ФРАНЦУЗСКАЯ ГРАВЮРА

  Главная       Учебники - Техника      Старая западная гравюра 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ФРАНЦУЗСКАЯ ГРАВЮРА

Начало французской гравюры датируется концом XV века. Однако, эти первые опыты носят весьма провинциальный характер и только в XVI веке мы получаем возможность

J) Romeijn de Hoojjbe косвенно является одним из создателей русской школы граверов, так как один из его учеников -Шонеберг—был при Петре Первом приглашен в Россию и основал у нас школу гравюры главенствующую в течение первой половины XVIII века.
отметить ряд ярко выраженных индивидуальностей, среди которых на первое место следует выделить Jean Duvet (1480—1556), работавшего под перекрестным влиянием Дюрера и итальянцев и давшего сильную серию Апокалипсиса.

Рядом с ним мы должны поставить двух других французских граверов:

Etienne Delaune (1518—1583),

Androuet Du Cerceau (1510—1580), из которых последний дал по преимуществу орнаментные композиции.

Заметный след на французской графике оставила группа итальянских мастеров, приглашенных Франциском I, во главе с Fr. Primaticcio ко французскому двору и образовавших так называемую школу Фонтенебло, имевшую немало последователей среди французов.

В конце XVI века заметно выделяются:

Jean Cousin (1522—1594),

Thomas de Leu (1560—1620).

Однако, французская гравюра достигает мировой значительности только в начале следующего столетия в исключи* тельно сильных листах лотарингского мастера Jacques Cailot (1592—1635), автора „Ужасов войны“, Джентльменов*', Balli di Sfessania, стиль которого свободный, напоминающий рисунок пером, совершенно порвал со старыми традициями и вызвал длинный ряд подражателей как среди французов, так равно и среди итальянцев (S. Della Bella).

Среди французских мастеров, работавших в стиле Калло, следует отметить:

Abraham Bosse (1605—1678),

Michel Dorigny (1617—1666),

Israel Silvestre (1621—1691).

Одновременно, но в независимом от Калло стиле, работает Claude Gellee de Lorrain (1600—1682), гравюры которого по своей значительности не уступают его картинам.
 

 

Век, начатый фантастикой Калло, был кончен блестящей плеядой портретистов эпохи Людовика XIV.

Серия портретов, начатая работами Claude Mellan (1598—1688),

Jean Morin (1600—1666*, достигла своего расцвета в работах Robert Nanteuil (1623—1678),

Nicolas de Poilly (1626—1690),

Antoine Masson (1637—1700).

Младшее поколение этой великой плеяды, быть может, и уступало в силе изобразительности работам Нантейля, но сумело дать дальнейшее развитие своей виртуозной технике и выделить ряд исключительных мастеров в лице Gerard Edelinck (1640—1707),

Nicolas Dorigny (1657—1746),

Pierre Drevet (1663—1738),

Pierre Imbert Drevet (1679—1739).

В средине XVIII века число французских граверов становится необозримым. Гравировали все, причастные к искусству, до госпожи Де-Помпадур включительно. Однако, из этой общей массы недурных, но безличных гравюр, мы можем выделить два имени:

Gerard Audran (1640—-1703),

Jean Pesne (1623—1700).

Еще большую славу, чем плеяда французских потретистов эпохи Людовика XIV, среди собирателей имели французские офортисты.

Хотя эта эпоха, строго говоря, выходит за пределы нашей темы, мы считаем, однако, полезным привести имена важнейших офортистов этой эпохи, из которых почти все были также и прославленными живописцами.

На первом месте следует поставить величайшего французского мастера

Antoine Watteau (1684—1721), оставившего только 12 офортов, но давшего своими композициями материал для граверной работы двух поколений. Гораздо более плодовитыми были:

Jean Bapttistc Oudry (1686 1755),

 

Charles Natoire (1700 1778),

Charles Hutin (1705—1776),

Honore Fragonard (1732—1806),

George WiUe (1715-1807),

Francois Boucher (1705—1770).

Совершенно особого рассмотрения требует процветавшая в эту же эпоху французская книжная иллюстрация, выполненная гравюрой по меди, среди мастеров которой, помимо уже отмеченных, мы назовем:

Н. Francois Gravelot (1699—1773),

Charles Eisen (1720—1778),

Augustin de St. Aubin (1736—1807),

Gabriel de St. Aubin (1724—1780).

Charles Cochin (1735—1750),

Laurent Cars (1699 1771),

Jean Michel Moreau le jeune (1741 —1814).

Оканчивая очерк французской графики и оставляя в стороне цветную гравюру, требующую совершенно особого рассмотрения, мы упомянем только изобретателя акватины Jean Baptiste Le Prince (1734—1781), интересного для нас своими композициями на русские темы, весьма живо передающими русские народные сцены и типы эпохи Екатерины II.