Коробка передач трактора ДТ-75Н

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 79.00.001 ТО

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

4.13.

Коробка передач трактора ДТ-75Н



Коробка передач — механическая, четырехходовая, семиступенчатая, с подвижными шестернями и блокировкой механизма переключения передач. Коробка передач размещена в переднем отсеке корпуса трансмиссии, в расточках передней и задней стенок этого отсека на подшипниках установлены четыре вала.

Коробка передач (рис. 46 и 47) состоит из корпуса 26, первичного вала 1, вторичного вала 25, дополнительного вала 47, вала заднего хода 40, шестерен и механизма переключения передач.

Первичный вал 1 установлен на роликовом 2 и шариковом 24 подшипниках. Подшипники запрессованы в стаканы 23 и 39, установленные в гнездах корпуса трансмиссии.

По шлицам первичного вала свободно перемещаются два блока шестерен: блок 38 с венцами третьей и четвертой передач и блок 22 с венцами первой и второй передач. На первичном валу спереди закреплена ведущая шестерня 3, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 42, сидящей на валу заднего хода.
Первичный вал пустотелый. Внутри него проходит вал привода редуктора вала отбора мощности.

Вторичный вал 25 изготовлен заодно с малой конической шестерней, находящейся в зацеплении с большой конической шестерней главной передачи.

Передний конец вторичного вала вращается в однорядном радиальноупорном шариковом подшипнике 37, а задний, как более нагруженный,— в роликовом подшипнике 27.

 

 

 

 

Рис. 47. Коробка передач (разрез по валу заднего хода):
40 — вал заднего хода; 41 — роликовый подшипник; 42 — шестерня постоянного зацепления; 43 — двуплечий рычаг; 44 — ведущая шестерня заднего хода; 43— двуплечий рычаг; 46 — роликовый подшипник; 47 — дополнительный вал; 48 — шестерня седьмой передачи; 49 — пробка сливного отверстия с магнитом; 50 — блок шестерен пятой и шестой передач; 51 — ведомая шестерня постоянного зацепления

 

 

 

Подшипники запрессованы соответственное стаканы 36 и 28. Осевое смещение стакана шарикового подшипника предотвращается болтами, а стакана роликового подшипника — установочным винтом 29.

На шлицах вторичного вала неподвижно посажены: шестерня 34 третьей передачи, блок шестерен 33 первой и четвертой передач, шестерня 32 седьмой передачи и шестерня 30 второй передачи. Для фиксирования положения шестерен между ними установлены распорные шлицевые втулки 31.

Для регулировки зацепления шестерен главной передачи между фланцем стакана и стенкой корпуса установлены металлические прокладки 35.

В верхней части корпуса коробки, с правой стороны по ходу трактора, расположен вал заднего хода 40, вращающийся в роликовых подшипниках 41 и 46.

На шлицах вала заднего хода, между подшипниками установлены две шестерни: шестерня 42 постоянного зацепления, неподвижно закрепленная на валу, и подвижная шестерня 44. Шестерня 42 находится в постоянном зацеплении с шестерней 3, сидящей на первичном валу, в результате чего вал 40 заднего хода при вращении первичного вала тоже вращается. Шестерню 44 вилкой переключения можно перемещать вдоль вала в положения, при которых она может свободно вращаться с валом или при перемещении вперед находиться в зацеплении с большей шестерней блока 33.

На шлицах дополнительного вала 47 установлены три шестерни: шестерня 51 постоянного зацепления, блок 50 шестерен пятой и шестой передач и шестерня 48 седьмой передачи. Шестерня 51 постоянного зацепления неподвижно закреплена на шлицах вала 47 стопорным кольцом. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней 42 вала заднего хода, в результате чего при вращении первичного вала и вала заднего хода вращается и дополнительный вал.

Первые четыре передачи вперед включаются введением в зацепление подвижных шестерен первичного вала с соответствующими шестернями вторичного вала.

Задний ход включается введением в зацепление шестерни 44 с большей шестерней блока 33, сидящего на шлицах вторичного вала. При включении пятой, шестой и седьмой передач вводят в зацепление подвижные шестерни дополнительного вала соответственно с шестернями 32, 33 и 34 вторичного вала.

Механизм переключения передач, за исключением осей 4 и вилок переключения, смонтирован в крышке 20 коробки передач.

Передачи включают с помощью рычага 8, планок 21 и вилок переключения и двуплечих рычагов 43 и 45.

Для включения необходимой передачи нижний конец вертикального рычага, на котором крепится рычаг переключения передач, перемещением в продольном направлении вводят в паз соответствующей планки и, в зависимости от того, какая передача должна быть включена, подают планку вправо или влево. При этом планка 21 перемещает вилку по оси и включается необходимая передача (согласно схеме переключения передач, указанной на рис. 48).

 

 

 

 

Рис. 48. Схема положений рычага переключения передач

Рис. 49. Шаблон для установки вилок переключения

 

 

При нейтральном положении подвижных шестерен фиксаторы, расположенные в крышке коробки, входят в средние пазы поводков. Сверху над фиксаторами установлены два валика 10 блокировки, которые имеют продольные пазы и соединены через рычаги 11 с рычагом главной муфты сцепления. Когда муфта сцепления включена, валики блокировки повернуты вниз гладкой цилиндрической частью, фиксаторы не могут подняться и освободить поводки переключения. В этом положении переключить передачи невозможно. При выключенной главной муфте сцепления валики блокировки повернуты пазами вниз и при переключении передачи фиксаторы могут беспрепятственно подниматься и освобождать поводки переключения.

В качестве устройства, предотвращающего перемещение одновременно двух планок 21, применены разделительные планки 19.

При включении передач необходимо, чтобы нижний конец рычага переключения был установлен в паз переключения передач так, чтобы при перемещении он не задевал разделительных планок. Рычаг устанавливают в пазы крайних планок переключения по упору его нижнего конца в боковые планки 18. Для установки рычага 8 в пазы средних планок служит устройство, состоящее из вилки 7, валика переключения 6 и фиксатора 5.

Для предотвращения запуска пускового двигателя при включенной передаче и обеспечения безопасных условий запуска дизеля служит система блокировки рычага коробки передач с электрической системой пускового двигателя, которая позволяет запустить его только при нейтральном положении рычага 9.

Устройство системы блокировки показано на рис. 46. В расточке крышки коробки передач закреплена втулка 15 с электрическим включателем 12; на оси 13 и винте 16 установлена рамка 17. При выводе рычага 9 из нейтрального положения рамка перемещает шарик 14 до касания о наконечник включателя 12, в результате чего первичная обмотка магнето пускового двигателя замыкается на «массу», и запуск становится невозможным.

 

 

 

Рис. 50. Задним мост:
1 — ведущая шестерня левой конечной передачи; 2 — коробка управления; j — тяга рычага управления тормозом; 4 — чехол из гофрированной резины; $ — крышка центрального отсека; 6 — вал привода BOM; 7 — игольчатые ролики подшипника; 8 — верхняя оттяжная пружина тормозной ленты; 9 — пружина тормоза; 10—крышка корпуса заднего моста; 11—стакан подшипника; 12 — стакан уплотнения; 13 — корпус сальника; 14 — вал заднего моста; 15 — ведущая шестерня правой конечной передачи; 16 — шкив остановочного тормоза; 17 — тормозная лента с фрикционными колодками; 18 — нижняя оттяжная пружина тормозной ленты; 19— шкив тормоза планетарного механизма; 20 — тормоз планетарного механизма; 21 — солнечная шестерня планетарного механизма; 22 — палец сателлита; 23 — сателлит; 24 — коронная шестерня; 25 — водило сателлитов; 26 — ведомая шестерня главной передачи; 27 — регулировочные прокладки; 28 — шариковый подшипник; 29 — остановочный тормоз; 30 — корпус заднего моста

 

 

 

 

Рис. 51. Планетарный механизм поворота

 

 

Для запуска пускового двигателя нужно поставить рычаг 9 в нейтральное положение. При этом шарик 14 попадает в отверстие рамки 17, и включатель отсоединит магнето от массы.

Трущиеся детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом, разбрызгиваемым шестернями. Заливают масло через отверстие в крышке заднего моста. Масло через литое отверстие в корпусе поступает из центрального отсека в отсек коробки передач и устанавливается на одном уровне, который контролируется маслоуказателем, вмонтированным в пробку заливного отверстия. Спуск масла из коробки передач производится через отверстие в днище, закрываемое пробкой с вмонтированным в нее магнитом.

Коробка передач трактора, укомплектованного реверс-редуктором, отличается от коробки передач трактора с другими комплектациями сборочных единиц трансмиссии отсутствием шестерни и вилки переключения передачи заднего хода, в связи с чем изменены детали: планка переключения VII передачи и заднего хода и ось вилок. Введена специальная гайка крепления заднего подшипника первичного вала, ограничивающая попадание масла во внутреннюю его полость. Для разгрузки полости от масла на первичном валу введено дополнительное отверстие, а на зубчатой муфте — два паза.

Если при техническом обслуживании коробки передач снималась крышка коробки, то для облегчения установки ее на место пользуйтесь шаблоном (рис. 49), который должен быть установлен на штифты верхней плоскости отделения коробки передач двумя отверстиями диаметром 12,2+0 24 мм. При этом в вырезах шаблона должны находиться выступы вилок и поводка рычага. Только при этом условии крышка коробки передач будет свободно устанавливаться на верхнюю плоскость отделения коробки передач при нейтральном положении рычага переключения передач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..