные операции данного ТО — заправка систем охлаждения и питания
дизеля, пуск и прослушивание его работы, а также визуальная проверка
показаний контрольных штатных приборов на панели приборов в кабине
трактора. Номинальные режимы: давление масла в смазочной системе должно
быть 0,3 ... 0,4 МПа (3 ... 4 кгс/см2), температура охлаждающей жидкости
и масла — 80 ... 95 °С.