Необходимость ремонта кривошипно-шатунного механизма определяется
суммарным зазором в нижней и верхней головках шатуна. Замер производят с
помощью датчика перемещения поршня устройства КИ-11140 ГОСНИТИ с
индикатором ИЧ-10. Датчик вставляют в форсуночное отверстие при
положении поршня проверяемого цилиндра в ВМТ на такте сжатия. Коленчатый
вал стопорят включением одной из передач трактора. К штуцеру датчика
присоединяют рукав компрессорно-вакуумной установки КИ-13907 ГОСНИТИ,
включением которой создают давление и разрежение в ее ресиверах
соответственно 0,06 ... 0,10 и 0,06 ... 0,07 МПа и фиксируют показания
индикатора. К этому показанию прибавляют поправку на температуру масла в
картере: при 20 °С — 0,07 мм, при 40 °С — 0,04 мм и при 70 ... 80 °С —
0,03 мм.
Если суммарный зазор хотя бы у одного шатуна превышает 0,8 мм,
кривошипно-шатунный механизм подлежит ремонту.
ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130
Неисправностями шатуна являются: деформация и износ отверстия нижней
головки шатуна под вкладыши; изгиб и скручивание стержня; ослабление
посадки втулки; износ отверстия втулки верхней головки; износ вкладышей
нижней головки; уменьшение расстояния между осями верхней и нижней
головок.
Перед снятием шатуна сливают масло из картера и воду из системы
охлаждения. Отсоединяют и снимают с дизеля головки цилиндров и нижний
картер. Удаляют нагар с поверхности цилиндров выше верхнего
компрессионного кольца поршня.
Провертывают коленчатый вал дизеля в положение, удобное для отвертывания
шатунных гаек, расшплинтовывают п отвертывают гайки, выбивают шатунные
болты и снимают крышку нижней головки шатуна вместе с вкладышем. Затем,
проворачивая коленчатый вал, устанавливают поршень в ВМТ, после чего
выталкивают шатун с поршнем вверх и вынимают их из гильзы блока
цилиндров. При выемке поршня с шатуном необходимо следить за тем, чтобы
шатунные болты не задевали за поверхность гильзы.
Поршень с шатуном можно вынуть из гильзы и без снятия нижнего картера
дизеля. В этом случае снимают крышки смотровых люков блока н нижнего
картера. Через люки расшплинтовывают и отвертывают гайки шатунных
болтов, пользуясь специальным ключом (рис. 17). Для облегчения снятия
крышки нижней головки шатуна, выбивают болты шатуна примерно на 15 мм и
снимают крышку нижней головки шатуна вместе с вкладышем. Вынимают из
гильзы поршень с шатуном как указано выше.
Вкладыши шатуна можно проверить, удалить и заменить через смотровые
люки, не снимая головок цилиндров и нижнего картера. Для снятия
вкладышей шатуна снимают крышку смотрового люка блока и провертывают
коленчатый вал, так чтобы нижняя головка шатуна была расположена ближе к
люку. Расшплинтовывают и отвертывают гайки шатунных болтов, затем
снимают крышку шатуна с вкладышем. Провертывают коленчатый вал или
приподнимают шатун и вынимают из шатуна верхний вкладыш.
Разборка. Если вкладыши не будут заменяться, надо отметить их
расположение и принадлежность к шатуну нанесением рисок на торцах
вкладышей, крышках и шатунах, для того чтобы при сборке установить их на
прежние места.
Вынимают вкладыши 13 и 14 (рис. 18) из шатуна и крышки. Соединяют крышку
с нижней головкой шатуна в том же положении, как она была установлена на
дизеле, ориентируясь на клейма порядкового номера шатуна в комплекте,
которые выбиты на бобышках шатуна и нижних крышках под шатунные болты.
Снимают с поршня поршневые кольца, для чего применяют специальные щипцы
(рис. 19), разводя ими замок кольца на минимально необходимую величину.
Вынимают из канавок' поршня замки 6 (см. рис. 18) поршневого пальца.
Вынимают поршневой палец 7 и разъединяют поршень с шатуном. Для снятия
пальца поршень нагревают в воде до 70 ... 100 °С.
Втулку верхней головки шатуна выпрессовывают только в случае ее замены.
Ремонт. Шатун изготовлен из стали АЦ40Х. Шатуны проверяют
на магнитном дефектоскопе на отсутствие трещин, замеряют диа-метры
отверстий нижней и верхней головок, изгиб стержня. Шатуны бракуют, если
они имеют трещины.
14. Основные дефекты шатуна
Основные дефекты шатуна и шатунного болта, а также значения допустимых
без ремонта размеров, приведены в табл. 14 и 15. У шатунов, подлежащих
ремонту, восстанавливают отверстия нижней и верхней головок, заменяют
или восстанавливают втулку под поршневой палец, обрабатывают торцы
верхней головки.
Износ отверстия нижней головки 0,14 ... 0,35 мм восстанавливают
растачиванием отверстия на ремонтный размер — диаметр 100,5+0,22 мм с
последующей установкой при сборке двигателя вкладышей с увеличенным на
0,5 мм наружным диаметром. Деформацию отверстия нижней головки до 0,13
мм устраняют методом взаимной притирки плоскостей разъема крышки и
стержня с применением абразивной пасты следующего состава: шлифовальный
порошок М63 30 ... 40 %, масло веретенное 40 ... 60 %, стеарин 10 ... 20
%. При притирке плоскостей разъема крышки и стержня обеспечивается
равномерный съем металла, создается хороший контакт сопрягаемых
поверхностей, а также уменьшается размер отверстия на 0,2 ...
0,3 мм, что обеспечивает припуск металла под хопингование этого
отверстия в номинальный размер — диаметр 100+0,022 мм.
Притирку производят на специальном станке. Зажимное устройство 2 шатуна
1 (рис. 20) выполнено в виде установа в форме полуцилиндра. Диаметр
установа соответствует диаметру отверстия нижней головки шатуна.
Кривошипно-шатунный механизм 7, получающий движение от электродвигателя
через редуктор, сообщает ползуну 6 возвратно-поступательное движение.
Ползун связан с водилом 3 и устройством 2, которые сообщают крышке 4
шатуна возвратно-поступательное движение и обеспечивают прижим ее к
шатуну в процессе притирки. Для создания усилия Р прижима крышки к
шатуну служит пневматический механизм 5.
Вместо совместной притирки можно прошлифовать плоскости шатуна и крышки.
При изгибе стержня шатуна, не превышающем
1 мм, растачивают верхнюю головку на ремонтный
размер и обрабатывают ее торцы с двух сторон на плоскошлифовалыюм
станке, выдерживая размер 52 мм по высоте головки.
При ослаблении посадки втулки, отверстие в верхней головке растачивают
на диаметр 68,5 мм или другой ремонтный размер. В расточенное отверстие
запрессовывают со стороны скругленной кромки отверстия ремонтную втулку,
предварительно охлажденную до —50 °С. Втулка 03315 верхней головки
шатуна поставляется в запасные части с внутренним диаметром 59,7+0,03 мм
с припуском на растачивание в шатуне. Втулка 03315—PI—1 ремонтных
размеров увеличена по сравнению с втулкой нормальных размеров 03315 по
наружному диаметру на 0,5 мм и уменьшена по внутреннему диаметру на 0,3
мм (с припуском на растачивание в шатуне).
Отверстие в бронзовой втулке растачивают на алмазно-расточном
двухшпиндельном станке на диаметр 60 мм под поршневой палец 16—03—50
нормального размера и 60,3 мм под поршневой палец 16—03—50—PI—1
ремонтного размера.
При износе отверстий в верхней и нижней головках шатуна их можно
восстанавливать также железнением и последующей обработкой на
номинальный размер. При уменьшении расстояния между осями верхней и
нижней головок шатуна растачивают эксцентрично отверстие в верхней
головке, выдерживая указанное расстояние
380+0.095 мм
После растачивания втулки верхней головки проверяют отклонение от
параллельности осей отверстий во втулке и нижней головке стержня шатуна,
а также отклонение этих осей от одной плоскости. Отклонение от
параллельности осей отверстий втулки и нижней головки шатуна (изгиб) и
отклонение осей втулки и нижней головки шатуна от одной плоскости
(скручивание) на длине 100 мм допускается не более 0,04 мм.