Трактор ДТ-175С. СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА дизеля СМД-66

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-175С (Шевчук В.П., Ракин Я.Ф.) -1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Трактор ДТ-175С. СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА дизеля СМД-66

 



Работа смазочной системы. Для смазывания в дизеле СМД-66 летом используют масло М-10Га или М-10ДМ, а зимой М-8Г2. Здесь применена комбинированная система, т. е. часть деталей смазывается принудительно, а часть — разбрызгиванием.

Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, к коромыслам, подшипникам турбокомпрессора и воздушного компрессора. Поршни, гильзы цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели смазываются маслом, разбрызгиваемым вращающимися деталями.

Схема смазочной системы представлена на рисунке 11.

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Схема смазочной системы:
1 — масляный насос; 2 — каналы в коленчатом вале; 3 — отверстие слива масла из водяного насоса; 4 — маслопровод подачи смазки к водяному насосу; 5 — полости в шатунных шейках; 6 — главная масляная магистраль; 7 — канал подачи смазки к шестерне привода топливного насоса; 8 — штуцер подачи смазки к угломеру; 9 — маслопровод подачи смазки к фильтру турбокомпрессора; 10 — перепускной клапан; 11 — фильтр турбокомпрессора; 12 — фильтрующий элемент; 13 — сапун; 14 — каналы подачи смазки к клапанному механизму; 15 — маслопровод подачи смазки к подшипнику турбокомпрессора; 16 — трубка слива масла из турбокомпрессора: 17 — маслозаливная горловина;
18 — маслоизмеритель; 19 — сверления в опоре распределительного вала; 20 — обратный клапан; 21 — маслопровод к радиатору; 22 — маслопровод от радиатора; 23 — маслопрокачивающий насос; 24 — жиклер; 25 — поддон; 26 — трубка подвода масла к компрессору; 27 — сверления в коленчатом валу компрессора; 28 — предохранительный клапан; 29 — центрифуга; 30 — маслоуспокоитель; 31 — пробна слива масла; 32 — маслозаборник.

 



Масляным насосом 1 масло засасывается из поддона 25 через маслозаборник 32. По нагнетательному трубопроводу и сверлениям в блок-картере масло проходит к масляному фильтру (центрифуге) 29. Давление в системе поддерживается с помощью предохранительного клапана 28.

Масло, очищенное в роторе центрифуги, по сверлению в центральной оси и сверлениям в корпусе фильтра и блок-картера поступает на смазывание первого коренного подшипника и в главную масляную магистраль 6 блок-картера. Часть смазывающего материала, идущего на привод ротора центрифуги, сливается в поддон 25.

Из главной магистрали масло поступает к коренным подшипникам и подшипникам распределительного вала.

Из коренных подшипников часть масла проходит в сверления

2 коленчатого вала и заполняет полости шатунных шеек. Под действием центробежных сил, создаваемых при вращении коленчатого вала, масло дополнительно освобождается от твердых частиц и по сверлениям в шатунных шейках проходит к шатунным подшипникам.

В поперечных перегородках блок-картера в расточках под опорами распределительного вала закреплены трубки подачи масла на охлаждение поршней (на схеме не показаны). Трубки соединены с вертикальными сверлениями, соединяющими коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.

Масло, вытекающее через зазоры коренных и шатунных подшипников, подшипников распределительного вала и через трубки охлаждения поршней, разбрызгивается вращающимися деталями

 

и смазывает гильзы цилиндров, поршни, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала.

В сопряжение поршневой палец — втулка верхней головки шатуна масло попадает через отверстия в головке, а в сопряжение поршневой палец — бобышки поршня — через сверления с нижней стороны бобышек.

В головки цилиндров для смазывания деталей механизма газораспределения масло поступает пульсирующим потоком от первой и четвертой опор распределительного вала. Для этого в шейках выполнены поперечные сверления 19, которые за один оборот распределительного вала соединяют вертикальные сверления в блок-картере с каналами 14. Благодаря этому масло подается не непрерывным потоком, а короткими импульсами. Этим ограничивается подача смазки к клапанному механизму.

Из каналов 14 по сверлениям в головке масло через одну из стоек коромысел попадает во внутреннюю полость оси, заглушенную с обеих сторон. По поперечным сверлениям в оси масло выходит для смазывания втулок коромысел, а по сверлениям в коромыслах и регулировочных винтах — на смазывание сферического сопряжения регулировочного винта со штангой. Стекающее по штангам масло попадает на сферическое сопряжение штанги с толкателем и направляющую толкателя с кулачком распределительного вала. Для этого в толкателе имеются два сверления: одно в донышке, другое на боковой поверхности.

Контактные поверхности бойка коромысла и торца клапана смазываются маслом, вытекающим из оси и разбрызгиванием коромыслом.

Скапливающееся в клапанной коробке масло сливается в поддон через сверления в головке и сообщающиеся с ними литые колодцы в блок-картере.

Для смазки подшипников водяного насоса используют часть масла, поступающего в левую головку цилиндров. Сверление в головке цилиндров соединено маслопроводом 4 с внутренней полостью корпуса водяного насоса. По каналу 3 масло из корпуса насоса через переднюю крышку сливается в поддон.

По сверлениям в картере маховика масло поступает к каналу 7 в опоре для смазывания втулки шестерни привода топливного насоса. По сверлениям в опоре оно проходит к штуцеру 8 и через отверстие в нем струей выходит на детали автомата угла опережения подачи топлива.

По внешним маслопроводам 9 и 15 смазка из главной магистрали поступает к подшипнику турбокомпрессора. По пути она дополнительно очищается в сетчатом фильтре 11. Для исключения случаев задира подшипника ротора турбокомпрессора при повышенном сопротивлении фильтра И (холодное масло, засорение фильтра) установлен перепускной клапан 10, пропускающий масло мимо фильтра. Смазка из турбокомпрессора по трубке 16 сливается в поддон.

 

 

 

 

К подшипникам пневмокомпрессора масло из главной магистрали по трубопроводу 26 поступает в сверления 27 коленчатого вала Через зазоры оно смазывает цилиндры и поршни пневмокомпрессора, шариковые подшипники его коленчатого вала, скапливается в углублении кронштейна и через переднюю крышку вытекает в поддон дизеля.

Масло охлаждается в специальном радиаторе (поступает по маслопроводу 21), установленном впереди водяного, а охлажденным оно сливается в поддон по маслопроводу 22. Количество масла, поступающее на охлаждение в радиатор, регулируется с помощью жиклера 24.

Для подачи масла к точкам смазывания в начальный период пуска дизеля установлен маслопрокачивающий насос 23, который приводится от редуктора пускового двигателя. При включении в работу пускового двигателя, когда коленчатый вал дизеля еще не вращается и не работает основной масляный насос 1, масло в главную масляную магистраль из поддона подается насосом предпусковой прокачки через обратный клапан.

Необходимость установки насоса предпусковой прокачки объясняется тем, что в начальный период пуска трущиеся поверхности, особенно подшипники коленчатого вала, работают без смазки. Вследствие этого при пуске наблюдается интенсивное изнашивание подшипников и возникает опасность их задира. Установка насоса принудительной предпусковой прокачки исключает эти явления.

После пуска давлением в системе, создаваемым насосом 1, клапан 20 закрывается, отсоединяя насос предпусковой прокачки от смазочной системы дизеля.

Корпусом клапана 20 служит штуцер, ввернутый в наклонное сверление блок-картера, к которому подсоединяют трубку подвода масла от насоса предпусковой прокачки. Клапан — плунжерного типа, отрегулирован на давление 0,04 ... 0,05 МПа (0,4 ... 0,5 кгс/см2).

Для заливки масла в поддон на колпаке левой головки цилиндров установлена горловина 17. Под ней размещается сетка из решетного полотна, а сверху горловина закрыта крышкой с пружинным замком, которая уплотнена резиновой прокладкой.
 

 

Масло в поддон заливают до уровня, указанного на маслоизмерительном стержне 18. В направляющей трубке стержень уплотнен войлочным сальником. Количество масла, заливаемого в поддон, — 18 л.

На колпаке правой головки цилиндров установлен сапун 13, сообщающий внутреннее пространство дизеля с атмосферой. Он исключает повышение давления в картере вследствие прорыва газов через поршневые кольца, что, в свою очередь, предотвращает утечки масла через уплотнения.

Через сапун выбрасываются продукты сгорания (газы) из внутренних полостей. В нем улавливаются и возвращаются в дизель капельки масла из выходящих картерных газов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..