Коробка передач механическая, четырехходовая, семиступенчатая, с
подвижными шестернями и блокировкой механизма переключения передач.
Коробка передач размещена в переднем отсеке корпуса трансмиссии. В
расточках передней и задней стенок этого отсека на подшипниках
установлены четыре вала.
Коробка передач (рис. 33 и 34) состоит из корпуса 26, первичного вала 1 , вторичного вала 25, дополнительного вала 47, вала 40 заднего хода,
шестерен и механизма переключения передач.
11ервичный вал 1 установлен на роликовом 2 и шариковом 24 подшипниках.
Подшипники запрессованы в стаканы 23 и 39, установленные в гнездах
корпуса трансмиссии.
По шлицам первичного вала свободно перемещаются два блока шестерен: блок
38 с венцами третьей и четвертой передач и блок 22 с венцами первой и
второй передач. Кроме того, на первичном валу спереди закреплена ведущая
шестерня 3. находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 42, сидящей
на валу заднего хода.
На переднем конце первичного вала на шлицах посажена задняя вилка
кардана.
Вторичный вал 25 изготовлен заодно с малой конической шестерней,
находящейся в зацеплении с большой конической шестерней главной
передачи.
Передний конец вторичного вала вращается в однорядном радиально-упорном
шариковом подшипнике 37, а задний, как более нагруженный,— в роликовом
подшипнике 27.
Подшипники запрессованы соответственно в стаканы 36' и 28. Осевое
смещение стакана шарикового подшипника предотвращается болтами, а
стакана роликового подшипника — установочным винтом 29.
На шлицах вторичного вала неподвижно посажены: шестерня 34 третьей
передачи, блок 33 шестерен первой и четвертой передач, шестерня 32
седьмой передачи и шестерня 30 второй передачи. Для фиксирования
положения шестерен между ними установлены распорные шлицевые втулки 31.
Между фланцем стакана и стенкой корпуса установлены
металлические прокладки 35, необходимые для регулировки зацепления
шестерен главной передачи.
В верхней части корпуса коробки, с правой стороны по ходу трактора,
расположен вал заднего хода 40, вращающийся в роликовых подшипниках 41 и
46.
На шлицах вала заднего хода, между подшипниками, установлены две
шестерни: шестерня 42 постоянного зацепления, неподвижно закрепленная на
валу, и подвижная шестерня 44. Шестерня 42 находится в постоянном
зацеплении с шестерней 3, сидящей на первичном валу, в результате чего
вал 40 заднего хода при вращении первичного вала тоже вращается.
Шестерню 44 вилкой переключения можно перемещать вдоль вала в положения,
при которых она может свободно вращаться с валом или при перемещении
вперед находиться в зацеилении с большой шестерней блока 33.
На шлицах дополнительного вала 47 установлены три шестерни: шестерня 51
постоянного зацепления, блок 50 шестерен пятой и шестой передач и
шестерня 48 седьмой передачи. Шестерня 51 постоянного зацепления
неподвижно закреплена на шлицах вала 47 стопорным кольцом. Она находится
в постоянном зацеилении с шестерней 42 вала заднего хода, в результате
чего при вращении первичного вала и вала заднего хода вращается и
дополнительный вал.
Первые четыре передачи вперед включаются введением в зацепление
подвижных шестерен первичного вала с соответствующими шестернями
вторичного вала.
Задний ход включается введением в зацепление шестерни 44 с большей
шестерней блока 33, сидящего на шлицах вторичного вала. При включении
пятой, шестой и седьмой передач вводят в зацепление подвижные шестерни
дополнительного вала соответственно с шестернями 32, 33 и 34 вторичного
вала.
Механизм переключения передач, за исключением осей 4 и вилок
переключения, смонтирован в крышке 20 коробки передач.
Передачи включают с помощью рычага 8, планок 21, вилок переключения и
двуплечих рычагов 43 и 45.
Для включения необходимой передачи нижний конец вертикального рычага, на
котором крепится рычаг переключения передач, перемещением в продольном
направлении вводят в паз соответствующей планки и, в зависимости от
того, какая передача должна быть включена, подают планку вправо или
влево. При этом планка 21 перемещает вилку по оси, и включается
необходимая передача (согласно схеме переключения передач, указанной на
рис. 35).
При нейтральном положении подвижных шестерен фиксаторы, расположенные в
крышке коробки, входят в средние пазы поводков. Сверху над фиксаторами
установлены два валика 10 блокировки, которые имеют продольные пазы и
соединены через рычаги 11 с рычагом главной муфты сцепления. Когда муфта
сцепления включена, валики блокировки повернуты вниз гладкой
цилиндрической частью и фиксаторы не могут подняться и освободить
поводки переключения. В этом положении переключить передачи невозможно.
При выключенной главной муфте сцепления
валики блокировки повернуты пазами вниз, и при
переключении передачи фиксаторы могут беспрепятственно подниматься и
освобождать поводки переключения.
В качестве устройства, предотвращающего перемещение одно-временно двух
планок 21, применены разделительные планки 19.
Рис. 35. Трактор ДТ-75М. Схема положений рычага переключения
передач
При включении передач необходимо, чтобы нижний
конец рычага переключения был установлен в паз переключения передачи
так, чтобы при перемещении он не задевал разделительных планок. Рычаг
устанавливают в пазы крайних планок пере-ключения по упору его нижнего
конца в боковые планки 18. Для установки рычага 8 в пазы средних планок
служит устройство, состоящее из вилки 7, валика переключения 6 и
фиксатора 5.
Для предотвращения запуска пускового двигателя при
включенной передаче и обеспечения безопасных условий запуска основного
двигателя служит система блокировки рычага коробки передач с
электрической системой пускового двигателя, которая позволяет запустить
его только при нейтральном положении рычага 9.
Устройство системы блокировки показано на рис. 33.
В расточке крышки коробки передач закреплена втулка 16, с электрическим
включателем 12
на оси 13 и винте 16 установлена рамка 17. При выводе рычага 9 из
нейтрального положения рамка перемещает шарик 14 до касания о наконечник
включателя 12, в результате чего первичная обмотка магнето пускового
двигателя замыкается на «массу» и запуск становится невозможным.
Для запуска пускового двигателя нужно поставить рычаг 9 в нейтральное
положение. При этом шарик 14 попадет в отверстие рамки 17, и включатель
отсоединит магнето от «массы».
Трущиеся детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом,
разбрызгиваемым шестернями в ее отсеке. Заливают масло через отверстие в
крышке заднего моста. Масло через литое отверстие в корпусе поступает из
центрального отсека в отсек коробки передач и устанавливается на одном
уровне, который контролируется маслоуказателем, вмонтированным в пробку
заливного отверстия. Спуск масла из. коробки передач производится через
отверстие в днище, закрываемое пробкой с вмонтированным в нее магнитом.