Блоки с изломами и трещинами между отверстиями под гильзы цилиндров и в
нижних стенках опорных подшипников коленчатого вала должны
выбраковываться. Основные дефекты блока цилиндров, допускаемые без
восстановления размеров, приведены в табл. 7. Трещины в стенках водяной
рубашки и картерного пространства заваривают сваркой с постановкой
накладок или без них. Концы трещин засверли-вают сверлом диаметром 4 мм.
Кромки трещин разделывают, выполняя фаску 4 X 45°, и заваривают
электродами марки 034-3 диаметром 4 мм на постоянном токе обратной
полярности, силой тока
110...130 А. Для холодной заварки трещин следует применять сварочную
проволоку ПАНЧ-11 диаметром 1,2 мм. Заварку трещин производят учг.стками.
Необходимо избегать перегрева блока и возобновлять сварку только после
охлаждения шва на предыдущем участке до 40...50°С.
Следует строго соблюдать режимы сварки: силу сварочного тока
120...140 А, напряжение дуги 14...18 В, скорость сварки 0,26... ...0,25
см/с; полярность прямая. Сквозные трещины и обломы фланцев можно
заваривать холодной электродуговой заваркой медностальными и
аустенитными электродами диаметром 3...5 мм соответственно марок К-5А и
НИИ-48Г. На обмазанной части медностальных электродов плотной спиралью
навита медная проволока марки Ml диаметром 1 ...1,2 мм. Заварку
производят на постоянном токе обратной полярности, силу тока
устанавливают из расчета
30...40 А на 1 мм диаметра электрода. Заварку
выполняют короткими валиками (не более 40 мм) с легкой проковкой каждого
валика ударами слесарного молотка массой 200 г. Наплавку производят
отдельными валиками, не допуская перегрева основного металла и
накладывая последующий валик через 1...2 мин после окончания наплавки
предыдущего.
Постели под вкладыши восстанавливают холодной или горячей (дуговой и
газовой) наплавкой. Перед наплавкой изношенные или поврежденные постели
растачивают на 0,3...0,4 мм. Применяют газовую наплавку латунью J163.
Чтобы избежать появления трещин поверхность вблизи изношенной постели
подогревают до500...700 °С. Вместо латуни J163 можно применять припой
ЛСЖ-39-01-03 или JIOMHA 49-1-10-02. Восстановление постелей под вкладыши
можно производить также контактной приваркой к изношенным поверхностям
стальной ленты на установке 011-1-11 «Ремдеталь».
Наплавленные постели растачивают борштангой с резцами на специальном
станке или универсальном приспособлении. Правильная установка борштанги
приспособления обеспечивается двумя полукольцами, которые устанавливают
в постели крайних подшипников. Для блоков, у которых износ постелей под
вкладыши превышает 0,05 мм, установку борштанги производят с помощью
двух специально изготовленных технологических крышек, положение которых
фиксируется нижней плоскостью блока и штифтом диаметром 30 мм-
Технологические крышки устанавливают также на места крайних подшипников.
При оборудовании приспособления механическим приводом все постели
растачиваются одновременно. Сначала производят черновое растачивание,
оставляя припуск 0,1... ...0,3 мм на диаметр. Чистовое растачивание
выполняют в два прохода, без изменения установки резца на борштанге, на
номинальный размер диаметра постелей, равный 103+0,022 мм или под
вкладыши ремонтного размера.
Если расточка в блоке под бурт гильзы цилиндров имеет повреждение
торцовой поверхности или различие по глубине при четырех промерах более
0,07 мм, производят ремонт торцовой поверхности. Его выполняют на
радиально-сверлильном станке с помощью само-устанавливающейся по оси
отверстия зенковки с регулируемым кольцевым упором. На обработку
достаточен припуск 0,2 мм. Различие по глубине расточки после
восстановления при измерении ее в четырех местах по окружности должно
быть не более 0,05 мм. При установке в такой блок гильзы цилиндра под ее
бурт ставят дополнительную прокладку, для того чтобы выступание верхнего
торца бурта гильзы над плоскостью блока было в пределах 0,07...0,33 мм.
Отремонтированный блок цилиндров подвергают гидравлическому испытанию на
герметичность водяной рубашки под давлением
0,4 МПа; течь воды и каплеобразование на стенках не допускаются.
7.
Основные дефекты блока цилиндрои
Размеры, мм
Дефект
Способ установления
дефекта н измерительный инструмент
по чертежу
допустимые без
ремонта в сопряжении с деталями: работавшей/новой
Способ
восстановления детали
Трещины или
пробоины на стенках водяиой рубашки, иижней части блока и
разъема поддона
Осмотром.
Гидравлическое испытание под давлением (0,4±0,05) МПа в течение
не менее 3 мин.
Светильник. Стенд
для гидравлического испытания
—
См. разд. «Ремонт»
Трещины на крышке
коренного подшипника
Осмотром
Не допускаются
Подобрать новую
крышку и отремонтировать блок
Износ и глубокие
задиры (от провертывания вкладышей коренных подшипников).
Нутромер НИ 100-160
103+0,022
—/103,04
Расточить на
ремонтный размер 103,5+0'022 под
ремонтные вкладыши
Овальность и
конусообразность поверхностей коренных опор
0,014
0,02/0,02
—
Радиальное биение
поверхностей под вкладыши коренных подшипников:
промежуточных опор
относительно крайних
Приспособление для
контроля соосности коренных опор 70-8734-1025
0,030
0,06/0,06
Расточить на
ремонтный размер 103,5+0-022 под
ремонтные вкладыши
соседних опор
0,020
0,04/0,04
Отклонение от
плоскостности поверхности разъема блока с головкой цилиндров
Линейка поверочная
ШП-1-1000, щуп (набор № 2)
0,100
0,15/0,15
Прошлифовать
поверхность
Втулки распределительного вала изготовлены
из сталеалюминиевой полосы с антифрикционным сплавом ACM. Втулки после
запрессовки в блок растачивают с помощью борштанги, чтобы обеспечить
соосность расточенных отверстий. Втулки ремонтного размера, поставляемые
в запчасти (передняя А57.02.001А, средняя и задняя (А.57.02.003А) имеют
внутренний диаметр 66,8+0,4 мм (с припуском под растачивание в блоке).
После растачивания втулок межцентровое расстояние между их внутренней
поверхностью и поверхностью постелей под вкладыши коренных подшипников
должно быть
242,25...242,30 мм.
Диаметр отверстий во втулках под новый распределительный вал 68+0’03 мм.
8. Зазоры и натяги в сопряжениях гильзы цилиндра с
поршнем и блоком