ТРАКТОР Т-130. РЕГУЛИРОВКА, ОБКАТКА И ПРОВЕРКА
ТОПЛИВНОГО
НАСОСА С РЕГУЛЯТОРОМ - ЧАСТЬ 2
Проверка и регулировка момента подачи топлива секциями на дизеле.
Устанавливают на плунжер проверяемой секции моментоскоп 7 (см. рис. 68),
ставят рычаг подачи топлива в положение полной подачи. Провертывают
осторожно по часовой стрелке вал дизеля вручную через пусковой двигатель
(на дизеле с электростартер-ным пуском — специальной рукояткой),
наблюдая (на ходе сжатия) за уровнем топлива в стеклянной трубке
моментоскопа. Момент начала движения топлива в трубке соответствует
началу подачи топлива плунжером. В этом положении метка «ВМТ 1—4 ц» или
«ВМТ 2—3 ц» на маховике 12 не должна доходить до острия указателя 11 на
угол =(24±1)° для дизеля Д-160 и на (23±1)°для дизеля Д-160Б.
Если начало подачи топлива происходит раньше или позже, регулируют
момент начала подачи топлива вывертыванием или ввертыванием
регулировочных хвостовиков толкателей. Для этого снимают крышку люка
блока насоса, секций и рейку насоса. Вращают маховик до тех пор, пока
метка на маховике «ВМТ 1—4 ц» или «ВМТ 2—3 ц» не дойдет до острия
указателя на угол (24 ±1)° для дизеля Д-160 и на угол (23 ± 1)° для
дизеля Д-160Б.
Определяют при указанном положении маховика цилиндр, в котором
происходит сжатие, и у толкателя секции, подающей топливо в этот
цилиндр, вывертыванием или ввертыванием регулировочного хвостовика
толкателя устанавливают размер А от верхней плоскости блока насоса до
опорной площадки хвостовика толкателя (45,5 ± 0,05) мм. Стопорят
хвостовик контргайкой. Регулируют таким же образом все четыре толкателя.
Устанавливают секции и рейку, проверяют момент начала подачи топлива
моментоскопом, как указано выше. Если момент начала подачи топлива не
соответствует допустимой величине, увеличивают или уменьшают размер А до
(45,5 ± 0,1) мм.
При такой регулировке нарушается заводская установка регулировочных
хвостовиков и при установке новых секций требуется восстановление
заводской регулировки.
При большом вывертывании толкателей возможно упирание верхнего торца
плунжера в гнездо обратного клапана, поэтому после всякого вывертывания
регулировочного хвостовика необходимо осторожно опробовать подъем
плунжера, поворачивая коленчатый вал дизеля вручную через пусковой
двигатель.
Регулировка упоров максимальной и минимальной частот вращения регулятора
на дизеле и на тракторе. Для получения нормальной
частоты вращения вала дизеля регулятор регулируют
следующим образом. Снимают крышки заднего, верхнего и боковых люков
корпуса регулятора. Проверяют правильность соединения тяги рейки с
двуплечим рычагом регулятора посредством регулировочной тяги (см.
«Регулировка упоров максимальной и минимальной частот вращения
регулятора»). Закрывают после указанной проверки боковой люк крышкой.
Пускают дизель, передвигают рычаг акселератора до отказа вверх, при этом
дизель Д-160 должен развивать без нагрузки 1290 ... 1340 об/мин, дизель
Д-160Б — 1100 ... 1160 об/мин, а при работе под полной нагрузкой дизель
Д-160 — (1250 ± ± 30) об/мин, дизель Д-160Б — (1070 ± 30) об/мин,
обеспечивая максимальную мощность соответственно 118 кВт (160 л. с.) и
103 кВт (140 л. с.).
Повертывают регулировочный болт 1 упора максимальной частоты вращения
(см. рис. 72, а) с помощью торцового ключа (при снятой стопорной муфте)
или отвертки, вставленной в шлицы стопорной муфты, уменьшая или
увеличивая частоту вращения дизеля и доводя ее до указанных выше
значений. Для облегчения вхождения запрессованных в крышку заднего
верхнего люка стопорных штифтов в шлицы муфт при установке крышки
необходимо перед ее снятием нанести метки на верхней плоскости корпуса
регулятора и стопорных муфтах. После окончания регулировки муфты
надевают на головки болтов упоров минимальной и максимальной частот
вращения так, чтобы эти метки совпали.
Передвигают наружный рычаг регулятора (передвигают рычаг акселератора
вниз) и доводят внутреннее плечо трехплечего рычага регулятора до
касания с торцом упора минимальной частоты вращения; при этом дизель
должен развивать минимальную частоту вращения холостого хода в пределах
500 ... 550 об/мин. Если частота вращения выходит за эти пределы, то
завертыванием или отвертыванием регулировочного болта 1 (см. рис. 72, б)
устанавливают ее в требуемых пределах.
Частоту вращения дизеля определяют тахометром, присоединяемым к центру
валика привода работомера (при снятой крышке фланца). При этом надо
иметь в виду, что валик работомера вращается с меньшей в 2 раза частотой
вращения, чем коленчатый вал дизеля.
После регулировки надевают на головки болтов упоров максимальной и
минимальной частот вращения стопорные муфты так, чтобы совпали метки на
муфтах и на верхней плоскости регулятора, и закрывают люк крышкой; при
этом оба стопорных штифта, запрессованные в крышку, должны войти в шлицы
стопорных муфт.
Проверка автоматического отключения подачи топлива второй и третьей
секциями насоса. После установки насоса на дизель проверяют работу
автоматического отключения второго и третьего цилиндров. Отсоединяют при
работающем дизеле на холостом ходу топливопроводы высокого давления
второй и третьей секций насоса. Если подачи топлива нет, то отключение
работает нормально, если подача есть, то нужно убедиться в отсутствии
подачи топлива через
форсунку, для чего подсоединяют отрегулированную
форсунку поочередно ко второй и к третьей секциям. При работе на
холостом ходу не должно быть подачи топлива через форсунки этих секций.
Проверка и регулировка момента подачи топлива секциями насоса на
тракторе. Отсоединяют топливопроводы высокого давления от насоса и
навертывают моментоскоп 7 (см. рис. 68) на первую секцию топливного
насоса. Снимают среднюю панель пола и верхнюю крышку кожуха муфты
сцепления для наблюдения за делениями на торцовой поверхности маховика и
указателем на кожухе муфты сцепления. Включают декомпрессор и ускоренную
передачу редуктора пускового двигателя и проворачивают вручную
коленчатый вал дизеля с помощью рукоятки пускового устройства пускового
двигателя до тех пор, пока не заполнится стеклянная трубка моменто-скопа
и в ней уже не будет пузырьков воздуха. Встряхивают стеклянную трубку,
чтобы топливо не полностью заполняло ее и проворачивают коленчатый вал
дизеля до тех пор, пока не дрогнет мениск (уровень топлива) в стеклянной
трубке. В момент начала движения мениска первой секции метка «ВМТ 1—4 ц»
на торце маховика не должна доходить до острия указателя, закрепленного
внутри кожуха муфты сцепления, на угол (24 ± 1)° для дизеля Д-160 и на
угол (23 ± 1)° для дизеля Д-160Б. Поворотом маховика на 180° проверяют
угол опережения подачи топлива остальными секциями (в порядке работы
цилиндров).
При наличии отклонений по моменту подачи от указанных значений проверяют
размер (45,5 ± 0,05) мм от верхней плоскости блока насоса до опорного
торца хвостовика толкателя. Незначительное изменение регулировки момента
подачи топлива (до 4°) можно провести за счет вывертывания хвостовика
толкателя. При этом необходимо помнить, что излишнее вывертывание
хвостовика толкателя приводит к упору плунжера в седло обратного
клапана. Поэтому, осторожно поворачивая коленчатый вал дизеля,
убеждаются в том, что плунжер не упирается в седло обратного клапана.