ПРИМЕНЕНИЕ ТРАКТОРА ТТ-4М НА ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТАХ
Тягово-сцепные характеристики и повышенная проходимость трактора ТТ-4М
обеспечивают возможность агрегатирования его с различными
лесохозяйственными машинами и орудиями для выполнения следующих основных
работ:
расчистки вырубок с корчеванием пней диаметром до 0,5 м; подготовки
почвы широкозахватными плугами; подготовки почвы сплошной и полосной на
глубину 0,3 м с доуглублением до 0,7 м на склонах до 8°;
пахоты глубокой до 0,5 м на склонах до 12° по горизонтали;
создания мелкой лесоосушительной сети глубиной до 0,7 м на торфяных и
минеральных почвах; борьбы с лесными пожарами;
посадки лесных культур и других лесохозяйственных работ.
НАВЕСНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАКТОРА ТТ-4М
Для присоединения к трактору, управления и
транспортирования лесохозяйственных машин и орудий он может быть
оборудован задним навесным устройством, которое состоит из двух
продольных тяг 44 (рис. 125) с растяжками 5 (рис. 126); центральной тяги
26 (см. рис. 125) подъемного устройства и двух
кронштейнов, образованных рычагами 6 и стойками 48. Рычаги соединены с
кронштейнами рамы при помощи втулок 5 и стяжек 4, стойки с проушинами
картеров конечных передач соединены струной 57. Между собой кронштейны
связаны стяжкой 24 (см. рис. 126) и осью 19, удерживаемой в опорах
рычагов клеммовыми зажимами 20. Управление навесным устройством
осуществляется от штатной гидросистемы трактора.
Навесные машины и орудия соединяются с навесным устройством по
присоединительному треугольнику, образованному тягами со стандартными
шарнирами.
Продольные тяги расположены симметрично относительно продольной оси
трактора и независимо закреплены на его прицепном устройстве. Продольная
тяга состоит из вилки 46 (см. рис. 125), шипа 45, трубы и обоймы 39.
Хвостовик обоймы соединяется с трубой посредством шариков 38у которые
входят в кольцевую проточку на хвостовике и удерживаются в ней
резьбовыми пробками 37. Шип с вилкой соединяется аналогично с
трубой-стопором 40, удерживаемым во фланце трубы подпружиненными
фиксаторами 41.
Соединение продольной тяги с прицепным устройством осуществляется
посредством пальца 49, крестовины 50 и двух кронштейнов 51, стянутых на
прицепном брусе болтами 55. Для облегчения подсоединения машин и орудий
к навесному устройству каждая продольная тяга может быть удлинена до 100
мм путем перемещения трубы по хвостовику шипа. Соединение продольных тяг
с навесными машинами и орудиями производится пальцами 3 (см. рис. 126),
фиксируемыми от выпадания стопорами 4. В средней части продольные тяги
имеют отверстия для подсоединения раскосов 28 (см. рис. 125).
Центральная тяга 26 расположена в плоскости продольной оси трактора и
соединена с валом рычагов подъемного устройства при помощи поворотной
цапфы 16 и втулок 15. Центральная тяга состоит из регулировочного винта
21, соединенного с кожухом 23 штифтом 22, вилки 18 и головки 24 с
шаровым шарниром, которые навернуты на хвостовики винта, имеющие правую
и левую резьбу. Кожух снабжен двумя клеммовыми зажимами для
предотвращения самоотворачивания вилки и
головки и служит для придания тяге продольной устойчивости в рабочем
положении и защиты резьб винта.
Длина центральной тяги может изменяться в пределах 300 мм, что облегчает
присоединение машин и орудий и наладку
их на определенный режим работы. Изменение длины
осуществляется при ослабленных клеммах вращением кожуха рукояткой 20.
Подъемное устройство служит для установки машин и
орудий в заданное рабочее или транспортное положение и включает в себя
два опорных узла, соединенных с гидроцилиндрами пальцами 5, рычаги
подъема 17 и раскосы 28. Рычаги подъема свободно качаются на трубе
верхней оси, но могут быть замкнуты с трубой при помощи установленных на
шлицах трубы рычагов 13 и пальцев 12. На шипах рычагов установлены
крестовины 13 (см. рис. 126) для подсоединения раскосов, у основания
ступицы рычаги имеют упорные площадки для пальцев 14 (см. рис. 125)
опорных узлов.
Опорный узел состоит из двух щек 11, которые охватывают каждый рычаг
подъема и стягиваются между собой пальцами 10 и 14. Раскосы 28 состоят
из верхней 30 и нижней 35 вилок, регулировочного винта 36 и защитного
кожуха с клеммовым зажимом 32. Защитный кожух соединен с винтом штифтом
34; нижняя вилка соединена с винтом при помощи шариков аналогично
соединению обоймы с трубой продольной тяги. Для облегчения подсоединения
машин и орудий длина раскоса может изменяться вращением кожуха (при
ослабленном клеммо-вом зажиме) за скобу 27. Наибольшая длина раскоса
(расстояние между осями шарниров) составляет 650 мм, наименьшая — 560
мм.
При работе с лесопосадочными машинами, культиваторами и машинами с
активными рабочими органами продольные тяги соединяются между собой
растяжками 5 (см. рис. 126), имеющими амортизаторы для обеспечения
устойчивого хода машин и орудий в рабочем положении и упругого
ограничения движения продольных тяг в поперечном направлении.
Амортизатор состоит из корпуса 7, пружины S, опоры 9 пружины и
регулировочного винта 6, при выворачивании или заворачивании которого
достигается необходимая длина растяжки. В рабочем положении длины
растяжек должны быть такими, чтобы отклонение шарниров продольных тяг в
сторону с навешенным орудием находилось в пределах 30... 60 мм.
Цепи 21 служат для устранения раскачивания навесных машин и орудий в
транспортном положении при длительных перегонах трактора. Для этого их
необходимо отсоединить от стоек кронштейнов и подсоединить к проушинам
10 на продольных тягах.
Подъем и опускание машин и орудий, соединенных с навесным устройством,
осуществляются гидроцилиндрами Ц-110-1414001А, установленными на оси 23,
которая закреплена в опорах рычагов клеммовыми зажимами.
Навесное устройство работает следующим образом. При выдвижении штоков
гидроцилиндров и повороте опорных узлов
пальцы 14 (см. рис. 125) упираются в рычаги подъема
и приводят их в движение. Рычаги подъема, поворачиваясь на трубе,
поднимают через раскосы продольные тяги и соединенную с ними навесную
машину или орудие.
Рис. 127. Гидросистема навесного устройства:
В случае соединения рычагов подъема 17 с рычагами
13 пальцами 12 рычаги подъема теряют возможность свободно
проворачиваться по трубе и перемещаются с ней как одно целое, при этом
орудие может жестко фиксироваться в установленном положении.
При снятых пальцах 12 подъемные рычаги с продольными тягами могут
перемещаться независимо относительно друг друга, а навесное орудие в
рабочем положении двигаться в «плавающем» режиме, т. е. копировать
рельеф почвы.
Подвод масла к гидроцилиндрам осуществляется через штатный
распределитель гидросистемы трактора по маслопроводам (рис. 127),
закрепленным на лонжеронах рамы.
Гидроцилиндр состоит из корпуса 5 (рис. 128), верхней 15 и нижней 9
крышек, стянутых между собой шпильками 3 и 16,
штока 6 с поршнем 10. Герметизация полостей
гидроцилиндра производится уплотнительными кольцами 1, 2 и 7. Поршень
уплотнен защитными кольцами 11 и уплотнительными кольцами 12 и 13.
Нижняя крышка 9 выполнена разъемной для крепления на оси навесного
устройства. В верхней крышке расположен клапан 21 для ограничения хода
поршня и каналы подвода масла в полости гидроцилиндра.
Подача масла в поршневую полость Б для подъема
орудия осуществляется через штуцер замедлительного клапана 4, ввернутого
в крышку со стороны обозначения Я (подъем), по каналам в крышке и трубе
14. В штоковую полость А масло пода-
ется через штуцер, завернутый в крышку со стороны обозначения О
(опускание). Герметизация трубы 14 осуществляется кольцами 24.
Ход поршня гидроцилиндра может регулироваться от 0 до 250 мм упором 22.
При опускании орудия (или навесного устройства без орудия) упор
перемещает клапан 21 до кромки гнезда, затем клапан входит в гнездо под
давлением масла, создаваемым поршнем, и перекрывает выход масла из
поршневой полости. После заходов клапана в гнездо и прекращения движения
поршня между упором и стержнем клапана должен быть зазор 10... 12 мм
(рис. 129), необходимый для выхода клапана из гнезда при подаче масла в
поршневую полость гидроцилиндра для подъема орудия. Герметизация клапана
осуществляется кольцами 17, 19 и 20 (см. рис. 128).
Замедлительный клапан служит для обеспечения плавного опускания навесных
орудий. Он состоит из штуцера 1 (рис. 130), шайбы 3 и штифтов 2, При
опускании орудия масло прижимает
шайбу к седлу штуцера и выходит из поршневой
полости только через отверстие в шайбе, что предотвращает быстрое
опускание (падение) орудия.
При подъеме орудия масло прижимает шайбу к штифтам и свободно выходит из
штоковой полости через отверстие в шайбе и щели между шайбой и штуцером.
Рис. 129. Схема действия клапана гидроцилиндра:
а — положение клапана перед окончанием опускания орудия до заданного
положения; б — положение клапана при удержании орудия в заданном
положении (выход масла из поршневой полости перекрыт)