ТЕХНИКА КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ ГРАВЮРЫ

  Главная       Учебники - Техника      Старая западная гравюра 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15 

 

 

Глава VII. ТЕХНИКА КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ ГРАВЮРЫ

Приведение в порядок поступающих в собрание листов, их монтировка и хранение представляют собою далеко не такую простую задачу, как это может показаться с первого взгляда. Поэтому мы считаем не лишним заключить нашу книгу несколькими указаниями на технику коллекционирования, начиная с момента поступления листа в коллекцию, кончая способом его приклейки в паспарту собрания.

Обычно лист поступает в коллекцию подклеенным на толстую бумагу или картон, предохраняющий его от смятия или разрыва. На этом подкладном листе рукою торговца или одного из бывших владельцев обычно бывают сделаны различные пометки, имеющие иногда очень большое значение для установления истории листа и для его определения, но подчас могущие ввести в сильное заблуждение.

Так как подкладные листы, поступившие из разных источников бывают разного формата и качества бумаги, то первой задачей в монтировке листа является отделение его от этого случайного подкладного картона для переноса на установленное для коллекции единообразное для всех гравюр паспарту. От такого отделения приходится воздержаться в том случае, если лист настолько плотно приклеен, что его нельзя перенести без повреждения или же, если на подкладной бумаге имеются автографы или значки и марки, имеющие значение для истории листа. В этом случае гравюра помещается в паспарту вместе с подкладным листом.

При отделении листа от подкладного картона необходимо самым тщательным образом скопировать все надписи

и отметки, которые находятся на последнем, обращая особенное внимание на то, что имеет отношение к происхождению листа или может облегчить его определение, как-то: ссылки на каталогизирующие работы Bartsch’a, Passavant’a и другие (Например, В 12, Pas 34 и т. д.).

Освобожденный от всего лишнего, лист измеряется н ширину и длину и подвергается тщательному анализу, сообразно изложенному нами в главе о морфологии гравюры.

Если на листе есть какие-либо разрывы или выпады, угрожающие разрушением, его необходимо подклеить прозрачной клеевой бумагой с задней стороны.

Когда лист изучен и приведен таким образом и порядок, с него п случае необходимости может быть снята копия путем фотографирования или же подкладки под него феропрусиатной или другой фотографической бумаги и достаточной экспозиции на свету. Эта копия может быть необходимой при сопоставлении листа с музейными экземплярами и прочей работой, могущей без вреда для самого листа быть выполненной над копией; на копии обычно отпечатываются как водные знаки, так равно и собирательские знач ки и все пометки на обратной стороне гравюры.

После приведения листа в порядок, его следует для постоянного хранения поместить в паспарту или на картон.

Различные собиратели и музейные кабинеты гравюр употребляют для этого различные типы монтировки. Иногда гравюры просто наклеиваются на плотный лист картона, иногда в листе делается углубление для гравюры, часто употребляется более или менее сложное паспарту.

Мы настоятельно рекомендуем последнее.

Лучше всего ограничиться паспарту самого простого типа в виде двух листов не особенно толстого картона, соединенных по одной из узких своих сторон бумажной или матерчатой полоской и, таким образом, представляющих собою элементарную папку.

Заготовив достаточное количество таких папок, совершенно одинаковых по размерам и материалу, следует при монтировке гравюры на внутреннюю сторону нижнего картона приклеивать лист гравюры, а в верхнем картоне (покрышке)

 

вырезать ножом отверстие сообразно размеру гравюры. При чем это отверстие может быть заклеено так называемой стеклянной бумагой (glaspapier), тогда при опускании крышки лист гравюры оказывается прочно заделан в паспарту, хорошо виден и предохранен от случайных повреждений и действия воздуха.

Рассматривать гравюру можно не раскрывая паспорту; в случае необходимости более тщательного анализа и рассмотрения оборотной стороны листа, достаточно поднять крышку и тем войти в непосредственное соприкосновение с гравюрой.

Сам лист нужно приклеивать к картону тонкой клеевой бумагой, полоской по самому краю листа, так, чтобы лист гравюры мог, не отрываясь, свободно отгибаться и ложиться вверх своей обратной стороной, как это обычно делается собирателями почтовых марок.

В таком виде гравюра является наиболее сохранной и в то же время наиболее удобно расположенной для изучения.

На внешней стороне паспарту следует надписать имя художника и даты его рождения и смерти, воздержавшись от всяких других надписей; внутри же под крышкой, на особой подклеенной бумажке выписать все данные, необходимые для характеристики мастера, самой гравюры и все коллекционерские примечания, добытые анализом листа.

Желательно такие ярлыки составлять однообразно по заранее заготовленному трафарету или даже бланку.

Если теперь музей поставит на обратной стороне гравюры свой собирательский значок, то монтировку мы можем считать законченной.

Паспарту с гравюрами лучше всего хранить не в папках, а в ящиках из очень толстого картона или даже дерева.

Для каждой школы или большой серии должен быть особый ящик.

В больших коллекциях полезно иметь особую инвентарную книгу, куда по мере поступления листов в собрание вписывать их за номерами, занося и дату покупки, цену и повторяя важнейшие данные анализа.
 

 

Кроме того, представляется нелишним занести особую книгу, куда срисовывать все водные знаки листов и особенно коллекционерские марки, с сообщением сведений о соответствующих бумагах и собраниях. В эту же книгу обычно заносятся замечания о впечатлениях и встречах, связанных с собранием, описываются аукционы и посещении собрания, делаются заметки и помещаются всякого рода планы и размышления над гравюрами.

Через несколько лет, как показывает опыт, такого рода „отметная книга“ приобретает исключительное значение и оживляет собою собрание, придавая ему внутренний смысл.

Кроме всего сказанного мы, всегда предпочитая книжным сведениям живую традицию, усиленно рекомендуем начинающему работнику почаще приходить в соприкосновение с другими музеями и собирателями и их коллекциями, что во много раз больше обогатит его технический опыт по монтажу, чем все другие источники.

В заключение считаем необходимым сказать два слова и о размещении коллекций.

Основное собрание, разложенное по школам в ящиках и в папках, может легко уместиться в небольшом шкафу. Часть же листов (10 — 20), наиболее декоративных и мало подверженных выцветанию, необходимо выделить, застеклить и повесить на стену вместе с картинами старых западных мастеров для обозрения их массовым посетителем.

В каждом ящике или папке должен лежать перечень, находящихся н ней листов, содержащий сведения о мастере и замечания о самых листах.

Крайне желательно, чтобы при собрании находился общий каталог его, напечатанный хотя бы на ремингтоне. В каталоге перечню листов каждой школы до/жно быть предпослано описание ее значения в истории искусства.

Не лишнее, если с наиболее ценных листов собрания были бы сделаны репродукции на открытках. Их распространение среди широких кругов весьма бы популяризировало кабинет гравюр и привлекало бы к нему любителей искусства.