Топливный насос. Наиболее сложным агрегатом топливной системы является
топливный насос. Он служит для подачи топлива под высоким давлением
через топливопроводы и форсунки в камеры сгорания. Топливо подается в
строго определенные моменты, необходимые для нормальной работы дизеля, и
в количествах, соответствующих его нагрузке и частоте вращения
коленчатого вала.
Количество подаваемого топлива регулируется автоматически регулятором.
На дизеле СМД-66 применен топливный насос НД22/6Б4 — двухплунжерный,
распределительного типа, с изменением окончания подачи топлива,
снабженный всережимным механическим регулятором прямого действия,
поршневым подкачивающим насосом с насосом ручной прокачки топлива.
Топливный насос имеет две секции высокого давления 11 (рис. 17),
расположенные в вертикальных расточках корпуса 9. Там же находятся
толкатели 36. Корпус отлит из алюминиевого сплава, В горизонтальных
расточках корпуса на шариковых подшипниках установлен кулачковый вал 38.
В задней полости корпуса размещен механизм регулятора. Для доступа к
регулятору в корпусе насоса имеется люк, закрытый крышкой 23.
С левой стороны в корпусе расположена рычажная система привода
дозаторами, закрытая боковой крышкой. С правой стороны в расточке
корпуса установлен подкачивающий насос 26.
Кулачковый вал 38 изготовлен из легированной стали 18Х2Н4МА. Поверхность
вала, за исключением переднего конического резьбового конца, цементована
и закалена до твердости HRС 58.
На валу имеются два трехгранных кулачка — каждый для одной из двух
секций. Кулачки выполнены с профилем, обеспечивающим высокие скорости
подъемов плунжера в момент впрыскивания топлива.
На переднем коническом конце вала с помощью шпонки установлена
автоматическая муфта с кулачками для привода топливного насоса. К пазам
заднего торца вала подсоединена коническая ведущая шестерня 33 привода
регулятора, расположенная на эксцентриковом валу 30.
Движение от кулачкового вала к плунжерам секций высокого давления
передается двумя роликовыми толкателями 36.
Корпус 5 (рис. 18) толкателя изготовлен из стали 20Х, циа-нированный и
термообработанный до твердости не менее HRС 55. В прорези корпуса на оси
1 (диаметром 8 мм) установлен ролик 2. Ось толкателя изготовлена из
стали 18Х2НМА, ролик — из стали ШХ-15.
Всеэтидеталитермообработаныдотвердости HRC 58 ...62.
Высокие требования к прочности и износостойкости
деталей тол кателя вызваны тем, что в процессе работы он испытывает
значительные нагрузки, а повышенный износ деталей толкателя нарушает
нормальную подачу топлива в цилиндры. От проворота вокруг своей оси
толкатель зафиксирован с помощью установочного винта 3, ввернутого в
корпус насоса и входящего цилиндрическим концом в продольный паз корпуса
толкателя. Топливо подается и распределяется по цилиндрам секциями
высокого давления, каждая из которых состоит из втулки 20, в центральном
отверстии которой перемещается плунжер 12 и совершает вращательное
движение вокруг своей оси с помощью зубчатой втулки 25. На плунжере
расположен дозатор 11. Втулка, плунжер и дозатор по сопрягаемым между
собой поверхностям тщательно обработаны и составляют прецизионные пары.
Зазор в сопряжении втулка — плунжер находится в пределах 0,001 ...
0,0022 мм, а в сопряжении дозатор — плунжер — 0,0002 ... 0,0013 мм.
Замена деталей в прецизионных парах не допускается. Все эти детали
изготовлены из стали 25Х5М, азотированы и термообработаны до твердости
HV 850. Центральное отверстие втулки плунжера закрыто резьбовой пробкой
19, которую затягивают моментом 90 ... 100 Н-м (9 ... 10 кгс-м), и
уплотнено прокладкой. Во избежание разгерметизации надплунжерного
пространства нарушать это соединение не рекомендуется.
Установленное в канавке втулки плунжера резиновое
уплотнительное кольцо 22 разделяет топливную и масляную полости насоса.
На нижнюю часть плунжера, в сечении которой — квадрат, надета зубчатая
втулка 25. Такое соединение обеспечивает относительное перемещение
плунжера вдоль оси втулки и совместное вращение зубчатой втулки и
плунжера.
Плунжер опускается с помощью пружины 6, упирающейся верхним торцом в
тарелку 7, а нижним — в тарелку 4. Верхняя тарелка находится на втулке
плунжера, а нижняя о помощью выточки и паза соединена с его хвостовиком.
Секция высокого давления в сборе удерживается монтажной чекой, которую
вставляют в отсечное отверстие Д плунжера при извлечении секции из
корпуса насоса.
Крепят секцию высокого давления в корпусе насоса с помощью четырех
шпилек и уплотняют резиновым кольцом 21. Монтажную чеку хранят в
специальном гнезде корпуса насоса под боковой крышкой.
Всасывание и нагнетание топлива происходит через систему каналов,
расположенных во втулке и плунжере.
При движении плунжера вниз надплунжерное пространство через отверстия В
заполняется топливом; при движении вверх часть топлива из этого
пространства вытесняется обратно через те же отверстия, пока кромка
плунжера их не перекроет. Начинается нагнетание топлива. В этот момент
распределительный паз на поверхности плунжера в конце отверстия Г
совпадает с радиальным сверлением во втулке плунжера. Топливо из
надплунжерного пространства по отверстиям А и Г поступает в сверление Б
к штуцеру, и происходит подача топлива к форсунке соответствующего
цилиндра. Все это длится до тех пор, пока отсечное отверстие Д своими
кромками не выйдет из дозатора. Давление в надплунжер-ном пространстве
резко падает (отсечка), и подача топлива к цилиндру прекращается.
Цикл повторяется, но за счет вращения плунжера топливо подается к
следующему цилиндру в соответствии с порядком их работы.
Количество подаваемого в цилиндр топлива определяется положением
дозатора. Чем выше он установлен, тем больше топлива поступает в
цилиндр. При крайнем нижнем положении дозатора подача топлива
прекращается, так как впускные отверстия В пере-кроются плунжером после
того, как отсечное отверстие Д выйдет из дозатора.
Таким образом, количество подаваемого в цилиндр топлива определяется
продолжительностью подачи. Начало подачи соответствует одному и тому же
моменту — моменту перекрытия всасывающих отверстий кромкой плунжера, а
окончание подачи зависит от положения дозатора.
В зависимости от режима работы и нагрузки дизеля дозатор устанавливают
регулятором в определенное положение.
Нагнетательные клапаны топливного насоса — двойного
действия и расположены в штуцерах высокого давления, ввернутых во втулку
плунжера. Клапан состоит из седла 14, собственно нагнетательного клапана
16 о пружиной 17 и обратного клапана
15 о пружиной 13. Седло, нагнетательный и обратный клапаны изготовлены
из стали ШХ-15 и термообработаны до твердости не менее HRС 60.
Уплотнительные поверхности седла и клапанов тщательно обработаны для
обеспечения их герметичнооти.
Под давлением топлива, создаваемого плунжером, нагнетательный и обратный
клапаны, преодолевая действие пружины 17, приподнимаются, пропуская
топливо по трубопроводу высокого давления к форсунке.
При отсечке топлива давление в надплунжерном пространстве и подводящих
каналах резко падает, нагнетательный клапан 16 под действием пружины 17
и давления топлива в трубопроводе садится в седло 14, перекрывая доступ
топлива обратно в надплунжерное пространство. Топливо под действием
избыточного давления, возникшего в трубопроводе при закрытии иглы
форсунки, поступает по центральному сверлению нагнетательного клапана к
обратному клапану, и, преодолевая сопротивление пружины 13, приоткрывает
его. За счет частичного выхода топлива в подкла-панное пространство
трубопровод разгружается. Давление в нем падает, игла распылителя
закрывает отверстия фороунки, происходит отсечка топлива.
Во вращение плунжеры приводятся от вертикального вала 13 (см. рио. 17)
регулятора, заодно о которым выполнена прямозубая шеотерня о 12 зубьями
и модулем 1 мм.
Между шестерней вала регулятора и зубчатой втулкой 25 (см. рис. 18)
установлена промежуточная шестерня 24. Между зубчатыми втулками секций —
промежуточная шестерня 8 (см. рис. 17). Шестерни установлены на осях в
прорезях кронштейнов, которые закреплены в корпусе насоса.