БИБЛИОГРАФИЯ. МУЗЕИ. ЭКСПЕРТИЗА ГРАВЮР

  Главная       Учебники - Техника      Старая западная гравюра

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15 

 

 

Глава V. БИБЛИОГРАФИЯ. МУЗЕИ. ЭКСПЕРТИЗА ГРАВЮР

Составителю кабинета гравюр в его работе по определению и изучению гравюры приходится опереться на целый ряд подсобных источников и собраний крупных музеев.

Литература о гравюре, появившаяся в значительном количестве еще в XVIII веке, весьма обширна, и мы не можем, конечно, пытаться на этих страницах дать даже ее общую характеристику и принуждены ограничиться только теми основными книгами, с которыми начинающему собирателю предстоит столкнуться в его работе.

К сожалению, из всех главнейших европейских языков наиболее бедна эта литература на нашем русском языке, и наш список отечественных заглавий будет весьма краток.

1) И. Э. Вессели. О распознавании и собирании гравюр. Перев. С. Шайкевича, Москва, 1882.

2) Д. Ровинский. Полное собрание гравюр А. Ван-Остаде. СПБ. 1912.

3) И. И. Леман. Гравюра и литография. СПБ. 1913.

4) Эпохи западной гравюры. Каталог Выставки Румянцевского музея. 1916.

5) Выставка английской гравюры XVIII века. Каталог выставки Румянцевского музея. 1924.

Переходя к западно-европейским изданиям, мы должны будем разделить их на несколько категорий. Мы считаем полезным выделить отдельно общие обзоры всех школ и всех эпох, затем монографии, посвященные отдельным школам или даже отдельным мастерам, справочные издания и каталоги всякого рода и, наконец, сборники репродукций, указывая в своих перечнях преимущественно издания, легко могущие быть добытыми. и останавливаясь на библиографических редкостях только в случае отсутствия заменяющего труда.

Из общих обзоров отметим:

Paul Kristeller. Kupferstich und Holzschnitt in vier JahrhunderLen. Berlin. 1922 (4 издание с 263 репродукциями).

Fr. Li ppm an. Der Kupferstich. Berlin. 1919.

Max Friedlander. Der Holzschnitt. Berlin. 1921.

Henri Delaborde. La gravure. Paris. 1880.

Hind A. M. A short history of engraving. London. 1911.

Для немецкой гравюры имеем:

Elfried Bock. Die Deutsche Graphik. Munchen. 1922. 410 воиспрои звведений).

К. Zocgc von Manleuffel. Der Deutsehe Holzschnitt. Munchen. 1921.

K. Zoege von Manteuffel. Der Deutsche Kupferstich. Munchen. 1922.

Для Италии можем отмстить:

Delaborde Н. La gravnre en Italic avant Marcantoine. P. 1882.

Vesme A I. Le Peintre-graveur italien. Milan. 1906.

W. Heinemann. Andrea Mantegna and the italian pre-raphaelite engravers. London. 1911.

Для голландского офорта XVII века имеем:

Ri n g о n L. Dutch Echers of the seventeenth cen'ary. 8°.

895.

Renouvier Jules. Histoire de la gravure dans les Pays Bas. Bruxelles. 1860.

Для Франции:

Duplessis G. Histoire de la gravure en France. 1861.

Само собою понятно, что в нашем кратком руководстве мы не имеем никакой возможности коснуться даже главнейших монографий, посвященных отдельным мастерам и школам. Отметим только, что в уже указанной нами книге Paul Kristeller. Kupferstich und Holzschnitt in vier Jahrhunderten, в издании 1922 года содержится весьма полная библиография гравюры.
 

Переходя теперь к изданиям справочного характера, необходимо на первое место поставить два капитальных издания, каталогизирующие почти все известные гравюрные листы.

1) Adam Bartsc h. Le peintre graveur. Vienne. 1803— 1821. 21 том в 8° и атлас в 4°.

Книга эта содержит в себе перечень работ около 500 мастеров всех стран и времен и является общепризнанным основным списком-каталогом, благодаря чему почти все торговцы и многие коллекционеры сопровождают атрибуцию гравюрного листа ссылкой на него, сокращенно ставя, напр., В 14, что означает в списке работ данного мастера у A. Bartsch’a дан пая гравюра числится за № 14.

В 1845 году R. Weigel выпустил к каталогу Барча свои дополнения, а в 1854 последовали дополнения J. Heller а. Современная цена старого издания Барча на лондонском рынке около 25 фунтов. В 1920 году в Wiirzbiirg’e было выпущено стереотипное издание в 500 экземплярах, так же уже успевшее сделаться библиографической редкостью.

В 60-х годах прошлого века вышла вторая капитальная работа этого рода ввиде книги:

2) I. D. Р a s s a v а п t. Le Peintre Graveur. Leipsic. 1860—64, в 6 томах в 8°, во многом дополняющая Барча. Книга эта в 1921 году была переиздана фирмой I. Baer et С0 во Франкфурте-на-Майне.

Наконец, в 70-х годах появляется гораздо более компактная двухтомная работа.

3)Andresen A. Handbuchfur Kupferstichsammler.Leipzig. 1870—73.

Однако все перечисленные работы ныне представляют собою библиографические редкости даже в своих повторных, недавно выпущенных изданиях, и начинающий собиратель легко может на первых порах обойтись для справок небольшим словариком граверов, приложенным к популярному английскому справочнику:

4) Y.Herbert Slater. Engravings and their value. London, в 1921 году вышедшим 5-м изданием с словарем нескольких сот граверов, 300 воспроизведениями их монограмм, перечнем важнейших листов и отметками о их ценах.
 

Необходимо иметь в виду, что работа A. Bartscha охватывает работы граверов начиная с XV до второй половины

XVII веков, при чем полно в ней разработаны только произведения немецких и итальянских граверов. Из голландцев есть списки листов пейзажистов и школа А. Остаде; Рембрандт и его ученики отсутствуют, так как для них у Барча была своя особая монография. Из фламандцев есть перечни только для школы Голъциуса и отдельных пейзажистов. Совершенно нет мастеров круга Рубенса и эпохи Вириксов и Ван дер Пассов.

Захват материала в работе I. В. Passavant еще уже( так как он, исходя из перечней Барча и внося в них свои дополнения, ограничился только листами XV и XVI веков. Поэтому, помимо книг Bartsch’a и Passavant’a, необходимо иметь и выше указанные справочники A. Andresen’a u I. Slaer’a. имеющих больший захват, а в случае углубленной работы над листами голландцев, фламандцев, французов и англичаи—особые монографии-каталоги, из которых назовем:

Для Франции:

1) Robert — Dumesnil. Le peintre-graveur fran^ais. И томов. Paris. 1835—7.

2) В a n d i с о u r. Le peintre-graveur fran^ais. Paris. 1859 —61.

Для Фландрии и Голландии:

1) V. d. Kellen. Peintre-graveur hollandais et flamand. Utrecht. 1866.

2) Alvin. Loeuvre de trois fr£res Wierix. Bruxelles. 1866.

3) D. R о v i n s k i. L’oeuvre grave de Rembrandt. S.-Peters-bourg. 1890.

4) D. Rovinski. Loeuvre grave des el6ves de Rembrandt.

S.-P^tersbourg. 1894.

5) Hymans. His^oire de le gravure de l’ecole de Rubens. Bruxelles. 1870.

Для Германии:

A. A n d r e s e n. D. Deutsche peintre graveur des XVI—XVI Jahrhundert. Leipzig. 1867.

Для Англии:

1) Louis Fagan. History of Engraving in England. 1893.

2) S. Redgrave. Dictionary of artists of the Engilsh

School. 1878.
 

3) J. С h a 1 о il e r Smith. Britisch Mezzotinto Portraits. London. 1883. 4 тома.

Практика работ нал разбором массовых партий гравюр показывает, что обычно приходится прибегать и к более специальным справочникам по монограммам, которыми граверы подписывали свои листы.

Из них мы отмстим:

Nagler G. К. Die Monogramisten. Miinchen. 1858 -78. 5-томное, 8U.

R i s-P a q u о t (О. E.). Dictionnaire encyclopedique des Marques et Monogrammes. Paris. 1893. 2 тома, 4°.

Из этих двух книг исключительную практическую ценность представляет собою работа Nagler'a, переизданная в 1921 г. С. Hirth’s Verlag в Мюнхене.

Книги, посвященные водяным знакам, маркам собирателей, ценам на гравюры и технике, нами указываются в соответствующих главах. Считаем необходимым только к списку их на стр. 29 добавить книгу Н. П. Лихаче в. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПБ. 1899.

В заключение отметим, что в продаже существует не мало очень хороших воспроизведений гравюр, восьма полезных для изучения.

Здесь на первое место следует поставить 1) десятитомное издание Kupferstiche undj Holdschnitte alter Meister. Berlin. Reichsdruckerei. 1889, 2) Das Kupferstichkabinet. Berlin. 1897,

3) Grafische Gesellschaft. Berlin. 1906, 4) Парижское гелиогра-вюрное изд. Amand-Durand, 5) Prints in the Britisch Museum. 1884 и пр.

Таков в общих чертах круг основных пособий, с которыми составителю кабинета гравюр приходится вести свою работу.

Необходимо, однако, отметить, что какой бы хорошей библиотекой ни обладал начинающий собиратель, ему для точной аттрибуции часто придется прибегать к сличению листа составляемой им коллекции с таким же точно определенным листом большого музейного собрания. Без этого невозможна окончательная уверенность в идентичности листа, а для начинающего работника подчас это единственный способ
 

распознать оригинальный лист или копия находится в его руке. Поэтому серьезному исследователю гравюры всегда приходится вести свою работу, опираясь на собрания какого-либо большого кабинета гравюр крупного музея. Наибольшим собранием в мире являются коллекции Британского музея в Лондоне, затем следуют кабинеты гравюр в Берлине, Париже, Вене и т. д.

В России, помимо превосходного собрании Эрмитажа в Ленинграде и кабинета гравюр б. Румянцевского музея в Москве, мы можем отметить собрание Академии Художественных Наук и ряд небольших частных собраний.

Заканчивая наш обзор источников изучения гравюры, мы должны с особенным нажимом отмстить, что, кроме книг и музейных коллекций, мы должны для начинающего собирателя всячески рекомендовать третий наиболее активный источник сведений и знаний гравюры—устную экспертизу и консультацию опытного коллекционера. Только через эти длинные разговоры над открытыми листами старинной гравюры начинающий собиратель постигает ту культурную традицию собирательства, которая имеет истоком еще эпоху Возрождения и которая подчас делает случайно брошенное замечание знатока более ценным, чем толстый том печатных трудов.

Искусство собирательства постигается, как и всякое другое искусство, только приобретением навыков с руки и с голоса, что особенно приходится помнить составителям новых музеев. Создание музея есть сама по себе сложная проблема искусства, разрешаемая творческим порывом, а вовсе не одной технической умелостью монтажа.