На тракторе установлена механическая коробка
передач с реверс-редуктором (рис. 59), обеспечивающая восемь передач
переднего и четыре заднего хода. Управление передачами дистанционное,
шестерни коробки и реверс-редуктора цилиндрические, прямозубые.
В промежуточных корпусах 36 и 37 реверс-редуктора на шариковых
подшипниках 44 и 47 установлен промежуточный вал 40 с ведущей шестерней
46 и распорной втулкой. На переднем конце вала установлена
маслоотражательная шайба и закреплен тремя болтами с помощью разрезной
конусной втулки 42 и торцовой шайбы 41 фланец кардана 43. Ступица фланца
уплотнена сальником 38 и войлочным кольцом 39. В расточке промежуточного
вала запрессована шлицевая втулка привода вала отбора мощности.
Рис. 59 Коробка передач
Вал 27 редуктора с шестернями 26 и 28 вращается на роликовых подшипниках
24 и 35, запрессованных в стакан 22 и корпус подшипника 29. Стакан 22
зафиксирован в корпусе редуктора стопорным винтом 21. Шестерня 28
находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 46, шестерня 26
может входить в зацепление с подвижной шестерней 48. Осевые зазоры между
шестернями на валу регулируются набором прокладок 30.
Вал 82 с шестерней 80 вращается на роликовых подшипниках 81 и 86,
запрессованных в стакан 83 и корпус подшипника 85.
Шестерня 80 находится в постоянном зацеплении с шестерней 48 и может
зацепляться с шестерней 28.
Перемещение шестерен производится вилками переключения 70 и 73,
закрепленными на валиках переключения 71 и 72 винтами. В нейтральном и
включенных положениях валики запираются шариковыми фиксаторами и
стопорами 100 блокировочного механизма. Одновременное включение
переднего и заднего хода предотвращается стопором 76. При перемещении
одного из валиков
стопор входит в паз другого валика и запирает его.
Валики в крышках уплотнены резиновыми кольцами 79.
Коробка передач двухвальная. Вторичный вал 6
изготовлен заодно с малой конической шестерней центральной передачи.
Первичный вал 4 вращается на сдвоенных шариковых и роликовом 2
подшипниках, установленных в стаканах 49 и 3. Стакан роликового
подшипника зафиксирован в корпусе штифтом I.
Вторичный вал вращается на роликовом 7 и шариковом 18 подшипниках.
Внутренняя обойма шарикового подшипника зажата между упорным кольцом 16
и упорной шайбой 19 двумя болтами. Наружная обойма подшипника
запрессована в стакан 17 вместе с головкой 25 регулировочного стержня.
Стакан зафиксирован в корпусе штифтом 20. На резьбовой хвостовик
регулировочного стержня 33 навернута гайка 34, которая притягивает его к
упорному фланцу 32. Между ним и корпусом подшипника 29 установлены
регулировочные прокладки 31 для регулировки пятна контакта и зазора в
конической паре. Роликовый подшипник 7 установлен в стакане 5,
зафиксированном в корпусе коробки винтом 9.
На первичном валу установлены два подвижных блока шестерен: передний
блок 53 первой и второй передач и задний 56 третьей и четвертой передач.
Блоки шестерен передвигаются вилками 54, закрепленными на валиках 91 и
93 винтами. Фиксация шестерен (валиков) в установленных положениях
осуществляется шариковыми фиксаторами, размещенными в крышке 55 коробки.
Валики в крышке уплотнены резиновыми кольцами 52. Одновременное
включение двух передач предотвращается стопором 92.
На вторичном валу установлены шестерни: 15 — первой передачи, 13 —
второй, 12 — третьей и 10 — четвертой передачи. Между шестернями
расположены грязеуловители 11 и 14, в карманах
которых под действием центробежных сил происходит
отложение грязи, имеющейся в масле.
Для уменьшения торцового износа зубьев шестерен при переключении и
устранения их самопроизвольного выключения реверс-редуктор и коробка
передач имеют блокировочные механизмы, соединенные между собой тягой 77.
Кроме этого механизм блокировки реверс-редуктора соединен тягой с
механизмом выключения муфты сцепления. При включении муфты сцепления
валики блокировки коробки передач 90 и реверс-редуктора 96 занимают
такое положение, при котором верхние шарики 89 и 97 фиксаторов утоплены
валиками в гнездах и с помощью стопоров 88 в коробке передач, штока 98 и
стопоров 100 в реверс-редукторе запирают валики переключения. При
выключении муфты сцепления валики блокировки поворачиваются, и их
конические гнезда устанавливаются против верхних шариков, не препятствуя
перемещению стопоров и штока 98 и, следовательно, переключению передач.
Валики в крышках удерживаются винтами и уплотнены войлочными кольцами 94
и 95.
Все стыковые поверхности крышек, корпусов и стаканов подшипников коробки
передач и реверс-редуктора уплотнены прокладками. Реверс-редуктор,
коробка передач и центральный отсек заднего моста имеют общую масляную
ванну. Масло заливают в реверс-редуктор и центральный отсек заднего
моста через отверстия, закрываемые пробками. Пробка центрального отсека
имеет сапун. Уровень масла проверяют контрольной пробкой, расположенной
на задней стенке корпуса заднего моста, и контрольной пробкой 68
реверс-редуктора. Слив масла из корпусов реверс-редуктора и коробки
передач производится через отверстия, закрываемые магнитными пробками
23. Для поддержания постоянного уровня масла в реверс-редукторе корпус
коробки передач имеет лоток, по которому масло из коробки через
отверстие в обоих корпусах стекает в корпус реверс-редуктора.
Реверс-редуктор дает возможность получить три диапазона передач —
основной, пониженной и заднего хода, а коробка передач — четыре передачи
в каждом диапазоне. Основной диапазон получают соединением напрямую
подвижной шестерней 48 промежуточного и первичного валов. Пониженный
диапазон получают соединением подвижной шестерни с шестерней 26.
Передачи заднего хода получают соединением шестерен 80 и 28, при этом
подвижную шестерню 48, постоянно зацепленную с шестерней заднего хода,
устанавливают в нейтральное положение.
В каждом включенном диапазоне можно получить четыре передачи путем
соединения блоков-шестерен 53 и 56 с соответствующими шестернями
вторичного вала. Схема переключения передач показана на рис. 5.
Переключение передач реверс-редуктора и коробки производится посредством
колонки управления и соединительных тяг через переходный мостик,
смонтированный на промежуточном
корпусе реверс-редуктора. Переходный мостик состоит
из валика и труб с приваренными к ним рычагами 65, 66 и 67 (рис. 59). На
верхние шлицевые концы труб и на шпонку валика надеты рычаги 59, 61, 62
и 63, соединенные с валиками переключения реверс-редуктора и коробки
передач. Смазка опор рычагов производится через масленку 64.
Колонка управления (рис. 60) с рычагами переключения передач
реверс-редуктора 4 и коробки передач 7 закреплена на
Каждый рычаг поджимается к шаровой опоре колонки 9
пружиной 10. Нижние головки рычагов могут быть поочередно введены в пазы
соответствующих ползунов 21, 22, 23 и 24. При отклонении рычагов вперед
или назад ползуны передвигаются в осевом направлении, обеспечивая через
тяги и переходный мостик перемещение валиков соответствующих передач.
Штифт 6, входящий в паз сферы рычага, дает возможность качаться ему
только в двух направлениях — вдоль и поперек рамы трактора. От
самопроизвольного поворота нижние ползуны удерживаются с помощью
специальных винтов 15, верхние — шариками 5, входящими в продольные пазы
ползунов. Перемещение рычага реверс-редуктора производится по кулисе 16.
Попадание пыли и грязи в полость колонки и течи масла предотвращают
установкой под колонки и кулису прокладок, на
рычаги — чехлов 8, под винты и на хвостовики ползунов — резиновых колец
11 и 28.
Для исключения возможности пуска двигателя при включенной передаче в
конструкции колонки имеется электрическое блокировочное устройство. Оно
состоит из двух электрических включателей 2 и шариков 19, расположенных
в пазах ползунов 23 и 24. Одна из клемм каждого включателя соединяется с
дополнительной клеммой на магнето пускового двигателя, а другая — с
«массой» трактора.
В нейтральном положении рычага 4 реверс-редуктора пазы на ползунах 23 и
24 расположены против шариков включателей, при этом электрическая цепь
блокировочного устройства разомкнута, и возможен пуск двигателя. При
включенном положении рычага шарик 19 выходит из лунки ползуна, нажимает
на шарик включателя и замыкает на «массу» электрическую цепь магнето,
при этом пуск пускового двигателя невозможен. Для регулировки положения
включателей 2 относительно ползунов 23 и 24 служат прокладки 1.
Корпус 13 колонки и ползуны имеют специальные отверстия, в которые при
регулировке длины тяг приводов управления вставляют установочные штыри,
фиксирующие попарно ползуны в корпусе. Отверстия в корпусе закрыты
пробками 29 и болтами 27.
Масло в колонку управления заливается через отверстие, из которого
вывернут болт 26. Слив масла производится через отверстие, закрытое
пробкой 14.
Замена масла в коробке передач и центральном
отсеке заднего моста
Коробка передач с реверс-редуктором и центральный отсек заднего моста
имеют общую масляную ванну. Замену масла производите в следующем
порядке:
1. Установите трактор на горизонтальной площадке.
2. Выверните сливные пробки из корпусов реверс-редуктора, коробки
передач и центрального отсека заднего моста и слейте масло.
3. Очистите и промойте сливные пробки и заверните их в корпусы.
4. Залейте новое масло сначала в реверс-редуктор — 4 л, затем в
центральный отсек заднего моста до контрольного отверстия.
5. Пустите двигатель и поработайте на тракторе без нагрузки на первой
передаче (вперед, назад) 3—5 мин.
6. Установите трактор на горизонтальной площадке, заглушите двигатель,
проверьте уровень масла в центральном отсеке заднего моста и при
необходимости долейте.
Промывку грязеуловителей 11 и 14 (см. рис. 59) производите при разборке
коробки передач.