Работа смазочной системы. Для смазывания в дизеле СМД-66 летом
используют масло М-10Га или М-10ДМ, а зимой М-8Г2. Здесь применена
комбинированная система, т. е. часть деталей смазывается принудительно,
а часть — разбрызгиванием.
Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам
коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, к коромыслам,
подшипникам турбокомпрессора и воздушного компрессора. Поршни, гильзы
цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели
смазываются маслом, разбрызгиваемым вращающимися деталями.
Схема смазочной системы представлена на рисунке 11.
Масляным насосом 1 масло засасывается из поддона 25 через маслозаборник
32. По нагнетательному трубопроводу и сверлениям в блок-картере масло
проходит к масляному фильтру (центрифуге) 29. Давление в системе
поддерживается с помощью предохранительного клапана 28.
Масло, очищенное в роторе центрифуги, по сверлению в центральной оси и
сверлениям в корпусе фильтра и блок-картера поступает на смазывание
первого коренного подшипника и в главную масляную магистраль 6
блок-картера. Часть смазывающего материала, идущего на привод ротора
центрифуги, сливается в поддон 25.
Из главной магистрали масло поступает к коренным подшипникам и
подшипникам распределительного вала.
Из коренных подшипников часть масла проходит в сверления
2 коленчатого вала и заполняет полости шатунных шеек. Под действием
центробежных сил, создаваемых при вращении коленчатого вала, масло
дополнительно освобождается от твердых частиц и по сверлениям в шатунных
шейках проходит к шатунным подшипникам.
В поперечных перегородках блок-картера в расточках под опорами
распределительного вала закреплены трубки подачи масла на охлаждение
поршней (на схеме не показаны). Трубки соединены с вертикальными
сверлениями, соединяющими коренные подшипники коленчатого вала и
подшипники распределительного вала.
Масло, вытекающее через зазоры коренных и шатунных подшипников,
подшипников распределительного вала и через трубки охлаждения поршней,
разбрызгивается вращающимися деталями
и смазывает гильзы цилиндров, поршни, поршневые
пальцы, кулачки распределительного вала.
В сопряжение поршневой палец — втулка верхней головки шатуна масло
попадает через отверстия в головке, а в сопряжение поршневой палец —
бобышки поршня — через сверления с нижней стороны бобышек.
В головки цилиндров для смазывания деталей механизма газораспределения
масло поступает пульсирующим потоком от первой и четвертой опор
распределительного вала. Для этого в шейках выполнены поперечные
сверления 19, которые за один оборот распределительного вала соединяют
вертикальные сверления в блок-картере с каналами 14. Благодаря этому
масло подается не непрерывным потоком, а короткими импульсами. Этим
ограничивается подача смазки к клапанному механизму.
Из каналов 14 по сверлениям в головке масло через одну из стоек
коромысел попадает во внутреннюю полость оси, заглушенную с обеих
сторон. По поперечным сверлениям в оси масло выходит для смазывания
втулок коромысел, а по сверлениям в коромыслах и регулировочных винтах —
на смазывание сферического сопряжения регулировочного винта со штангой.
Стекающее по штангам масло попадает на сферическое сопряжение штанги с
толкателем и направляющую толкателя с кулачком распределительного вала.
Для этого в толкателе имеются два сверления: одно в донышке, другое на
боковой поверхности.
Контактные поверхности бойка коромысла и торца клапана смазываются
маслом, вытекающим из оси и разбрызгиванием коромыслом.
Скапливающееся в клапанной коробке масло сливается в поддон через
сверления в головке и сообщающиеся с ними литые колодцы в блок-картере.
Для смазки подшипников водяного насоса используют часть масла,
поступающего в левую головку цилиндров. Сверление в головке цилиндров
соединено маслопроводом 4 с внутренней полостью корпуса водяного насоса.
По каналу 3 масло из корпуса насоса через переднюю крышку сливается в
поддон.
По сверлениям в картере маховика масло поступает к каналу 7 в опоре для
смазывания втулки шестерни привода топливного насоса. По сверлениям в
опоре оно проходит к штуцеру 8 и через отверстие в нем струей выходит на
детали автомата угла опережения подачи топлива.
По внешним маслопроводам 9 и 15 смазка из главной магистрали поступает к
подшипнику турбокомпрессора. По пути она дополнительно очищается в
сетчатом фильтре 11. Для исключения случаев задира подшипника ротора
турбокомпрессора при повышенном сопротивлении фильтра И (холодное масло,
засорение фильтра) установлен перепускной клапан 10, пропускающий масло
мимо фильтра. Смазка из турбокомпрессора по трубке 16 сливается в
поддон.
К подшипникам пневмокомпрессора масло из главной
магистрали по трубопроводу 26 поступает в сверления 27 коленчатого вала
Через зазоры оно смазывает цилиндры и поршни пневмокомпрессора,
шариковые подшипники его коленчатого вала, скапливается в углублении
кронштейна и через переднюю крышку вытекает в поддон дизеля.
Масло охлаждается в специальном радиаторе (поступает по маслопроводу
21), установленном впереди водяного, а охлажденным оно сливается в
поддон по маслопроводу 22. Количество масла, поступающее на охлаждение в
радиатор, регулируется с помощью жиклера 24.
Для подачи масла к точкам смазывания в начальный период пуска дизеля
установлен маслопрокачивающий насос 23, который приводится от редуктора
пускового двигателя. При включении в работу пускового двигателя, когда
коленчатый вал дизеля еще не вращается и не работает основной масляный
насос 1, масло в главную масляную магистраль из поддона подается насосом
предпусковой прокачки через обратный клапан.
Необходимость установки насоса предпусковой прокачки объясняется тем,
что в начальный период пуска трущиеся поверхности, особенно подшипники
коленчатого вала, работают без смазки. Вследствие этого при пуске
наблюдается интенсивное изнашивание подшипников и возникает опасность их
задира. Установка насоса принудительной предпусковой прокачки исключает
эти явления.
После пуска давлением в системе, создаваемым насосом 1, клапан 20
закрывается, отсоединяя насос предпусковой прокачки от смазочной системы
дизеля.
Корпусом клапана 20 служит штуцер, ввернутый в наклонное сверление
блок-картера, к которому подсоединяют трубку подвода масла от насоса
предпусковой прокачки. Клапан — плунжерного типа, отрегулирован на
давление 0,04 ... 0,05 МПа (0,4 ... 0,5 кгс/см2).
Для заливки масла в поддон на колпаке левой головки цилиндров
установлена горловина 17. Под ней размещается сетка из решетного
полотна, а сверху горловина закрыта крышкой с пружинным замком, которая
уплотнена резиновой прокладкой.
Масло в поддон заливают до уровня, указанного на
маслоизмерительном стержне 18. В направляющей трубке стержень уплотнен
войлочным сальником. Количество масла, заливаемого в поддон, — 18 л.
На колпаке правой головки цилиндров установлен сапун 13, сообщающий
внутреннее пространство дизеля с атмосферой. Он исключает повышение
давления в картере вследствие прорыва газов через поршневые кольца, что,
в свою очередь, предотвращает утечки масла через уплотнения.
Через сапун выбрасываются продукты сгорания (газы) из внутренних
полостей. В нем улавливаются и возвращаются в дизель капельки масла из
выходящих картерных газов.