ШАТУН И ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130

  Главная      Учебники - Трактора     Ремонт трактора Т-130 (Е.Г. Гологорский, М.И. Гуревич) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Глава 3

ШАТУН И ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130


Необходимость ремонта кривошипно-шатунного механизма определяется суммарным зазором в нижней и верхней головках шатуна. Замер производят с помощью датчика перемещения поршня устройства КИ-11140 ГОСНИТИ с индикатором ИЧ-10. Датчик вставляют в форсуночное отверстие при положении поршня проверяемого цилиндра в ВМТ на такте сжатия. Коленчатый вал стопорят включением одной из передач трактора. К штуцеру датчика присоединяют рукав компрессорно-вакуумной установки КИ-13907 ГОСНИТИ, включением которой создают давление и разрежение в ее ресиверах соответственно 0,06 ... 0,10 и 0,06 ... 0,07 МПа и фиксируют показания индикатора. К этому показанию прибавляют поправку на температуру масла в картере: при 20 °С — 0,07 мм, при 40 °С — 0,04 мм и при 70 ... 80 °С — 0,03 мм.

Если суммарный зазор хотя бы у одного шатуна превышает 0,8 мм, кривошипно-шатунный механизм подлежит ремонту.

 

 

ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130

Неисправностями шатуна являются: деформация и износ отверстия нижней головки шатуна под вкладыши; изгиб и скручивание стержня; ослабление посадки втулки; износ отверстия втулки верхней головки; износ вкладышей нижней головки; уменьшение расстояния между осями верхней и нижней головок.

Перед снятием шатуна сливают масло из картера и воду из системы охлаждения. Отсоединяют и снимают с дизеля головки цилиндров и нижний картер. Удаляют нагар с поверхности цилиндров выше верхнего компрессионного кольца поршня.

Провертывают коленчатый вал дизеля в положение, удобное для отвертывания шатунных гаек, расшплинтовывают п отвертывают гайки, выбивают шатунные болты и снимают крышку нижней головки шатуна вместе с вкладышем. Затем, проворачивая коленчатый вал, устанавливают поршень в ВМТ, после чего выталкивают шатун с поршнем вверх и вынимают их из гильзы блока цилиндров. При выемке поршня с шатуном необходимо следить за тем, чтобы шатунные болты не задевали за поверхность гильзы.

Поршень с шатуном можно вынуть из гильзы и без снятия нижнего картера дизеля. В этом случае снимают крышки смотровых люков блока н нижнего картера. Через люки расшплинтовывают и отвертывают гайки шатунных болтов, пользуясь специальным ключом (рис. 17). Для облегчения снятия крышки нижней головки шатуна, выбивают болты шатуна примерно на 15 мм и снимают крышку нижней головки шатуна вместе с вкладышем. Вынимают из гильзы поршень с шатуном как указано выше.

Вкладыши шатуна можно проверить, удалить и заменить через смотровые люки, не снимая головок цилиндров и нижнего картера. Для снятия вкладышей шатуна снимают крышку смотрового люка блока и провертывают коленчатый вал, так чтобы нижняя головка шатуна была расположена ближе к люку. Расшплинтовывают и отвертывают гайки шатунных болтов, затем снимают крышку шатуна с вкладышем. Провертывают коленчатый вал или приподнимают шатун и вынимают из шатуна верхний вкладыш.

Разборка. Если вкладыши не будут заменяться, надо отметить их расположение и принадлежность к шатуну нанесением рисок на торцах вкладышей, крышках и шатунах, для того чтобы при сборке установить их на прежние места.

Вынимают вкладыши 13 и 14 (рис. 18) из шатуна и крышки. Соединяют крышку с нижней головкой шатуна в том же положении, как она была установлена на дизеле, ориентируясь на клейма порядкового номера шатуна в комплекте, которые выбиты на бобышках шатуна и нижних крышках под шатунные болты.

Снимают с поршня поршневые кольца, для чего применяют специальные щипцы (рис. 19), разводя ими замок кольца на минимально необходимую величину. Вынимают из канавок' поршня замки 6 (см. рис. 18) поршневого пальца. Вынимают поршневой палец 7 и разъединяют поршень с шатуном. Для снятия пальца поршень нагревают в воде до 70 ... 100 °С.

Втулку верхней головки шатуна выпрессовывают только в случае ее замены.
 


Ремонт. Шатун изготовлен из стали АЦ40Х. Шатуны проверяют
на магнитном дефектоскопе на отсутствие трещин, замеряют диа-метры отверстий нижней и верхней головок, изгиб стержня. Шатуны бракуют, если они имеют трещины.

 

 

 

 

 

14. Основные дефекты шатуна

 

 



Основные дефекты шатуна и шатунного болта, а также значения допустимых без ремонта размеров, приведены в табл. 14 и 15. У шатунов, подлежащих ремонту, восстанавливают отверстия нижней и верхней головок, заменяют или восстанавливают втулку под поршневой палец, обрабатывают торцы верхней головки.

Износ отверстия нижней головки 0,14 ... 0,35 мм восстанавливают растачиванием отверстия на ремонтный размер — диаметр 100,5+0,22 мм с последующей установкой при сборке двигателя вкладышей с увеличенным на 0,5 мм наружным диаметром. Деформацию отверстия нижней головки до 0,13 мм устраняют методом взаимной притирки плоскостей разъема крышки и стержня с применением абразивной пасты следующего состава: шлифовальный порошок М63 30 ... 40 %, масло веретенное 40 ... 60 %, стеарин 10 ... 20 %. При притирке плоскостей разъема крышки и стержня обеспечивается равномерный съем металла, создается хороший контакт сопрягаемых поверхностей, а также уменьшается размер отверстия на 0,2 ...

0,3 мм, что обеспечивает припуск металла под хопингование этого отверстия в номинальный размер — диаметр 100+0,022 мм.

Притирку производят на специальном станке. Зажимное устройство 2 шатуна 1 (рис. 20) выполнено в виде установа в форме полуцилиндра. Диаметр установа соответствует диаметру отверстия нижней головки шатуна. Кривошипно-шатунный механизм 7, получающий движение от электродвигателя через редуктор, сообщает ползуну 6 возвратно-поступательное движение. Ползун связан с водилом 3 и устройством 2, которые сообщают крышке 4 шатуна возвратно-поступательное движение и обеспечивают прижим ее к шатуну в процессе притирки. Для создания усилия Р прижима крышки к шатуну служит пневматический механизм 5.

Вместо совместной притирки можно прошлифовать плоскости шатуна и крышки. При изгибе стержня шатуна, не превышающем

1 мм, растачивают верхнюю головку на ремонтный размер и обрабатывают ее торцы с двух сторон на плоскошлифовалыюм станке, выдерживая размер 52 мм по высоте головки.

При ослаблении посадки втулки, отверстие в верхней головке растачивают на диаметр 68,5 мм или другой ремонтный размер. В расточенное отверстие запрессовывают со стороны скругленной кромки отверстия ремонтную втулку, предварительно охлажденную до —50 °С. Втулка 03315 верхней головки шатуна поставляется в запасные части с внутренним диаметром 59,7+0,03 мм с припуском на растачивание в шатуне. Втулка 03315—PI—1 ремонтных размеров увеличена по сравнению с втулкой нормальных размеров 03315 по наружному диаметру на 0,5 мм и уменьшена по внутреннему диаметру на 0,3 мм (с припуском на растачивание в шатуне).

Отверстие в бронзовой втулке растачивают на алмазно-расточном двухшпиндельном станке на диаметр 60 мм под поршневой палец 16—03—50 нормального размера и 60,3 мм под поршневой палец 16—03—50—PI—1 ремонтного размера.

При износе отверстий в верхней и нижней головках шатуна их можно восстанавливать также железнением и последующей обработкой на номинальный размер. При уменьшении расстояния между осями верхней и нижней головок шатуна растачивают эксцентрично отверстие в верхней головке, выдерживая указанное расстояние
380+0.095 мм

После растачивания втулки верхней головки проверяют отклонение от параллельности осей отверстий во втулке и нижней головке стержня шатуна, а также отклонение этих осей от одной плоскости. Отклонение от параллельности осей отверстий втулки и нижней головки шатуна (изгиб) и отклонение осей втулки и нижней головки шатуна от одной плоскости (скручивание) на длине 100 мм допускается не более 0,04 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..