СБОРКА, ОБКАТКА И УСТАНОВКА
ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130
При сборке топливоподкачивающего насоса необходимо выполнять следующие
требования: 1) не допускается раскомплектовка приработанных
подкачивающих шестерен насоса; 2) соприкасающиеся поверхности корпусов
насоса и шестерен и плиты должны быть протерты растворителями и смазаны
клеем БФ-4 (поверхностям, смазанным клеем, дать просохнуть в течение 2
... 3 мин); 3) установка каких-либо прокладок для уплотнения между
корпусами насоса и шестерен и плитой не допускается; 4) толщина
прокладки между корпусом насоса и фланцем корпуса регулятора должна быть
0,9 ... 1,1 мм; 5) на собранном насосе валик должен вращаться (за
приводную шестерню) легко, без заеданий. Допускается только
незначительное торможение.
В процессе сборки топливоподкачивающего насоса необходимо обеспечить
зазоры и натяги в сопряжениях деталей, указанных в табл. 38.
Сборка корпуса насоса. Запрессовывают в отверстия корпуса насоса (см.
рис. 47) два штифта 3, так чтобы они выступали над плоскостью корпуса на
6 мм. Запрессовывают в корпус втулку 4 заподлицо с плоскостью.
Запрессовывают в корпус 11 сальника втулку 8 заподлицо с торцом корпуса.
Развертывают совместно в приспособлении длинной разверткой отверстия
втулок в корпусах насоса и сальника до диаметра 13 мм под новый валик.
Запрессовывают в сквозное отверстие корпуса насоса ось 19 ведомой
шестерни. Ось должна выступать над плоскостью корпуса на 23 ... 24,5 мм.
Запрессовывают в гнездо корпуса топливоподводящую трубку 6, так чтобы
она выступала над плоскостью на 3,5 ... 4 мм.
Сборка валика насоса. Легкими ударами медного молотка забивают шпонку 3
(см. рис. 49) в паз валика 4. Насаживают ударами медного молотка ведущую
шестерню 2 на валик, так чтобы расстояние от торца этой шестерни до
торца валика, в который упирается приводная шестерня, было (97,5 ±0,2)
мм. Размечают и просверливают отверстия диаметром 2,9 мм через шестерню
и валик глубиной 17,5 мм от впадины зубьев. Забивают в отверстие штифт 1
и осторожно раскернивают края отверстия, не допуская выступания металла
над впадиной зубьев.
38. Зазоры и натягн в сопряжениях деталей
топливоподкачивающего насоса
Общая сборка насоса. Надевают на ось 19 в
корпусе насоса (см. рис. 47) ведомую шестерню 17. Смазывают моторным
маслом валик 16 и втулку 4 в корпусе насоса. Вставляют в отверстие
втулки собранный валик и провертывают на один-два оборота; валик и
ведомая шестерня должны легко, без заеданий проворачиваться.
Зажимают в тисках собранный корпус насоса с валиком и шестернями в
перевернутом положении. Протирают растворителем и смазывают клеем БФ-4
соприкасающиеся поверхности корпуса 22 насоса, корпуса 21 шестерен и
плиты 20. Поверхностям, смазанным клеем, дают просохнуть перед сборкой в
течение 2 ... 3 мин. Устанавливают плотно на штифты корпус 21 шестерен.
Проверяют торцовый и радиальный зазоры между шестернями и корпусом
шестерен. Прикрепляют плиту 20 и вместе с ней корпус шестерен к корпусу
насоса болтами 18 с пружинными шайбами.
Перевертывают насос в тисках валиком вверх. Запрессовывают оправкой в
гнездо корпуса насоса манжету 7. Чтобы не повредить кромку манжеты,
используют конусную насадку, надеваемую на посадочное место приводной
шестерни на валике. Запрессовывают в корпус 11 манжету 7 до упора.
Кладут на привалочную плоскость насоса прокладку 12 (толщина 0,5 ... 0,7
мм), смазывают втулку в корпусе сальника маслом и надевают корпус
сальника на валик. Устанавливают корпус сальника в отверстие корпуса
насоса.
Забивают легкими ударами медного молотка шпонку в паз валика насоса и
насаживают с помощью оправки-трубки приводную спиральную шестерню 9 до
упора в бурт валика. Навертывают на резьбовой конец валика корончатую
гайку 10 и, удерживая специальным ключом спиральную шестерню от
проворачивания, затягивают гайку. Вставляют в прорезь гайки и в
отверстие валика шплинт и разводят его концы. Проверяют проворачиванием
рукой за спиральную шестерню плавность и легкость вращения валика насоса
и шестерен; допускается незначительное торможение или прихватывание
шестерен в корпусе.
Вкладывают в перепускное отверстие корпуса насоса редукционный клапан
13. Поясок на торце клапана должен плотно прилегать к плоскости корпуса
насоса, а направляющий конический хвостовик — входить в перепускное
отверстие с зазором. Вкладывают в корпус 14 редукционного клапана
пружину 15. Кладут на плоскость клапана прокладку и, надев пружину на
клапан, прикрепляют корпус вместе с пружиной к плоскости насоса болтами
с пружинными шайбами.
При установке корпуса редукционного клапана необходимо следить, чтобы
пружина клапана села в выточку гнезда в корпусе. Ввертывают в корпус
насоса штуцер. Для устранения попадания внутрь пыли и грязи отверстия
глушат деревянными пробками.
Обкатку и испытание насоса следует
производить на стенде КИ-22201 на дизельном топливе с присадкой АКОР-1
(ГОСТ 15171—78) в течение 6 ... 10 мин при частоте вращения валика
насоса 600 об/мин. Насос устанавливают на стенд и подключают к
топливоподаче стенда.
Перед обкаткой проверяют от руки плавность и
легкость вращения валика насоса. До обкатки допускается незначительное
торможение шестерен в корпусе. После обкатки торможение и прихватывание
не допускаются. Во время обкатки насос должен подавать ровную струю
топлива, без перерывов и толчков. Не допускается подтекание топлива в
местах уплотнений по разъемам. Не допускается местный нагрев корпуса
насоса и шестерен в местах расположения трущихся деталей до температуры
свыше 50 °С.
После окончательной обкатки проверяют давление и подачу насоса при
частоте вращения его валика 600 об/мин. Давление, создаваемое насосом
(при отсутствии расхода топлива при полностью перекрытом выходном кране
стенда) допускается не менее 0,108 МПа. Если давление меньше, необходимо
проверить правильность сборки насоса и отсутствие заедания пружины в
гнезде корпуса редукционного клапана, а также плотность прилегания
самого клапана. Заменяют пружину более жесткой или подкладывают шайбы
под пружину в гнездо корпуса клапана.
При полностью открытом кране подача насоса должна быть не менее 1,8
л/мин. Если она ниже, то ее можно увеличить, уменьшая торцовый зазор
между плоскостями шестерен, плиты и корпуса насоса.
Установка. Надевают на трубку 6 (см. рис. 47) подвода топлива
резиновое кольцо 5.. Устанавливают насос на шпильки регулятора, так
чтобы корпус сальника и трубка с резиновым кольцом вошли в
соответствующие гнезда в корпусе регулятора, и закрепляют насос гайками
с пружинными шайбами. При установке насоса на место необходимо
поворачивать валик привода к насосу и регулятору для облегчения ввода в
зацепление зубьев приводных спиральных шестерни насоса и шестерни на
валике привода к насосу и регулятору. Нормальный боковой зазор между
зубьями указанных шестерен должен быть в пределах 0,1 ... 0,3 мм.
После установки насоса проворачивают валик привода к насосу и
регулятору, проверяя легкость его вращения и отсутствие заедания в
зацеплении шестерен привода насоса. К насосу присоединяют сливную трубку
и топливопровод.