Общие положения по разборке трактора Т-130

  Главная      Учебники - Трактора     Ремонт трактора Т-130 (Е.Г. Гологорский, М.И. Гуревич) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Общие положения по разборке трактора Т-130


Разборка трактора и его составных частей должна производиться в специальном помещении, оснащенном необходимым оборудованием, обеспечивающим соблюдение технологии работ.

Разборку сборочных единиц, имеющих в сопряжении подвижную посадку деталей, следует производить вручную, при необходимости — с помощью легких ударов молотка из мягкого материала (меди, алюминия, латуни) или стального молотка через наставки из мягких материалов. Разборку сборочных единиц, имеющих в сопряжении неподвижную посадку деталей, производят специальными съемниками или на прессе с использованием оправок. Применение стальных молотков, зубил или выколоток для ударов непосредственно по выпрессовываемой детали не допускается.

При демонтаже подшипников качений усилия должны прикладываться к кольцам подшипников, имеющим посадку с натягом. Запрещается наносить удары по сепараторам, роликам, шарикам. Подшипники следует снимать съемниками или на прессе с использованием оправок. Если конструкция сборочной единицы не позволяет такой съемки, то допускается применение молотка с оправкой, изготовленной из мягкого металла (меди, латуни, алюминия). Шпильки из деталей следует вывертывать только после дефектации, если необходим ремонт самой шпильки или детали, в которую она ввернута. При разборке полированные или шлифованные поверхности деталей должны быть предохранены от повреждений мягкими прокладками.

В процессе разборки подлежат выбраковке и замене новыми все детали стопорения (пружинные шайбы, шплинты, проволока и т. п.), прокладки, манжеты, сальники, уплотнительные кольца и другие аналогичные детали, выполненные из резины.

При разборке резьбовых соединений необходимо применять ключи, отвертки, ручной механизированный инструмент (пневматические, электрические гайковерты) только соответствующих типов и размеров.

Гидравлическое и электрическое оборудование тракторов разбирают, ремонтируют, собирают и испытывают на специализированных участках.

Каналы в сборочных единицах, полости цилиндров и трубопроводов следует смазывать моторным маслом и отверстия закрывать технологическими заглушками. При этом не допускаются деформация или повреждение сопрягаемых поверхностей, а также установка заглушек с фибровыми или другими ломкими прокладками.

 

 

 

Контроль и сортировка деталей трактора Т-130



Детали, прошедшие контроль, сортируют на четыре группы и маркируют следующими цветами: годные без ремонта, сопрягаемые с работавшими деталями — зеленым; годные без ремонта, сопрягаемые с новыми деталями — белым; подлежащие ремонту — желтым; негодные — красным. Детали выбраковывают в соответствии с указаниями, приведенными в картах технических требований на дефектацию.

Подшипники качения проверяют в следующем порядке: визуальный контроль, проверка на шум и легкость вращения, изменения радиального и осевого зазоров и размера колец. Перед проверкой на легкость вращения подшипник погружают в 10 %-ный раствор моторного масла в бензине. Исправный подшипник должен вращаться легко, без заметных местных торможений и заеданий; наружное кольцо должно останавливаться плавно, без рывков и стука. При вращении должен быть слышен глухой, шипящий звук; резкий металлический, дребезжащий звук свидетельствует о неисправности подшипника.

Подшипники качения выбраковывают при наличии: трещин или выкрашивания металла на кольцах и телах качения; цвета побежа-лости на кольцах; выбоин и отпечатков (лунок) па беговых дорожках колец; глубокой коррозии, зачистка которой изменит размер деталей подшипника; шелушения металла, чешуйчатого отслоения; раковин, рисок и забоин на беговых дорожках колец и телах вращения; надломов и трещин на сепараторе; ослабления заклепок сепаратора; забоин и вмятин на сепараторе, препятствующих плавному вращению подшипника; неравномерного износа беговых дорожек, а также при образовании «елки» в упорных и радиальноупорных подшипниках; заметной на глаз и ощутимой пальцем ступенчатой выработки рабочей поверхности колец; выступания роликов за наружное кольцо конического подшипника.

Допускаются к сборке подшипники, имеющие: царапины, риски на посадочных поверхностях, наружных и внутренних кольцах подшипников; забоины и вмятины на сепараторе, не препятствующие плавному вращению подшипника; матовую поверхность беговых дорожек колец и тел качения.

У шариковых и роликовых радиальных подшипников, признанных годными при осмотре и опробовании вращения, необходимо замерить радиальный и осевой зазоры (рис. 1). Допустимые зазоры приведены в табл. 5.

 

5. Допустимые зазоры подшипников качения

Подшипник

Место установки

Радиальный зазор, мм

по чертежу

допустимый

311

Коробка передач:

Вал 2-й промежуточный

0,013—0,033

0,07

2311К

Вал нижний, вал промежуточ­

0,025—0,065

0,10

402611КМУ

ный

Вал 2-й промежуточный

0,025—0,065

0,10

402311К

Вал верхний

0,025-0,065

0,10

402411КМУ

Вал 1-й промежуточный

0,025-0,065

0,10

312

Вал верхний

0,013—0,033

0,07

2312К

Вал верхний, вал 1-й промежу­

0,025—0,065

0,10

60-402715КМ

точный Вал нижний

0,030—0,070

0,12

180308УС9 или

Муфта сцепления

0,012—0,026

0,10

180308У1С9Ш 46118

Муфта включения

0,016—0,040

0,12

46120

Бортовой фрикцион, правый

0,016—0,040

0,12

70-42314 КМ

и левый Бортовой редуктор, правый и

0,070—0,090

0,18

70-42612К

левый

Детали бортового редуктора:

Шестерня двойная

0,055—0,075

0,15

70-12315КМ

Фланец ведущий с шестерней

0,070—0,090

0,18

70-42415КМ

Шестерня двойная

0,070—0,090

0,18

2224 КМ

Полуось

0,040—0,090

0,18

228

То же

0,023—0,053

0,16

2228 КМ

Полуось

0,045—0,100

0,20

зюк

Каток поддерживающий

0,012—0,029

0,12

954712 К4

Катки двубортные и одноборт­

0,100—0,200

0,40

9Н2614КМ

ные

Колесо натяжное

0,130—0,150

0,30

118

Установка привода насоса

0,016—0,040

0,08

 

 


Втулки, используемые как подшипники скольжения, подлежат выбраковке; допускается восстанавливать втулки при износе не более 1 мм по диаметру.

Поверхность резьбы должна быть чистой, без забоин и заусенцев; срыв резьбы допускается не более двух ниток. Резьбу проверяют

визуальным контролем и резьбовыми калибрами или пробками. Изношенные и сорванные резьбы восстанавливают наплавкой; допускается перерезание резьбы на следующий по стандарту размер. Детали с изношенной или сорванной резьбой, восстановление которой невозможно или экономически невыгодно, выбраковывают.

Пружины выбраковывают при наличии трещин и обрывов, остаточной деформации, коррозии на поверхности витков, уменьшении упругости на 5... 10 % от величины, указанной на чертеже, кривизне в свободном состоянии более 2 % длины для пружин, работающих на сжатие, и 3 % — для пружин, работающих на растяжение.

Стопорные шайбы не должны иметь трещин. Повторные отгибания шайбы не допускаются.

 

 

 

Общие положения по сборке

 

 

Детали, образующие в сопряжении неподвижную посадку, собирают под прессом или с помощью специального приспособления.

Болты и гайки затягивают в несколько приемов в порядке, указанном на рис. 2. Болты и гайки, расположенные внутри механизмов, стопорят замковыми, стопорными пластинами, шплинтами и проволокой, как показано на рис. 3. Остальные болты стопорят пружинными шайбами. Затягивают болты и гайки стандартными или специальными ключами соответствующего размера. Моменты затяжки болтов и гаек со стандартной резьбой приведены в табл. 6. Для особых случаев моменты затяжки резьбовых соединений приведены в рабочих чертежах или технических требованиях.

 

6. Моменты затяжки болтов и гаек

Диаметр резьбы, мм

Момент затяжки, Н- м

Диаметр резьбы, мм

Момент затяжки, Н- м

6

6-8

16

120—140

8

14—17

18

160—190

10

30-35

20

230—260

12

55—60

22

340—360

14

80—90

24

420—480

 

 

Поступившие со склада (из магазина) подшипники качения распаковывают и удаляют с них коисервационный смазочный материал, затем их промывают, продувают сухим сжатым воздухом и смазывают, не допуская при этом вращения подшипника. При установке подшипников качения соблюдают следующие требования: посадочная поверхность сопрягаемой детали должна быть протерта и смазана тонким слоем масла; при напрессовке подшипника на вал усилие прикладывают к внутреннему кольцу, а при запрессовке в отверстие — к наружному. Подшиники, устанавливаемые с натягом на вал и в отверстие, запрессовывают с приложением усилия на оба кольца. Для выполнения этих операций пользуются прессом, винтовым приспособлением или оправкой с медным либо алюминиевым наконечником. Там, где нельзя прилагать больших усилий запрессовки, подшипники устанавливают с предварительным подогревом в масле температурой 90...100°С.

 

Для обеспечения выполнения технических требований на сборку и испытание посты сборки гидрооборудования, коробок передач, тележек гусениц, сервомеханизмов, масляных насосов и др. должны быть оснащены испытательными и контрольными стендами.

 

 

 

Рис. 2. Схема последовательности затяжки болтов и гаек

 

Рис. 3. Стопорение болтов и гаек:

 

 

РАЗБОРКА ТРАКТОРА Т-130 НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Для разборки трактор устанавливают так, чтобы замыкающий палец гусеницы был впереди и немного ниже оси натяжного колеса. Ослабляют натяжение гусеницы, снимают со звеньев, соединенных замыкающим пальцем, два башмака и разъединяют гусеницу, выбив замыкающий палец из ее звеньев. Медленным движением трактора назад или с помощью подъемных средств раскладывают гусеницу на полу.

Снимают гидроцилиндры, для чего отвертывают накидные гайки рукавов высокого давления от труб гидроцилиндров, прикрепляют поочередно каждый цилиндр к подъемнику, отвертывают гайки крепления крышек цилиндров, снимают передние крышки, а затем цилиндры с цапфы. Скомплектовывают цилиндры с крышками.

Снимают правую и левую створки, отсоединяют рукав от мультициклона и, отвернув гайки, снимают мультициклон. Отвернув болты, снимают переднюю крышу капота в сборе с решеткой, упором, амортизатором и крючками. Отвертывают болты крепления задней крыши капота и снимают ее. Отсоединяют рукава обогревателя кабины. Отсоединяют трубки датчиков давления масла и топлива, электропровода от клемм на передней стенке кабины справа и от датчика температуры воды. Снимают тяги рычага и педали акселератора. Вывернув болты, снимают педаль акселератора. Отвернув болты крепления кабины к передней балке и крыльям, снимают кабину в сборе с обогревателем и пылеотделителем.

Отвертывают болты и снимают сиденье пассажира в сборе с опорой, сиденье подрессоренное унифицированное в сборе с основанием, панели переднюю левую и правую, среднюю и заднюю.

Отсоединяют рукава, трубопроводы, раскосы, тросик шторки и кран от радиаторов. Отвертывают болты крепления радиаторов к лонжеронам и снимают их подъемником с трактора. Снимают амортизаторы с лонжеронов. Отсоединяют патрубки и трубы от

 

 

гидробаков, насосов НШ 32УЛ и НШ 100-3-J12 и от распредели* теля Р-150. Отвернув болты крепления, снимают подъемником гидробаки с лонжеронов, снимают насосы и распределитель.

Отсоединив тяги сервомеханизма бортовых фрикционов, блокировочного механизма коробки передач, управления тормозами, педали тормоза от механизма управления поворотом и отвернув болты, снимают механизм управления поворотом с опоры. Отсоединяют тяги горного тормоза, блокировки; трубы подвода и отвода масла и сливную трубу от сервомеханизма управления муфтой сцепления; рукав от пальца рычага муфты сцепления. Отвернув болты, снимают указатель, отвертывают стопор, шаровую гайку и верхний кожух муфты сцепления в сборе с колонками и сервомеханизмом. Отвернув болты крепления нижнего кожуха к корпусу бортовых фрикционов, снимают кожух.

Отсоединяют масло- и топливопроводы двигателя, трубку слива топлива от форсунок, трубку от автозаправки, фланец вала муфты сцепления от фланца верхнего вала коробки передач. Отвернув болты, снимают крышки люков лонжеронов. Вывернув болты крепления лап двигателя к лонжеронам, с помощью подъемника снимают двигатель в сборе с муфтой сцепления, а затем снимают с коленчатого вала двигателя узлы муфты сцепления.

Отсоединяют и снимают масляные трубки коробки передач и фильтр очистки масла. Застропив коробку передач и подвесив ее на подъемнике, отворачивают гайки крепления коробки к корпусу бортовых фрикционов и снимают ее со шпилек и установочного штифта.

С помощью подъемника устанавливают корпус бортовых фрикционов в сборе с тележками гусениц и балансирной рессорой на подставку. Вывертывают болты крепления передней и задней заглушек и вынимают их из концов прямоугольных труб рамы.

Вывернув болты, снимают щиток концевого подшипника. Застропив ходовую тележку, вывертывают болты крепления концевого подшипника, вынимают планку из трубы рамы. Вывернув болты крепления крышки пяты раскоса, снимают ее в сборе с вкладышем, выводят тележку из зацепления с балансирной рессорой и перемещают на место разборки. Устанавливают крышку пяты раскоса на прежнее место.

Далее разбирают трансмиссию, снимая с нее бортовые фрикционы, сервомеханизм фрикционов, ведущее колесо и лабиринтные уплотнения, бортовой редуктор и главную передачу. Порядок снятия и разборки трансмиссии приведен в гл. 18.

После снятия с трактора все узлы поступают на участок мойки.

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..