Общие сведения. Корпусные детали дизеля СМД-66 образуют его остов. Они
служат для крепления всех узлов и механизмов дизеля. К ним относятся
блок-картер, головки цилиндров, передняя крышка, картер маховика и
нижняя крышка картера. Для герметичности внутренних полостей стыки между
корпусными деталями уплотнены прокладками.
Блок-картер 1 (рис. 1) — основная корпусная деталь дизеля. Он
представляет собой сложную отливку из малолегированного серого чугуна,
которую подвергают искусственному старению. Твердость после старения НВ
187 ... 241.
Отливка коробчатой формы включает в себя верхнюю часть картера и два
блока цилиндров, расположенных под углом 90°.
В развале между блоками цилиндров имеется полость (ресивер) для впуска
воздуха в цилиндры, закрытая сверху литой алюминиевой крышкой 26,
закрепленной 16-ю болтами через картонную прокладку 27. Воздух
подводится в ресивер через патрубок 20, к которому с помощью резинового
шланга и стяжных хомутов подсоединяют воздухопровод от радиатора
охлаждения
наддувочного воздуха. На крышке выполнен фланец 24
для крепления турбокомпрессора. Фланец 18 крышки соединяют трубкой с
корпусом турбокомпрессора, по которой в поддон отводится масло,
сливаемое из турбокомпрессора.
Из-за установки на каждой шатунной шейке коленчатого вала двух шатунов
блоки цилиндров смещены один относительно другого на 36 мм в продольном
направлении.
Верхняя плита каждого блока цилиндров необходима для установки головки
цилиндров и крепления гильз. Нижней плитой разъединяется пространство
водяной рубашки и картера двигателя. В расточки верхней и нижней плиты
каждого блока устанавливают по три гильзы цилиндров.
Пространство между гильзами, наружными стенками и вертикальными
перегородками в каждом блоке образует водяную рубашку дизеля. Вода
(охлаждающая жидкость) из передней крышки но каналу входит в блок-картер
через отверстия 10 на переднем торце и, проходя по боковым каналам в
блоках, поступает через окна к каждой гильзе цилиндров и отверстия
верхней плиты в головку цилиндров.
К верхней плоскости каждого блока прикреплена головка 15 цилиндров с
помощью 16-ти шпилек через прокладку 14, обеспечивающую герметичность
газового стыка. На верхней плоскости каждого блока выполнены по три
отверстия 25 для прохода воздуха во впускные каналы головок цилиндров и
по шесть отверстий 13 для установки толкателей и штанг
газораспределительного механизма.
В нижней картерной части блок-картера имеется четыре вертикальные
перегородки. В верхней части каждой перегородки расположены опоры 11
распределительного вала. В наиболее нагруженную опору со стороны картера
маховика запрессована бронзовая втулка, остальные три расточные в теле
отливки. Расточки выполнены разных размеров для облегчения монтажа
распределительного вала, который устанавливают со стороны картера
маховика.
В нижней части перегородок по обработанным боковым поверхностям
располагают четыре крышки 40 коренных подшипников коленчатого вала.
Постели под вкладыши коренных подшипников растачивают одновременно в
крышках и нижних массивных утолщениях перегородок, обеспечивая тем самым
соосность подшипников. Поэтому крышки коренных подшипников
невзаимозаменяемы. Ось расточки смещена на 2 мм относительно боковых
посадочных плоскостей, что исключает возможность разворота крышки на
180°. Для исключения возможности перестановки с одной опоры на другую на
крышках нанесены номера «1», «2», «3» и «4». Соответствующие номера
набиты и на нижней плоскости блок-картера.
Каждую крышку коренных подшипников крепят с помощью двух вертикальных
шпилек M18, ввернутых в поперечные пере-городки. Резьбовые колодцы под
шпильки утоплены на 20 мм относительно плоскости разъема для того, чтобы
устранить деформации стыковых поверхностей. Момент затяжки гаек — 260
... 280 Н-м (26 ... 28 кгс-м).
Для исключения возможности «раскачивания» крышки во время работы дизеля
и увеличения жесткости нижней части картера каждую крышку дополнительно
укрепляют двумя горизонтальными стяжными болтами 37. Их следует
затягивать моментом 160 ... 180 Н-м (16 ... 18 кгс-м) после
окончательной затяжки гаек вертикальных шпилек. Гайки шпилек и стяжные
болты специальной фиксации не имеют, поэтому особенно важно затягивать
их рекомендуемым моментом.
К нижнему фланцу передней крышки коренного подшипника на двух штифтах и
с помощью четырех шпилек прикреплен насос смазочной системы дизеля.
Вдоль правой стороны (по ходу трактора) блок-картера проходит главная
масляная магистраль. Системой каналов в перегородках смазка подается к
коренным подшипникам, подшипникам распределительного вала и к клапанному
механизму в головках цилиндров.
К переднему фланцу блок-картера через прокладку прикреплена передняя
крышка 3. Правильная установка ее обеспечивается двумя штифтами, а
закрепление — двумя шпильками, двумя болтами М14 и семью болтами Ml2.
В верхней части правого блока имеется фланец 12 для крепления масляного
фильтра (центрифуги). На фланец выходят каналы для подвода и отвода
масла. Его внутренняя полость служит для слива масла из центрифуги.
К заднему фланцу блок-картера прикреплен щит 36 и картер маховика 30.
Между ними установлены уплотнительные прокладки.
Щит центрируют по двум штифтам и крепят сначала одним болтом М10, а
после установки распределительного вала в сборе
дополнительно еще двумя болтами М10 через упорный
фланец распределительного вала. Окончательно щит и картер маховика
закрепляют девятью шпильками и тремя болтами М14. Гайки шпилек внутри
картера маховика законтривают пластинчатыми шайбами.
Нижняя крышка картера (поддон) выштампована из листовой стали и служит
резервуаром для масла смазочной системы. Поддон прикреплен 22-я болтами
М10 к нижним привалочным плоскостям блок-картера, передней крышки и
картера маховика. Стык между ними уплотнен прокладкой. В нижней части
поддона имеется штуцер для слива масла, который закрывают резьбовой
пробкой с уплотнительной медной прокладкой.
Рис. 1. Корпусные детали дизеля:
1 — блок-картер; 2 — площадка крепления компрессора кондиционера; 3 —
передняя крышка; 4 — площадка крепления кронштейна воздушного
компрессора; 5 и 35 — резиновые манжеты; 6 — водяной канал; 7 — площадки
для передней опоры дизеля; 8 и 9 — площадки для водяного насоса; 10 —
отверстия для подачи воды; 11 — опора распределительного вала; 12 —
фланец крепления центрифуги; 13 — отверстия для штанги толкателя; 14 —
прокладка головки цилиндров; 15 — головка цилиндров; 16 — направляющая
втулка клапана; 17 — водяной канал; 18 — фланец для трубки слива масла
из турбокомпрессора; 19 — отверстие подачи воздуха во впускной канал; 20
— патрубок для подачи воздуха из радиатора промежуточного охлаждения в
ресивер; 21 — выпускное окно; 22 — седло впускного клапана; 23 — седло
выпускного клапана; 24 — фланец крепления турбокомпрессора; 25 —
отверстия выхода воздуха из ресивера; 26 — верхняя крышка; 27 —
прокладка; 28 — площадка крепления топливных фильтров; 29 — площадка для
установки выпускной трубы; 30 — картер маховика; 31 — площадка для
установки пускового двигателя; 32 — площадка для крепления задней опоры;
33 — расточка для монтажа редуктора пускового двигателя; 34 — крышка
люка; 36 — щит; 37 — стяжной болт; 38 — отверстие слива масла; 39 —
гильза цилиндров; 40 — крышки коренных подшипников.