Коробка передач трактора ТТ-4

  Главная      Учебники - Трактора     Трелевочный трактор ТТ-4: Техническое описание и инструкция по эксплуатации - 1979 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

Коробка передач трактора ТТ-4

 

На тракторе установлена механическая коробка передач с реверс-редуктором (рис. 59), обеспечивающая восемь передач переднего и четыре заднего хода. Управление передачами дистанционное, шестерни коробки и реверс-редуктора цилиндрические, прямозубые.

В промежуточных корпусах 36 и 37 реверс-редуктора на шариковых подшипниках 44 и 47 установлен промежуточный вал 40 с ведущей шестерней 46 и распорной втулкой. На переднем конце вала установлена маслоотражательная шайба и закреплен тремя болтами с помощью разрезной конусной втулки 42 и торцовой шайбы 41 фланец кардана 43. Ступица фланца уплотнена сальником 38 и войлочным кольцом 39. В расточке промежуточного вала запрессована шлицевая втулка привода вала отбора мощности.

 

 

 

 

 

Рис. 59 Коробка передач

 



Вал 27 редуктора с шестернями 26 и 28 вращается на роликовых подшипниках 24 и 35, запрессованных в стакан 22 и корпус подшипника 29. Стакан 22 зафиксирован в корпусе редуктора стопорным винтом 21. Шестерня 28 находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 46, шестерня 26 может входить в зацепление с подвижной шестерней 48. Осевые зазоры между шестернями на валу регулируются набором прокладок 30.

Вал 82 с шестерней 80 вращается на роликовых подшипниках 81 и 86, запрессованных в стакан 83 и корпус подшипника 85.

Шестерня 80 находится в постоянном зацеплении с шестерней 48 и может зацепляться с шестерней 28.

Перемещение шестерен производится вилками переключения 70 и 73, закрепленными на валиках переключения 71 и 72 винтами. В нейтральном и включенных положениях валики запираются шариковыми фиксаторами и стопорами 100 блокировочного механизма. Одновременное включение переднего и заднего хода предотвращается стопором 76. При перемещении одного из валиков

 

стопор входит в паз другого валика и запирает его. Валики в крышках уплотнены резиновыми кольцами 79.

 

 

Коробка передач двухвальная. Вторичный вал 6 изготовлен заодно с малой конической шестерней центральной передачи. Первичный вал 4 вращается на сдвоенных шариковых и роликовом 2 подшипниках, установленных в стаканах 49 и 3. Стакан роликового подшипника зафиксирован в корпусе штифтом I.

Вторичный вал вращается на роликовом 7 и шариковом 18 подшипниках. Внутренняя обойма шарикового подшипника зажата между упорным кольцом 16 и упорной шайбой 19 двумя болтами. Наружная обойма подшипника запрессована в стакан 17 вместе с головкой 25 регулировочного стержня. Стакан зафиксирован в корпусе штифтом 20. На резьбовой хвостовик регулировочного стержня 33 навернута гайка 34, которая притягивает его к упорному фланцу 32. Между ним и корпусом подшипника 29 установлены регулировочные прокладки 31 для регулировки пятна контакта и зазора в конической паре. Роликовый подшипник 7 установлен в стакане 5, зафиксированном в корпусе коробки винтом 9.

На первичном валу установлены два подвижных блока шестерен: передний

блок 53 первой и второй передач и задний 56 третьей и четвертой передач. Блоки шестерен передвигаются вилками 54, закрепленными на валиках 91 и 93 винтами. Фиксация шестерен (валиков) в установленных положениях осуществляется шариковыми фиксаторами, размещенными в крышке 55 коробки. Валики в крышке уплотнены резиновыми кольцами 52. Одновременное включение двух передач предотвращается стопором 92.

На вторичном валу установлены шестерни: 15 — первой передачи, 13 — второй, 12 — третьей и 10 — четвертой передачи. Между шестернями расположены грязеуловители 11 и 14, в карманах

 

которых под действием центробежных сил происходит отложение грязи, имеющейся в масле.

Для уменьшения торцового износа зубьев шестерен при переключении и устранения их самопроизвольного выключения реверс-редуктор и коробка передач имеют блокировочные механизмы, соединенные между собой тягой 77. Кроме этого механизм блокировки реверс-редуктора соединен тягой с механизмом выключения муфты сцепления. При включении муфты сцепления валики блокировки коробки передач 90 и реверс-редуктора 96 занимают такое положение, при котором верхние шарики 89 и 97 фиксаторов утоплены валиками в гнездах и с помощью стопоров 88 в коробке передач, штока 98 и стопоров 100 в реверс-редукторе запирают валики переключения. При выключении муфты сцепления валики блокировки поворачиваются, и их конические гнезда устанавливаются против верхних шариков, не препятствуя перемещению стопоров и штока 98 и, следовательно, переключению передач. Валики в крышках удерживаются винтами и уплотнены войлочными кольцами 94 и 95.

Все стыковые поверхности крышек, корпусов и стаканов подшипников коробки передач и реверс-редуктора уплотнены прокладками. Реверс-редуктор, коробка передач и центральный отсек заднего моста имеют общую масляную ванну. Масло заливают в реверс-редуктор и центральный отсек заднего моста через отверстия, закрываемые пробками. Пробка центрального отсека имеет сапун. Уровень масла проверяют контрольной пробкой, расположенной на задней стенке корпуса заднего моста, и контрольной пробкой 68 реверс-редуктора. Слив масла из корпусов реверс-редуктора и коробки передач производится через отверстия, закрываемые магнитными пробками 23. Для поддержания постоянного уровня масла в реверс-редукторе корпус коробки передач имеет лоток, по которому масло из коробки через отверстие в обоих корпусах стекает в корпус реверс-редуктора.

Реверс-редуктор дает возможность получить три диапазона передач — основной, пониженной и заднего хода, а коробка передач — четыре передачи в каждом диапазоне. Основной диапазон получают соединением напрямую подвижной шестерней 48 промежуточного и первичного валов. Пониженный диапазон получают соединением подвижной шестерни с шестерней 26. Передачи заднего хода получают соединением шестерен 80 и 28, при этом подвижную шестерню 48, постоянно зацепленную с шестерней заднего хода, устанавливают в нейтральное положение.

В каждом включенном диапазоне можно получить четыре передачи путем соединения блоков-шестерен 53 и 56 с соответствующими шестернями вторичного вала. Схема переключения передач показана на рис. 5.

Переключение передач реверс-редуктора и коробки производится посредством колонки управления и соединительных тяг через переходный мостик, смонтированный на промежуточном
 

корпусе реверс-редуктора. Переходный мостик состоит из валика и труб с приваренными к ним рычагами 65, 66 и 67 (рис. 59). На верхние шлицевые концы труб и на шпонку валика надеты рычаги 59, 61, 62 и 63, соединенные с валиками переключения реверс-редуктора и коробки передач. Смазка опор рычагов производится через масленку 64.

Колонка управления (рис. 60) с рычагами переключения передач реверс-редуктора 4 и коробки передач 7 закреплена на

верхнем швеллере рамы.

 

 

 

 

Рис. 60. Колонка управления:
1 — регулировочная прокладка; 2 — включатель; 3 — замковая шайба; 4 — рычаг переключения передач реверс-редуктора; 5, 19 — шарики; 6, 17 — штифты; 7 — рычаг переключения передач коробки; 8 — чехол; 9 — колонка; 10 — пружина; 11, 28 — уплотнительные кольца; 12 — крышка; 13 — корпус; 14, 29 — пробки; 15 — винт; 16 — кулиса; 13, 25 — прокладки; 20 — корпус включателей; 21 — ползун переключения первой и второй передач; 22 — ползун переключения третьей и четвертой передач; 23 — ползун переключения редуктора; 24 ползун переключения реверса; 26, 27 — болты

 

 

 

 

 

Каждый рычаг поджимается к шаровой опоре колонки 9 пружиной 10. Нижние головки рычагов могут быть поочередно введены в пазы соответствующих ползунов 21, 22, 23 и 24. При отклонении рычагов вперед или назад ползуны передвигаются в осевом направлении, обеспечивая через тяги и переходный мостик перемещение валиков соответствующих передач. Штифт 6, входящий в паз сферы рычага, дает возможность качаться ему только в двух направлениях — вдоль и поперек рамы трактора. От самопроизвольного поворота нижние ползуны удерживаются с помощью специальных винтов 15, верхние — шариками 5, входящими в продольные пазы ползунов. Перемещение рычага реверс-редуктора производится по кулисе 16. Попадание пыли и грязи в полость колонки и течи масла предотвращают

установкой под колонки и кулису прокладок, на рычаги — чехлов 8, под винты и на хвостовики ползунов — резиновых колец 11 и 28.

Для исключения возможности пуска двигателя при включенной передаче в конструкции колонки имеется электрическое блокировочное устройство. Оно состоит из двух электрических включателей 2 и шариков 19, расположенных в пазах ползунов 23 и 24. Одна из клемм каждого включателя соединяется с дополнительной клеммой на магнето пускового двигателя, а другая — с «массой» трактора.

В нейтральном положении рычага 4 реверс-редуктора пазы на ползунах 23 и 24 расположены против шариков включателей, при этом электрическая цепь блокировочного устройства разомкнута, и возможен пуск двигателя. При включенном положении рычага шарик 19 выходит из лунки ползуна, нажимает на шарик включателя и замыкает на «массу» электрическую цепь магнето, при этом пуск пускового двигателя невозможен. Для регулировки положения включателей 2 относительно ползунов 23 и 24 служат прокладки 1.

Корпус 13 колонки и ползуны имеют специальные отверстия, в которые при регулировке длины тяг приводов управления вставляют установочные штыри, фиксирующие попарно ползуны в корпусе. Отверстия в корпусе закрыты пробками 29 и болтами 27.

Масло в колонку управления заливается через отверстие, из которого вывернут болт 26. Слив масла производится через отверстие, закрытое пробкой 14.

 

 

 

Замена масла в коробке передач и центральном отсеке заднего моста

Коробка передач с реверс-редуктором и центральный отсек заднего моста имеют общую масляную ванну. Замену масла производите в следующем порядке:

1. Установите трактор на горизонтальной площадке.

2. Выверните сливные пробки из корпусов реверс-редуктора, коробки передач и центрального отсека заднего моста и слейте масло.

3. Очистите и промойте сливные пробки и заверните их в корпусы.

4. Залейте новое масло сначала в реверс-редуктор — 4 л, затем в центральный отсек заднего моста до контрольного отверстия.

5. Пустите двигатель и поработайте на тракторе без нагрузки на первой передаче (вперед, назад) 3—5 мин.

6. Установите трактор на горизонтальной площадке, заглушите двигатель, проверьте уровень масла в центральном отсеке заднего моста и при необходимости долейте.

Промывку грязеуловителей 11 и 14 (см. рис. 59) производите при разборке коробки передач.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..