При сборке блока цилиндров соблюдают следующие технические требования.
1. Смазочную систему блока промывают под давлением, затем опрессовывают
моторным маслом, подогретым до 60...70 °С, в течение 3 мин давлением 0,3
МПа; течь масла через соединения не допускается. Для опрессовки можно
применять смесь из 55 % моторного масла и 45 % дизельного топлива.
2. Водяную полость блока в сборе с гильзами подвергают гидравлическому
испытанию под давлением не менее 0,4 МПа в течение не менее 3 мин; течь
воды и каплеобразование, а также течь воды через уплотнения гильз
цилиндров не допускаются.
3. Шпильки крепления крышек коренных подшипников затягивают до отказа;
момент затяжки 150...250 Н-м.
4. Крышки коренных подшипников после затяжки гаек крепления должны
плотно прилегать по плоскостям разъема к блоку. Щуп 0,03 мм не должен
входить в стык между сопрягающимися деталями. Допускается вхождение щупа
толщиной не более 0,08 мм между блоком и крышками подшипников на глубину
не более 10 мм за счет допустимого отклонения от плоскостности
сопряженных поверхностей .
В процессе сборки необходимо обеспечить зазоры и натяги в сопряжениях
деталей, указанные в табл. 8. Перед сборкой очищают блок от загрязнений,
промывают и продувают сухим сжатым воздухом маслоподводящие каналы.
Очищают водяную рубашку блока от накипи. Запрессовывают втулки 33 (см.
рис. 5 и 6) распределительного вала в отверстия блока.
Подбирают гильзы цилиндров по размерным группам. В блок рекомендуется
устанавливать гильзы одинаковых групп. Надевают на гильзы блока
уплотнительные резиновые кольца 8, смазав их железным суриком; под бурт
гильз подкладывают медные кольца 12 и запрессовывают гильзы в блок.
Предварительно заходные фаски гнезд смазывают дизельным маслом.
Устанавливают блок на подставку крышками коренных подшипников вверх.
Протирают отверстие под заглушку 29 и запрессовывают ее в гнездо.
Устанавливают в блок пробку 53, заглушив отверстие, идущее к каналу для
подачи масла к распределительной шестерне. Заглушают штифтом 44
отверстие канала подвода масла к малой промежуточной шестерне.
Смазывают резьбовую часть шпильки 20 крепления
главного маслопровода железным суриком и ввертывают до отказа в
отверстие блока с внутренней стороны. Устанавливают на шпильку
последовательно маслопровод 35, пружину 21, шайбу 22, навертывают гайку
23 и стопорят ее шплинтом.
Надевают кольцо 49 на промежуточный штуцер 45 крепления главного
маслопровода и завертывают штуцер в резьбовое отверстие блока. Штуцер 48
крепления маслопровода с кольцом 27 вставляют в промежуточный штуцер 45,
надевают второе кольцо 27 и ввертывают штуцер в угольник маслопровода.
Ввертывают в резьбовые отверстия опор коренных подшипников шесть
штуцеров 4. Подсоединяют к главному маслопроводу и блоку переднюю трубку
37 от среднего коренного подшипника, три трубки 38 от второго, третьего
и четвертого коренных подшипников, трубку 34 от пятого коренного
подшипника, трубку 40 от первого коренного подшипника и прикрепляют все
трубки к блоку и маслопроводу штуцерами 6 и 30, проложив уплотнительные
кольца. Для обеспечения достаточного смазывания первых коренного и
шатунного подшипников штуцеры 6 имеют большее проходное сечение, чем
штуцеры 30, поэтому при сборке не допускается менять их местами.
Устанавливают две трубки 16 подвода масла к валикам коромысел на главный
маслопровод и закрепляют их штуцерами 39, предварительно проложив
уплотнительные кольца. Закрепляют трубки хомутиками 18 со стопорными
пластинами 19 и болтами на верхней плоскости блока. Концы стопорных
пластин отгибают на грани болтов. При установке трубок до
гидравлического испытания допускается нодгибание их по месту,
обеспечивающее необходимые зазоры между трубками и вращающимися
коленчатым и распределительным валами, стенками блока и другими
деталями.
Ввертывают в резьбовые отверстия на передней стенке блока колено 55, два
колена 51 и тройник 2. Устанавливают трубку 54 подвода масла к
подшипникам распределительного вала и промежуточной шестерни, соединив
ниппели трубки с коленами 51 и 55. Устанавливают трубку 3 подвода масла
к уравовешивающему механизму, соединив один ниппель трубки с тройником,
ввернув другой в торец главного маслопровода. Трубки не должны касаться
стенки блока.
Устанавливают в правую стенку блока трубку 47 подвода масла к регулятору
топливного насоса с надетым на нее резиновым кольцом 46. Надевают на
медную трубку 57 подвода масла к промежуточной шестерне привода
масляного насоса резиновое кольцо 56 и вставляют ее в отверстие на
передней стенке блока.
Для дальнейшей сборки перевертывают блок вверх поверхностью, на которой
располагаются головки. Устанавливают на левую боковую поверхность блока
переднюю крышку 17 с двумя шпильками 9 и заднюю крышку 26 с прокладками
52. Крышки закрепляют болтами с пружинными шайбами. На заднюю крышку
устанавливают прокладку 28 и крышку 25, закрепив ее двумя гайками с
пружинными шайбами. Ставят на правую стенку блока крышки смотровых люков
42 с прокладками 43. Крышки закрепляют болтами с
пружинными шайбами. Завертывают до отказа в верхнюю плоскость блока
шпильки 14 и 15 крепления головки блока; момент затяжки шпилек
соответственно 150...200 и 60...80 Н-м. Запрессовывают сальник 24
рабочей кромкой манжеты внутрь блока.