Силовая передача трактора состоит из главной муфты сцепления, карданной
передачи, ходоуменьшителя или реверс-редуктора (при комплектации
трактора одним из этих агрегатов), коробки передач, заднего моста и
конечных передач.
4.11.1.
Муфта сцепления трактора ДТ-75Н
Муфта сцепления предназначена для передачи крутящего момента от
коленчатого вала дизеля на трансмиссию, отключения коленчатого вала от
коробки передач, для переключения скорости и плавного трогания с места.
На дизеле установлена двухдисковая постоянно замкнутая муфта сцепления,
которая состоит из ведущих, ведомых частей и механизма переключения. К
ведущим частям муфты относятся промежуточный 15 (рис. 44) и нажимной 14
диски, к ведомым — два ведомых диска 7.
Ведущие диски соединены через три пары пальцев 6 с маховиком, а также
через отжимные болты 17 и пружины 8 и 10 с упорным диском 16, который
болтами крепится к маховику. Ведомые диски 7 помещаются между плоскостью
маховика, промежуточным диском 15 и нажимным диском 14. Каждый имеет
ступицу и перемещается на шлицах по валу 32. Вал муфты вращается в двух
шарикоподшипниках 1 и 11. Передний подшипник 11 установлен в расточке
маховик а, а задний — в корпусе картера муфты,
К упорному диску прикреплены три кронштейна 20, в ушках которых
установлены оси 13. На осях свободно проворачиваются три отжимных рычага
24, на лопатках которых с помощью пружин 4 и скоб 34 смонтированы
упорные кольца 33. Отжимные рычаги коротким плечом прижимаются пружиной
4 к сухарикам 19, закрепленным на отжимных болтах 17. На упорном диске
по окружности установлено двенадцать пакетов пружин 8 и 10,
расположенных в стаканах 23. Пружины через подпятник 9 упираются в
нажимной диск и постоянно прижимают ведомые диски.
В результате сил трения, возникающих между поверхностями маховика,
нажимного, промежуточного и ведомых дисков, сжатых усилием пружин,
крутящий момент от коленчатого вала дизеля передается через маховик,
промежуточный и нажимной диски ведомым дискам и валу муфты сцепления.
Муфта сцепления выключается с помощью механизма выключения. Он состоит
из корпуса 29 и из установленных в нем радиально-упорного
шарикоподшипника 28, втулки 26, вилки выключения 3 с валиком, системы
тяг и рычагов.
Для выключения муфты сцепления нажимают на педаль. Через систему рычагов
движение передается вилке выключения 3, которая перемещает муфту
выключения вперед.
Втулка 26 через упорные кольца нажимает на рычаги 24г которые,
проворачиваясь на осях 13, перемещают через отжимные болты 17, нажимной
диск 14, преодолевая усилие пружин. С перемещением нажимного диска
ведомые диски 7 освобождаются, и передача вращения от маховика к валу
муфты сцепления прекращается. Отвод промежуточного диска 15
осуществляется тремя отжимными пружинами 36 и тремя пружинами,
установленными на направляющих штифтах 35. При включенном положении
муфты сцепления муфта выключения находится в крайнем заднем положении, а
между упорными кольцами 33 и торцом втулки 26 должен быть зазор, равный
3 мм. Для обеспечения «чистого» выключения муфты полный ход муфты
выключения должен быть не менее 22 мм. При увеличенном зазоре между
упорными кольцами 33 и втулкой 26, а также уменьшенном ходе муфты
выключения муфта сцепления выключается не полностью, т. е. муфту
«ведет». Это затрудняет переключение скорости, вызывает повышенный
износ фрикционных накладок ведомых дисков, перегрев
силовых пружин и, как следствие, их «усадку».
При малом зазоре или при его отсутствии происходит интенсивный износ
упорных колец 33 и втулки 26, муфта сцепления передает неполный крутящий
момент в результате пробуксовки. Смазка переднего подшипника 11
осуществляется через масленку 12, расположенную на валу муфты сцепления.
Смазка выжимного подшипника 28 производится через масленку 27 на корпусе
муфты выключения. Задний подшипник 1 смазывается через масленку 31 на
крышке корпуса подшипника.