Задний мост трактора (рис. 36) состоит из главной передачи, планетарного
механизма поворота, тормозов солнечных шестерен и остановочных тормозов
(тормозов ведущих шестерен конечных передач).
Механизмами заднего моста передается движение от коробки передач
конечным передачам с повышением передаваемого крутящего момента и
осуществляется поворот трактора и его торможение.
Корпус заднего моста разделен сплошными перегородками на три отсека. В
среднем отсеке размещена главная передача и планетарный механизм
поворота, а в боковых отсеках — тормоза солнечных шестерен 20 и
остановочные тормоза 29.
Главная передача состоит из пары конических шестерен. Ведущая (малая)
шестерня изготовлена заодно с вторичным валом коробки передач. Ведомая
(большая) шестерня 26 выполнена в виде венца, прикрепленного болтами к
фланцу коронной шестерни 24 планетарного механизма. Между ведомой
шестерней и фланцем коронной шестерни установлены стальные прокладки 27,
которыми регулируют зазор между зубьями конических шестерен.
Регулировочные прокладки выполнены в виде полуколец с открытыми внутрь
пазами под крепежные болты. Поэтому для их снятия или установки не нужно
полностью вывертывать болты.
Коронная шестерня установлена на двух шариковых подшипниках 28,
запрессованных наружными обоймами в расточки этой шестерни. Внутренние
обоймы подшипников установлены на стаканах, фланцы которых прикреплены
болтами к приливам перегородок корпуса заднего моста 30.
Планетарный механизм поворота (рис.37) смонтирован внутри коронной
шестерни. С помощью этого механизма обеспечивается возможность
прекращения передачи вращения к одной из. гусениц, в результате чего
происходит поворот трактора. Планетарный механизм представляет собой две
сложные шесте-ренчатые передачи, называемые планетарными редукторами, и
имеет следующее устройство. Коронная шестерня 24 имеет внутренний
зубчатый венец, с которым находятся в постоянном зацеплении шестерни —
сателлиты 23, вращающиеся на игольчатых роликовых подшипниках. Сателлиты
установлены на осях 22 в двух водилах 25, которые шлицами связаны с
валами 14 заднего моста, а через них с соответствующими ведущими
шестернями конечных передач.
Рис. 37. Трактор ДТ-75М. Планетарный механизм поворота
В каждом водиле установлено три сателлита.
Одновременно сателлиты находятся в постоянном зацеплении с зубчатым
венцом солнечных шестерен 21, которые при отпущенном тормозе солнечной
шестерни вращаются в подшипниках скольжения, установленных в стаканы 11
(рис. 36).
Планетарный механизм работает следующим образом. При движении трактора
по прямой шкивы солнечных шестерен полностью заторможены тормозными
лентами, а остановочные тормоза отпущены. Вращение от главной передачи
передается коронной шестерне, которая своими внутренними зубчатыми
венцами приводит в движение сателлиты обоих водил.
Вращаясь вокруг своих осей, сателлиты одновременно обкатываются вокруг
солнечных шестерен, увлекая во вращательное движение водила 25,
связанные с ними валы 14 заднего моста и ведущие шестерни конечных
передач. При этом число оборотов водил по сравнению с оборотами коронной
шестерни уменьшается в 1,42 раза.
Для плавного поворота трактора следует потянуть к себе рычаг 3 тормоза
солнечной шестерни той стороны, в которую совершается поворот. При этом
сжимается стяжная пружина 9 тормозной ленты 17, солнечная шестерня
растормаживается и свободно вращается сателлитами, от чего движение
гусеницы этой стороны замедляется. Гусеница другой стороны продолжает
перемещаться с прежней скоростью, и трактор плавно поворачивается в
сторону отстающей гусеницы.
Для крутого поворота трактора после выключения тормоза планетарного
механизма дополнительно нажимают на педаль, производя торможение шкива
16 остановочного тормоза той стороны, в которую совершается поворот. В
этом случае движение гусеницы прекращается, и трактор круто
поворачивается в сторону остановленной гусеницы.
На тракторе ДТ-75М применены ленточные тормоза плавающего типа,
позволяющие производить надежное торможение как при переднем, так и при
заднем ходе трактора.
Ленточные тормоза солнечных шестерен имеют тканые асбестовые накладки, а
остановочные тормоза — твердые колодки.