ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ТРАКТОРА Т-130
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Гусеничный трактор Т-130 и его модификации являются тракторами общего
назначения и эксплуатируются в агрегате с бульдозерами, скреперами,
рыхлителями и другими строительно-дорожными машинами. Компоновка
трактора выполнена по типу полу-рамной конструкции с полужесткой
подвеской остова, с передним расположением двигателя и задним
расположением трансмиссии, над которой установлена кабина водителя.
Передача от вала двигателя к ведущим колесам осуществляется через
трансмиссию механического типа. Управление механизмами трансмиссии
комбинированное — механическое и гидрофицированное. Ходовая часть
состоит из двух ходовых тележек, гусеничных цепей и балансирного
устройства и связана с остовом трактора в трех точках посредством
шарниров.
Гидравлическая система управления агрегатируемыми орудиями
универсальная, раздельно-агрегатная, с двумя типами навесных систем —
передней и задней.
На тракторе установлена восьмискоростная коробка передач, обеспечивающая
максимальное тяговое усилие трактора (на первой передаче) до 88,2 кН при
скорости движения 3,7 км/ч. Первая передача является резервной и
используется для работ, где требуется пониженная технологическая
скорость. На тракторах с задней навесной системой в целях предотвращения
ее разрушения работа на первой передаче не допускается.
Двигатель трактора — четырехцилиндровый четырехтактный дизель с наддувом
от турбокомпрессора, с объемно-пленочным смесеобразованием в камере,
расположенной в днище поршня. Для снижения вибрации двигатель снабжен
уравновешивающим механизмом.
Блок цилиндров — с вставными гильзами, головка блока общая на два
цилиндра, с двумя клапанами на каждый цилиндр: впускным и выпускным.
Соединение головки с блоком уплотняется медноасбестовой прокладкой.
Картер двигателя состоит из двух половин, передняя его часть может быть
снята без снятия двигателя с трактора.
Коленчатый вал пятиопорный, с центробежной очисткой масла в высверленных
полостях шатунных шеек. Коренные и шатунные подшипники имеют
тонкостенные сталеалюминиевые взаимозаменяемые вкладыши.
Топливный насос секционный, четырехплунжерный, с
центробежным всережимным регулятором и пластинчатым корректором подачи
топлива; на насосе имеется работомер, показывающий моточасы работы
дизеля.
Топливные фильтры грубой очистки — с сетчатым фильтрующим элементом,
тонкой очистки — с двухслойными фильтрующими сменными элементами из
хлопчатобумажной пряжи.
Форсунки — закрытого типа, с пятью распыливающими отверстиями.
Воздухоочиститель — с двумя ступенями очистки воздуха; первая ступень —
мультициклонный очиститель с эжекционным автоматическим удалением пыли,
вторая —фильтр со сменными бумажными фильтрами-патронами.
Уравновешивающий механизм имеет корпус с бронзовыми втулками — опорами
двух противовесов с зубчатыми венцами, которые приводятся во вращение от
шестерен привода масляного насоса. Центробежная сила, развиваемая
вращающимися грузами на противовесах, уравновешивает момент от сил
инерции второго порядка постунательно-движущихся масс поршневого
комплекта.
Смазочная система двигателя комбинированная — под давлением от
шестеренного масляного насоса и разбрызгиванием. Масло забирается
нагнетательной секцией масляного насоса из средней части картера и через
маслоприемник, маслораспределительную плиту подается к центробежному
фильтру, откуда по маслопроводу — в коренные подшипники коленчатого
вала, а по каналам в коленчатом валу — в полости шатунных шеек, где,
очищаясь за счет центробежной силы при вращении шейки, поступает в
зазоры шатунных подшипников и по каналу в стержне шатуна к поршневому
пальцу. Часть масла из верхней головки шатуна по двум каналам в ней
впрыскивается на днище поршня, охлаждая его.
По трубкам и высверленным каналам масло под давлением поступает для
смазывания подшипников уравновешивающего механизма, переднего подшипника
распределительного вала, регулятора и других механизмов двигателя.
Масло, вытекающее из зазоров кривошипно-шатунного механизма,
разбрызгивается и масляным туманом смазывает гильзы цилиндров, поршни,
шестерни и другие вращающиеся детали двигателя. Масло, стекающее в
картер двигателя, двумя откачивающими секциями масляного насоса
перекачивается из передней и задней частей картера в его среднюю ванну,
откуда нагнетательной секцией снова подается для смазывания механизмов
дизеля. Нагретое в двигателе масло охлаждается в масляном радиаторе.
Детали пускового двигателя смазываются разбрызгиванием масла,
заливаемого в поддон этого двигателя.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной
циркуляцией воды от центробежного насоса. Температура охлаждающей воды
регулируется автоматически двумя термостатами и с помощью шторки перед
радиатором. В зимнее время температура воды регулируется теплым чехлом,
надеваемым на капот трактора. Вода центробежным насосом подается по
патрубкам в блок
цилиндров и головку пускового двигателя, из
которого отводится в головки цилиндров дизеля. Из водораспределительной
камеры по отверстиям в стенке блока вода проходит к каждому цилиндру,
охлаждает их гильзы и по отверстиям в верхней стенке блока поступает в
головки цилиндров через стаканчики-дефлекторы, которые направляют струи
воды на охлаждение межклапанных перемычек и втулок форсунок.
Из головки цилиндров вода по водоотводной трубе поступает в трубчатый
радиатор, где воздушным потоком от вентилятора охлаждается и из нижнего
коллектора радиатора снова поступает в водяной насос. Когда вода еще не
нагрета, клапаны термостата закрыты и вода по перепускной трубе
перепускается во всасывающую полость водяного насоса, минуя радиатор. По
мере нагревания воды клапаны термостатов открываются и вода поступает в
радиатор, где охлаждается, проходя по трубкам.
Пуск тракторных двигателей Д-160, Д-160Б осуществляется от
четырехтактного двухцилиндрового бензинового пускового двигателя. Пуск
двигателя Д-160-14 производится электростартером от системы
электрооборудования напряжением 24 В.
Трансмиссия трактора механическая, многоступенчатая с восьмискоростной
коробкой передач, обеспечивающая максимальное тяговое усилие трактора
128,3 кН при скорости движения 2,51 км/ч.
Муфта сцепления — фрикционная, постоянно замкнутая, с двумя ведущими и
ведомыми дисками. На верхний вал коробки передач вращение от муфты
сцепления передается через карданный вал и зубчатые муфты. Выключение
муфты, разъединение дисков облегчается гидравлическим сервомеханизмом.
Коробка передач восьмискоростная, прикреплена к передней стенке корпуса
бортовых фрикционов; коробка четырехвальная, с шестернями постоянного
зацепления. На промежуточных валах шестерни установлены на шлицах, на
верхнем и нижнем валах — свободно вращаются на чугунных втулках.
Переключение передач осуществляется двумя рычагами: правым рычагом
включается задний ход и диапазоны переднего хода «Нормальный» и
«Ускоренный», левым рычагом переключаются скорости движения.
Главная (коническая) передача передает вращение от продольно
расположенного нижнего вала коробки передач на поперечный вал главной
передачи.
Бортовые фрикционы прикреплены к поперечному валу главной передачи; на
наружных барабанах фрикционов установлены ленточные тормоза. Фрикционы и
тормоза управляются механизмом поворота. Для снижения усилия выключения
фрикционов имеется гидравлический сервомеханизм. Главная передача и
бортовые фрикционы размещены в сварном корпусе.
Бортовой редуктор (правый и левый) двухступенчатый с двумя парами
прямозубых цилиндрических шестерен, закрытых снаружи кожухом,
прикрепленным к корпусу бортовых фрикционов. Для исключения вытекания
масла из редуктора на ступице и полуоси шестерни установлены лабиринтные
и гребенчатые уплотнения.
Шестерни, валы, подтип ни кп коробки передач и
главной передачи смазываются — под давлением и разбрызгиванием — маслом,
поступающим от насоса, установленного на корпусе коробки передач и
приводимого во вращение от шестерни на первом промежуточном валу. Масло
фильтруется в отдельном фильтре и охлаждается в масляном радиаторе,
установленном позади масляного радиатора двигателя. Шестерни и
подшипники бортового редуктора смазываются разбрызгиваемым маслом,
залитым в кожух редуктора.
Ходовая тележка трактора имеет пять опорных и два поддерживающих катка.
Натяжение гусеницы производится гидравлическим механизмом. Болотоходный
трактор Т-130МБ в ходовой тележке имеет семь опорных катков, уширенные
башмаки гусениц. Первая передача этого трактора заблокирована путем
установки втулки-упора, исключающей возможность перемещения валика с
вилкой в сторону включения первой передачи.
Гидравлическая система управления механизмами трактора и агрегатируемыми
орудиями состоит из гидронасоса и сервомеханизмов управления муфтой
сцепления и бортовыми фрикционами, гидронасоса управления навесными и
приценными орудиями, двух гидробаков с фильтрами, расположенными в
соединяющей баки трубе, двух гидроцилиндров управления ножом бульдозера,
распределителя, задней навесной гидравлической системы, монтируемой на
задней стенке корпуса бортовых фрикционов, трубопроводов и
соединительных муфт. Оснащение трактора указанными гидроагрегатами
производится в зависимости от использования трактора на различных
работах.
Трактор Т-130М является модернизированным трактором Т-130 и отличается
от последнего большим тяговым усилием на первой передаче, а именно 128,3
кН при скорости движения 2,51 км/ч вместо 88,2 кН при скорости 3,7 км/ч
на первой передаче трактора Т-130, а также установкой на дизеле Д-160
пускового двигателя П-23У вместо пускового агрегата ПА-700. Пусковой
двигатель П-23У по большинству деталей унифицирован с пусковым
двигателем П-23, установленным на дизеле Д-108 тракторов Т-100М и
Т-100МЗ.