Наши таблицы воспроизводят 147 монограмм итальянских, немецких,
фламандских и голландских граверов, которые выгравиронывались ими на
доске и служили в отпечатках авторской подписью. Как мы указывали во Н-й
главе, не все граверы имели свои монограммы, но часто подписывали свои
листы полным именем. Многие из граверов, монограммы которых мы приводим
в таблице, часто или иногда вместо монограммы также проставляли свою
полную подпись (Рембрандт, Варстерман и др.). Часто один и тот же мастер
пользовался различными по виду и форме монограммами. В этом случае мы
брали ту, которая по нашим материалам казалась нам наиболее
распространенной. Те граверы, которые упомянуты в тексте нашей книги, но
монограммы которых не имеются в таблицах, делали свои подписи полным
именем или не делали их вовсе.
Материалом для составления таблиц послужили листы из собрания автора и
коллекция берлинского кабинета гравюр. Монограммы особенно редких
мастеров, листы которых нам не удалось видеть в оригиналах, заимствованы
нами из работы G. Nagler а.
Рисунки монограмм к настоящему изданию выполнены
В. М. Новиковым, которому автор приносит свою глубокую благодарность за
тщательную и весьма кропотливую работу.
Наиболее трудным моментом нашей работы явилось установление транскрипции
собственных имен граверов, так как в перечнях Bartsch’a, Passavant’a,
Kristeller'a, Slater’a, Andressen’a и других часто мы не находим
совпадающих транскрипций; поэтому при составлении наших списков мы имели
ряд затруднений и обычно брали транскрипцию из книг, написанных на том
же языке, на котором говорил каждый мастер, но не везде это удавалось
выдержать.