СБОРКА И УСТАНОВКА ШЕЕК ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130

  Главная      Учебники - Трактора     Ремонт трактора Т-130 (Е.Г. Гологорский, М.И. Гуревич) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

СБОРКА И УСТАНОВКА ШЕЕК ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130

При сборке и установке коленчатого вала необходимо руководствоваться следующими требованиями.

1. Коленчатый вал балансируется высверливанием металла в противовесах, поэтому противовесы не допускается снимать, переставлять или подвергать обработке. В случае замены противовесов или раскомплектовки с ними вала последний в сборе подвергают динамической балансировке относительно коренных шеек при частоте вращения 100 об/мин, не менее. Допускается дисбаланс не более 0,025 Н-м. При динамической балансировке в шпоночные пазы вставляют заподлицо с поверхностью вала специальные шпонки:

в шпоночный паз на конусной поверхности вала шпонку 60Х16Х X 5 мм, в шпоночный паз на поверхности вала под шестерни — шпонку 70X16X5 мм. При балансировке допускается сверление отверстий диаметром не более 28 мм на торцовых поверхностях противовесов на глубину не более 62 мм. Разрешается при балансировке снимать металл на глубину не более 4 мм на скошенной поверхности всех щек.

2. Полости в шатунных шейках должны быть тщательно очищены от загрязнений. Для очистки масляных каналов вала от металлических частиц пользуются намагниченным стержнем, который вводят в каналы и затем извлекают вместе с прилипшими частицами металла.

3. Нормальный рабочий зазор в вертикальной плоскости между вкладышем и шейкой равен: для коренных подшипников 0,09 ... 0,154 мм, для узких вкладышей пятой коренной шейки с маслосгонной резьбой вала 0,21 ... 0,274 мм, для шатунных подшипников 0,1 ... 0,164 мм. При обнаружении на узких вкладышах уплотнения заднего коренного подшипника касания шейкой коленчатого вала эти вкладыши следует заменить во избежание утечки масла из блока двигателя.

4. Осевой люфт коленчатого вала 0,04 ... 0,60 мм.

5. Коленчатый вал поставляется в запасные части комплектно с коренными и шатунными вкладышами (комплект 16—03—сп126).

6. По диаметру коренных и шатунных шеек новые коленчатые валы разбиваются на размерные группы. В табл. 27 приведены обозначения, размеры и маркировка коленчатого вала, шатунных и коренных вкладышей, сопрягаемых с соответствующими по размерам шейками вала. Маркировка коленчатого вала нанесена на пятой щеке.

7. Маркировка вкладышей подшипников нормального размера нанесена механическим способом на наружной поверхности вблизи стыка. На вкладышах ремонтного размера (табл. 27 и 28) аналогичная маркировка может быть нанесена в средней части одного из торцов вкладыша. Буква «Б», входящая в маркировку, обозначает антифрикционный сплав АО—20—1. Вкладыши с иным антифрикционным сплавом маркируются другой буквой, например, с антифрикционным сплавом ACM — буквой «А».

8. На узких вкладышах 7 (см. рис. 26) пятой коренной шейки на наружной поверхности нанесена мастикой маркировка: «Низ» на нижнем вкладыше, «Верх» — на верхнем. Узкие вкладыши на 0,06 мм тоньше, чем остальные. Верхний вкладыш ставят в блок, нижний — в крышку подшипника.

9. В комплект вкладышей коренных подшипников (на дизель), поставляемый в запасные части, входят упорные полукольца 5, устанавливаемые в среднюю опору коленчатого вала в блоке и предназначенные для фиксации вала в осевом направлении. Маркировка и размеры полуколец приведены в табл. 25.

10. Вкладыши в собранном виде имеют овальную форму отверстия, у которого меньшая ось овала находится в плоскости, пер-пендикулярной к разъему (в табл. 27 и 28 толщина вкладышей приведена в указанной плоскости).

11. Не допускаются к установке вкладыши, имеющие шероховатую на ощупь и изношенную рабочую поверхность.

При сборке и установке коленчатого вала необходимо обеспечить зазоры и натяги в сопряжениях деталей, указанные в табл. 29.

Перед сборкой коленчатый вал тщательно очищают от загрязнений. Внутренние полости шатунных шеек очищают от смолистых отложений и промывают моечным раствором под давлением; температура раствора 50 ... 90 °С. Проверяют плотность посадки трубок 10 (см. рис. 26).

При установке противовесов на коленчатый вал насухо протирают опорные поверхности вала и противовесов. Последние надевают на втулки плотно усилием руки или легкими ударами молотка массой 300 ... 400 г. После установки на втулки люфт противовесов не допускается. Противовесы до затяжки болтов устанавливают так, чтобы между стержнем болта, ввернутого на 3 ... 5 ниток резьбы, и стенкой отверстия в противовесе был кольцевой зазор. Крепление противовесов к валу производят в такой последовательности: затягивают болты для обжатия сопрягаемых поверхностей ключом с плечом 450 мм крутящим моментом 150 ... 190 Н-м, затем отпускают болт на 0,5 ... 1 оборот, после чего окончательно затягивают болты (прилегание опорных поверхностей вала и противовесов на участках от края до болта должно быть полным с зазором на более

0,05 мм). Подгибку стопорной пластины к граням болтов допускается производить легкими ударами медного молотка массой не более 500 г. Концы стопорной пластины должны плотно прилегать к граням головки болта. Забивают в канавку коленчатого вала шпонку 4 (см. рис. 26) и напрессовывают на носок вала шестерню 3, а затем шестерню 2.

Надевают на носок вала маслосбрасывающую шайбу 13, стопорную шайбу 1 и навертывают гайку. Гайку стопорят, отогнув ус стопорной шайбы во впадину гайки. В резьбовые отверстия шатунных шеек ввертывают пробки 12 и зашплинтовывают их.

При установке поршней с шатунами в гильзы блока снимают с блока крышки коренных подшипников коленчатого вала. Промывают и протирают насухо вкладыши коренных подшипников вала и постели-гнезда под них в блоке и крышках. Затем устанавливают вкладыши в постели блока и крышек, так чтобы выступ-усик на наружной поверхности вкладыша вошел в паз постели в блоке и крышке.

Верхние вкладыши (с канавками и отверстиями) устанавливают в гнезда блока, а нижние вкладыши (без канавки) — в гнезда крышек. Перед установкой узких вкладышей уплотнения пятого коренного подшипника смазывают наружные поверхности половинок и постели под них в блоке и крышках лаком «Герметик» для уплотнения этого сопряжения. Узкие вкладыши уплотнения с маркировкой «Верх» устанавливают в блок с маркировкой «Низ» в крышку коренного подшипника. После этого протирают льняной салфеткой

упорные полукольца средней опоры коленчатого вала. Покрывают плоскости верхних полуколец, прилегающих к блоку, смазкой ПВК и устанавливают кольца в выточки средней опоры блока. Нижние упорные полукольца устанавливают на штифты в выточки крышки третьего коренного подшипника.

 

 

 

27. Обозначение и размеры вкладышей коленчатого вала

28. Обозначение и размеры комплекта коренных вкладышей

 

 

29. Зазоры и натяги в сопряжениях деталей коленчатого вала



Протирают и смазывают моторным маслом рабочую поверхность шеек и укладывают коленчатый вал в сборе с шестернями на вкладыши блока, так чтобы впадина с меткой С шестерни коленчатого вала вошла в зуб с той же меткой шестерни распределительного вала.

После этого смазывают моторным маслом поверхность вкладышей крышек коренных подшипников и устанавливают крышки на первую, вторую, третью и четвертую коренные шейки коленчатого вала легкими ударами медного молотка. При этом перекашивание крышек в пазах блока не допускается. Установку крышек в блок производят по меткам, выбитым на опорах под вкладыши в блоке и на площадке под гайку в крышках соответственно номеру подшипника в блоке. Метки должны быть обращены в одну сторону в крышке и в блоке. Переворачивание и нарушение парности крышек подшипников при установке в блок не допускается.

Перед установкой крышки пятого коренного подшипника смазывают тонким слоем лака «Герметик» плоскость 2 блока под крышку (рис. 33) против узкого вкладыша уплотнения и укладывают на это место нитку 1 (ГОСТ 22665—77 «Нитки швейные из натурального шелка») в два ряда на расстоянии 3 ...-4 мм от задней плоскости А блока. После этого смазывают моторным маслом вкладыш пятого коренного подшипника и устанавливают крышку с вкладышем на коренную шейку коленчатого вала.

Навертывают гайки на шпильки коренных подшипников до легкого упора и затягивают в два приема в последовательности, указанной на рис. 34. Момент затяжки гаек 370 ... 420 Н-м. При этом не допускают отвертывания гайки до совпадения ее прорези с отверстием в шпильке. Разрешается производить дозатяжку гаек до совпадения ближайшей прорези гайки с отверстием под шплинт в шпильке. Стопорят гайки шплинтами.

Для правильной установки средней крышки с упорными полукольцами и обеспечения нормального продольного люфта коленча-того вала 0,04 ... 0,58 мм после посадки средней крышки до упора в плоскость блока перемещают ломиком вал до отказа в сторону его носка, затем сдвигают вал до упора в обратном направлении и после этого затягивают гайки крепления средней крышки. Продольный люфт вала проверяют с помощью индикатора или щупа при смещении вала до отказа в одну сторону. Щуп вставляют в зазор между упорными полукольцами и буртом шейки вала. После проверки осевого люфта присоединяют шатуны. Момент затяжки гаек шатунных болтов 170 ... 210 Н-м. При затянутых гайках шатунных болтов и крышек коренных подшипников коленчатый вал должен плавно проворачиваться от усилия руки, приложенного к рычагу с плечом 500 мм, закрепленному на фланце вала.

Зазор в коренных подшипниках можно определить с помощью свинцовой проволоки диаметром 0,5 мм и длиной 20 мм, которую вкладывают между нижним вкладышем и шейкой коленчатого вала. Чтобы проволока удерживалась на нижнем вкладыше при установке крышки подшипника и затяжке гаек крепления, приклеивают ее к вкладышу солидолом сбоку отверстия смазочного канала. Для определения зазора провертывают коленчатый вал на один оборот, снимают крышку подшипника и измеряют толщину свинцовой проволоки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..