Трактор ДТ-175С. Турбокомпрессор дизеля СМД-66

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-175С (Шевчук В.П., Ракин Я.Ф.) -1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Трактор ДТ-175С. Турбокомпрессор дизеля СМД-66

 

 

 

 

Турбокомпрессор. Наддув воздуха в цилиндры повышает мощность дизеля, так как увеличенное количество воздуха позволяет сжигать больше топлива за каждый рабочий цикл, поэтому возрастает полезная работа цикла. Для нагнетания в цилиндры воздуха установлен турбокомпрессор, состоящий из компрессора и турбины, объединенных в один агрегат.

 

 

 

Техническая характеристика турбокомпрессора

Марка ТКРПс-1

Тип Центробежный компрессор

с радиально-осевой турбиной, исполнение «С»

Диаметр колеса компрессора .............110 мм

Степень повышения давления воздуха при 1,34... 2,8

КПД компрессора, равном 0,65

Подача воздуха компрессором, кг/с 0,14 ... 0,4

Максимальный КПД турбины 0,74

Масса турбокомпрессора:

в комплектности по ГОСТ 9658—81, кг 16,5

в комплектности с патрубками и защитным кожухом, кг... 21


 

 

 

На дизеле СМД-66 турбокомпрессор расположен в развале рядов цилиндров и прикреплен фланцем корпуса турбины к площадке на крышке ресивера. Средний корпус 1 (рис. 34) представляет собой алюминиевую отливку с расточкой в центре под подшипник 20 вала ротора и полостью для смазывания. На корпусе имеются два фигурных обработанных фланца для крепления с одной стороны компрессора и с противоположной стороны — турбины с помощью шпилек, специальных шайб 3 и прижимных планок 21.

Бронзовый подшипник 20 в расточке среднего корпуса от проворота застопорен фиксатором 18, который одновременно служит как штуцер для подвода смазки к подшипнику. Для отвода смазки к среднему корпусу присоединена трубка слива 2.

Корпус компрессора 5 представляет собой сложную отливку из алюминия с двумя патрубками. Внутри имеется расточка для установки лопаточного диффузора, зафиксированного штифтом

15. Внутренней поверхностью корпуса и лопаточным диффузором образуется спиральный в виде «улитки» капал для прохождения воздуха, нагнетаемого колесом компрессора, и заканчивается выходным патрубком. Центральный патрубок служит для поступления воздуха из воздухоочистителя в компрессор.
 

 

 

 

 

Рис. 34. Турбокомпрессор:
1 — средний корпус; 2 — трубка слива масла; 3 — специальная шайба; 4 и 16 — резиновые уплотнительные кольца; 5 — корпус компрессора; 6 — лопаточный диффузор;
7 — стопорное кольцо; 8 — щиток; 9 — диск уплотнения компрессора; 10 — колесо компрессора: 11 — гайка крепления колеса; 12 — вал ротора; 13 — маслоотражатель; 14 и 26 — уплотнительное кольцо; 15 — штифт; 17 — паронитовая прокладка; 18 — фиксатор подшипника; 19 — наконечник трубки подвода масла к подшипнику; 20 — подшипник вала ротора; 21 — прижимная планка; 22 — кожух турбины; 23 — сопловой венец;
24 — корпус турбины; 25 — вставка турбины; 27 — колесо турбины; 28 — уплотнительная втулка; 29 — фланец для крепления турбокомпрессора.

 

 

 

 

Корпус турбины 24 отлит из чугуна. На нем имеется два патрубка для подвода выпускаемых газов из коллекторов правого и левого рядов цилиндров. На корпусе также имеется фланец 29 для крепления турбокомпрессора к крышке ресивера с помощью четырех шпилек. К внешнему обработанному фланцу корпуса на шпильках закреплена литая чугунная вставка 25 турбины. Центральная часть вставки — это патрубок для выхода газов из турбины в выпускную трубу, соединение которой с патрубком уплотнено двумя разрезными пружинными кольцами 26. Между корпусом турбины и вставкой располагается сопловой венец 23, отцентрированный по наружному диаметру в корпусе и зафиксированный штифтом во вставке. Он представляет собой диск с профилированными лопатками, образующими суживающиеся каналы, по которым выпускные газы подводятся к колесу 27 турбины.

В каналах соплового венца энергия давления газов преобразуется в кинетическую энергию. На выходе из каналов газы обла-дают большой скоростью истечения и поступают на лопатки колеса турбины. Температура газов достигает 600 °С. Поэтому сопловой венец и колесо турбины изготовлены из жаропрочной стали.

Ротор турбокомпрессора состоит из вала 12, колеса турбины н колеса 10 компрессора. Колесо 27 изготовлено методом точного литья. Его лопатки спрофилированы таким образом, чтобы обеспечивался плавный поворот потока газов из радиального направления на входе в осевое направление на выходе.

Колесо компрессора отливают из алюминиевого сплава. Для работы очень важны чистота поверхности и правильный профиль лопаток колеса.

Наружным диаметром колеса компрессора определяется типоразмер турбокомпрессора.

Со стороны компрессора имеется газомасляное уплотнение, которое состоит из диска 9 уплотнения, щитка 8, резинового уплотнительного кольца 16, маслоотражателя 13 и уплотнительного кольца 14. Со стороны турбины газомасляное уплотнение состоит из втулки 28, напрессованной на ротор, и двух колец 14. Хорошее уплотнение очень важно, так как предохраняет от утечки масла, а следовательно, от его перерасхода.

Попадая в полость турбины, масло сгорает, образуется нагар, й результате возможно заклинивание ротора, а попадая в полость компрессора, оно смачивает колесо и лопаточный диффузор. При наличии пыли в воздухе образуется липкая масса, которая закрывает проточную часть и снижает эффективность работы компрессора. Поэтому периодически, в зависимости от состояния уплотнений и режимов эксплуатации, турбокомпрессор необходимо разбирать и промывать проточные части турбнны и компрессора. При работе на номинальном режиме дизеля ротор развивает частоту вращения 45000 мин'1. Поэтому его вместе с маслоотражателем 13 и уплотнительной втулкой 28 динамически балансируют. Допустимая несбалансированность ротора — 0,2 г-см.

Колесо компрессора устанавливают на вал ротора со скользящей посадкой и крепят гайкой И. Усилие затяжки гайки должно быть 40 ... 45 Н-м (4 ... 4,5 кгс-м).

В случае необходимости съема колеса компрессора перед разборкой наносят метки на ступице колеса, гайке и валике ротора, чтобы не нарушать балансировку при последующей сборке ротора.

Для обеспечения пожарной безопасности корпус турбины закрыт штампованным из листовой стали кожухом 22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..