Масляный насос. Для непрерывной циркуляции масла в
смазочной системе и поддержания в ней необходимого давления используют
односекционный шестеренный насос. Его устанавливают на крышке первого
коренного подшипника с помощью двух штифтов 5 (рис. 12) и крепят
четырьмя болтами, проходящими через отверстия 7.
В корпусе насоса 4 выполнены расточки глубиной 50 мм для установки
шестерен 3 и 11 качающего узла. Качающий узел состоит из двух шестерен,
на каждой из которых по 10 зубьев и модуль которых равен 4,5 мм.
Шестерни изготовлены из стали 40Х твердостью HRС, 27 ... 32. Они
напрессованы на валики 1 и 12, изготовленные из стали 15ХФ. Валик 1
ведущей шестерни установлен на трех подшипниках скольжения — два в
корпусе и один в крышке. Валик 12 ведомой шестерни вращается в двух
подшипниках. В местах сопряжения с подшипниками валики цементованы и
закалены до твердости HRCa 57...63. Подшипниками для валов служат
запрессованные в корпус и крышку свертные втулки из листовой бронзы
марки ОЦС 4-4-2,5.
Корпус и крышка масляного насоса отлиты из чугуна. Правильное взаимное
расположение корпуса и крышки обеспечивается двумя установочными
втулками. С помощью четырех болтов крышку н корпус надежно соединяют в
узел.
К корпусу насоса прикреплен трубопровод 8 для подачи масла в смазочную
систему дизеля и трубопровод 9 для подачи масла на охлаждение в
радиатор.
К нижней стороне корпуса к фланцу всасывающей полости присоединен
маслозаборник 13, который состоит из литого фланца и приваренной к нему
трубки, свернутой из листовой стали. Свободный конец трубки закрыт, а с
нижней стороны пробиты щели 14 размером 16x1,8 мм для забора масла из
поддона.
На переднем конце валика 1 установлена шестерня 6 привода насоса.
Шестерню крепят гайкой и дополнительно фиксируют шпонкой. Момент затяжки
гайки— 120... 140 Н-м (12...14 кгс-м).
Шестерня привода масляного насоса — косозубая с
модулем
2,5 мм, число зубьев — 64, входит в зацепления с шестерней на коленчатом
валу. Она отштампована из стали 40Х.
Подача нового масляного насоса составляет не менее 108 л/мин при частоте
вращения ведущего валика 1870 мин-1, избыточном давлении на выходе из
насоса 0,8 МПа (8 кгс/см2) и разрежении на входе в насос 13,6 ± 1,36 кПа
(0,136 ± 0,0136 кгс/см2) при температуре масла 80 ± 5 °С. При испытаниях
применяют масло М-8В2, отверстие (жиклер 10) подачи масла на радиатор
закрывают.
Жиклер 10 просверлен в корпусе насоса (0 3,8+0-18 мм). Количество масла,
подаваемого в радиатор, в зависимости от его температуры колеблется от
18 до 25 л/мин.