Глава 12 СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
ТРАКТОРА Т-130
ОБКАТКА ОСНОВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ П-23У ТРАКТОРА Т-130
Пусковой двигатель П-23У дизеля Д-160 унифицирован с ранее выпускавшимся
двигателем П-23и с двигателем П-23У-1, установленным на дизеле Д-108.
Регулировка двигателей аналогична. Основные конструктивные отличия от
двигателя П-23У-1: механизм проворачивания вала двигателя расположен на
стенке блока; воздухоочиститель соединен с карбюратором резиновым
рукавом; изменена конструкция корпуса распределительных шестерен;
введено дистанционное управление запуском двигателя из кабины.
Снимать и заменять некоторые узлы и детали
пускового двигателя можно, не снимая его с дизеля, непосредственно на
тракторе. Снимают отдельно воздухоочиститель, карбюратор, впускной и
выпускной коллекторы, головку цилиндров, кронштейн с толкателями
клапанов и клапаны, магнето, механизм проворачивания вала, регулятор,
корпус распределительных шестерен. Муфту механизма включения, шестерню
включения и толкатель с пружинами можно снять и заменить так же на
тракторе, предварительно сняв верхнюю половину кожуха муфты сцепления. В
случае разборки блока, муфты сцепления и редуктора пусковой двигатель
снимают с дизеля.
Перед снятием пускового двигателя необходимо убедиться в том, что
шестерня включения выведена из зацепления с венцом маховика дизеля. Для
этого выключают зажигание, включают муфту сцепления и редуктор,
провертывают заводной рукояткой коленчатый вал пускового двигателя и
убеждаются, что вентилятор дизеля не вращается, а значит, шестерня
выведена из зацепления. При невозможности вывести из зацепления шестерню
включения пуском дизеля, открывают люк верхней половины кожуха муфты
сцепления дизеля, сжимают концы защелок муфты включения и выводят из
зацепления шестерню.
Снятие. Сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения дизеля
и масло из поддона пускового двигателя. Закрывают краник бензобачка.
Снимают мультициклон, крышку выпускной трубы дизеля, заднюю крышу
капота. При наличии предпускового подогревателя отсоединяют от
блок-картера патрубок 6 (рис. 77) и снимают заливную трубу 5.
Рис. 77. Установка пускового двигателя
Отсоединяют от карбюратора топливную трубку, тросики управления
заслонками, тягу регулятора. Отсоединяют тяги от рычагов управления 4
муфтой сцепления, 3 редуктора и 8 стартера. Снимают рычаги муфты
сцепления и редуктора. Снимают воздухоочиститель
пускового двигателя. Отсоединяют впускной и
выпускной коллекторы пускового двигателя от выпускного коллектора
дизеля. Вывертывают болты и снимают кронштейн с валиком 7 заводной
рукоятки. Отсоединяют резиновый рукав сигнализатора засоренности от
воздухоочистителя дизеля. Ослабляют хомут на рукаве патрубка
воздухоочистителя. Свертывают гайки с болтов кронштейнов
воздухоочистителя и снимают его с дизеля. Снимают правый кронштейн
воздухоочистителя и трубу, соединяющую турбокомпрессор с выпускным
коллектором дизеля, вывернув болты крепления верхнего и нижнего
патрубков. Вывертывают болты крепления водоотводящей трубы из головок
цилиндров дизеля и цилиндров пускового двигателя. Снимают водоотводящую
трубу. Вывертывают болты крепления водоподводящей трубы из блока
пускового двигателя и из блока дизеля. Снимают трубу.
Отсоединяют от турбокомпрессора трубки подвода масла, указателя давления
масла и сливную трубку. Отвертывают две гайки крепления к головке
цилиндров заднего кронштейна воздухоочистителя дизеля, гайку крепления
коллекторов дизеля и снимают кронштейн. Стропят турбокомпрессор с
выпускным коллектором и выпускной трубой, отвертывают гайки крепления
коллекторов и снимают турбокомпрессор. Снимают впускной коллектор с
выпускной трубой пускового двигателя.
Стропят пусковой двигатель и вывертывают болты крепления к блоку дизеля
(болт 1 — призонный) и крепления к кожуху маховика. Выводят шестерню
включения из кожуха маховика, поднимают двигатель над лонжероном
трактора и снимают его с трактора. Масса пускового двигателя 206 кг.
Установка. Смазывают лаком «Герметик»
привалочную поверхность блока дизеля и приклеивают прокладку.
Устанавливают шестерню включения в выключенное положение. Стропят
пусковой двигатель, заводят его шестерней включения в отверстие кожуха
маховика. Зазор между кожухом маховика и редуктором пускового двигателя
устраняют регулировочными прокладками. Совмещают крепежные отверстия
блока дизеля с отверстиями в пусковом двигателе и ввертывают призонный
болт 1 в блок. Закрепляют пусковой двигатель призонным болтом, 11
болтами 2 к блоку дизеля и двумя болтами к кожуху маховика.
Устанавливают впускной коллектор с выхлопной трубой пускового двигателя
и кронштейном воздухоочистителя. Устанавливают на дизель турбокомпрессор
с выхлопной трубой и выпускным коллектором. Закрепляют коллекторы на
шпильках гайками с прижимными планками. Устанавливают задний кронштейн
воздухоочистителя, закрепляют его гайками на шиль-ках головки дизеля и
на шпильке крепления коллекторов.
Подсоединяют к турбокомпрессору трубки подвода масла и указателя его
давления, сливную трубку. Прикрепляют водоотводящий патрубок болтами к
головке цилиндров пускового двигателя и к головке цилиндров дизеля.
Закрепляют водоподводящий патрубок болтами к блоку пускового двигателя и
к блоку дизеля. Закрепляют болтами нагнетательную трубу верхним
патрубком на турбокомпрес-соре, нижним патрубком с кронштейном
воздухоочистителя дизеля— на впускном коллекторе дизеля.
Устанавливают воздухоочиститель дизеля на кронштейны, вставляют выходной
патрубок в рукав на турбокомпрессоре и закрепляют воздухоочиститель на
кронштейнах болтами с пружинными шайбами и гайками. Затягивают хомут на
выходном патрубке и надевают резиновый рукав сигнализатора засоренности
на трубку воздухоочистителя.
Прикрепляют болтами коллектор пускового двигателя к впускному коллектору
дизеля, подложив между ними одну или две прокладки. Закрепляют гайками
на шпильках крепления коллекторов дизеля воздухоочиститель пускового
двигателя с кронштейном. Соединяют рукавом карбюратор с
воздухоочистителем и закрепляют рукав хомутом. Устанавливают на
выпускной коллектор дизеля валик 7 заводной рукоятки с кронштейном и
закрепляют болтами. Подсоединяют к карбюратору топливную трубку и тягу
регулятора.
УСТАНОВКА ТЯГ УПРАВЛЕНИЯ ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
П-23У ТРАКТОРА Т-130
Устанавливают рукоятки А и В мостика управления (рис. 78) в верхнее
переднее положение. Устанавливают рычаги 11 редуктора, 14 муфты
сцепления на свои места и закрепляют стяжными болтами. Повертывают
рычаги муфты сцепления против часовой стрелки до упора. Устанавливают
рычагом 11 шестерни редуктора в положение ускоренной передачи.
Ввертывают в рычаг 14 шаровой наконечник в сборе с тягой 15. Регулируют
длину тяги до совмещения ее проушины с отверстием рычага мостика
управления. Соединяют тягу с рычагом пальцем. Шплинтуют палец и стопорят
тягу гайкой 12.
Вращением тяги 10 совмещают отверстия рычага 11 редуктора и тяги и
соединяют их пальцем. Зашплинтовывают палец и стопорят тягу гайкой 7.
Присоединяют к рычагу 13 стартера тягу 5. Повертывают рычаг 4 до касания
с упором 3. Регулируют длину тяги 5 до совпадения отверстий в ней и
рычаге 4. Соединяют тягу с рычагом пальцем, шплинтуют палец и стопорят
тягу гайкой 6. Присоединяют к карбюратору тросики управления воздушной 2
и дроссельной 1 заслонками, обеспечив полное открытие и закрытие
заслонок при перемещении ручек 16 и 17.
Убеждаются в правильном положении рычага 9 включения пусковой шестерни.
При переднем положении рукоятки Б мостика управления рычаг включения
должен касаться пятки муфты включения редуктора. Положение рычага
регулируют изменением длины тяги 8.
Устанавливают заднюю крышу капота, мультициклон и крышку выпускной трубы
дизеля. Заливают в радиатор дизеля охлаждающую жидкость, а в поддон
пускового двигателя — моторное масло.
Рис. 78. Установка тяг управления пусковым
двигателем