По заказу потребителя трактор может быть укомплектован реверс-редуктором.
Трактор с реверс-редуктором используется для выполнения легких
дорожностроительных работ в агрегате с бульдозером Д-606 и другими
дорожностроительными машинами и орудиями соответствующего класса»
Реверс-редуктор устанавливается на переднюю плоскость корпуса
трансмиссии перед коробкой передач. Он имеет прямую передачу
(передаточное число 1), передачу «вперед» с передаточным числом 1,67 и
передачу «назад» с передаточным числом 1,35, что дает возможность в
сочетании со скоростями коробки передач получать 7 пониженных
технологических скоростей перед-
него хода и 7 повышенных на 25% (в сравнении с
пониженными) скоростей заднего хода.
Устройство реверс-редуктора показано на рис, 91. В расточках литого
чугунного корпуса на подшипниках установлено четыре вала: ведущий вал 3,
ведомый вал 9, вал пониженных скоростей 14 и вал реверса 1.
На ведущем валу 3 установлена ведущая шестерня 4, которая может
перемещаться по шлицам вала и входить в зацепление с ведомой шестерней
13, установленной неподвижно на шлицах вала 14, или с шестерней 2, также
установленной неподвижно на шлицах вала 1.
На этом же валу неподвижно установлена на шлицах шестерня 12, которая
находится в постоянном зацеплении с шестерней 11, неподвижно
установленной на шлицах вала 14.
Ведущий вал имеет внутренние шлицы, предназначенные для приводного вала
отбора мощности.
На валу 9 установлена шестерня 8, она может перемещаться по шлицам вала
и входить в зацепление с шестерней 10, установленной неподвижно на валу
14, или с помощью зубчатой муфты с валом 3.
Перемещение подвижных шестерен и установка их в нужное положение
производится с помощью механизма переключения передачи.
Когда включена прямая передача, зубчатая муфта шестерни 8 ведомого вала
9 находится в зацеплении с зубьями ведущего вала 3, движение от него
передается непосредственно ведомому валу 9.
Для включения передачи «вперед» шестерню 4 вводят в зацепление с
шестерней 13, установленной на валу 14, шестерню 8 — с шестерней 10.
Для включения передачи «назад» шестерню 4 вводят в зацепление с
шестерней 2 на валу 1, и передача будет осуществляться с вала 3 на вал
1, с вала 1 через шестерни 12 и 11 на вал 14 и через шестерни 10 и 8 на
вал 9.
Механизм переключения передач реверс-редуктора и механизм переключения
коробки передач принципиально одинаковы.
К низу верхней крышки реверс-редуктора с помощью штампованной обоймы
прикреплены две планки переключения, к которым приварены вилки. Вилка
переключения левой планки входит рожками в кольцевой паз шестерни 8, а
вилка переключения правой планки входит в кольцевой паз шестерни 4.
Планки переключения вместе с вилками могут перемещаться рычагом 7 и
устанавливаться в определенное положение с помощью пружинных фиксаторов.
Для исключения одновременного перемещения двух планок между ними
установлена разделительная планка.
Включение необходимых передач реверс-редуктора производится по схеме
рис. 92.
Для предотвращения самопроизвольного выключения шестерен, а также для
уменьшения торцевого износа зубьев шестерен при переключении передач
предусмотрена блокировка реверс-редуктора с
коробкой передач и главной муфтой сцепления.
Механизм блокировки состоит из двух валиков блокировки, фиксаторов и
тяги блокировки. Валики блокировки соединены тягой с механизмом
блокировки коробки передач, который в свою очередь соединен с механизмом
выключения главной муфты сцепления.
При выключении главной муфты сцепления оба валика блокировки
поворачиваются так, что их гнезда устанавливаются над фиксаторами и не
препятствуют подъему фиксаторов при перемещении планок в момент
переключения передач реверс-редуктора.
При включенной главной муфте сцепления гнезда валиков блокировки
оказываются смещенными относительно фиксаторов, поэтому переключать
передачи реверс-редуктора нельзя.
Следует иметь в виду, что нагрев масла и деталей реверс-редуктора во
время работы трактора может достигать температуры 363К ( + 90°С) при
температуре окружающего воздуха 31ЗК (+40C).