Английский автор одной из наиболее распространенных настольных книг по
вопросам собирания гравюр, J. Н. Slater, в главе, посвященной первым
шагам собирательства, настоятельно и с полным основанием советует
собирателю, прежде чем поставить себе узкую коллекционерскую задачу,
разрешение которой может дать серьезный научно-художественный результат,
посвятить некоторое время ознакомлению со всеми существовавшими школами
гравюры и собрать небольшую коллекцию листов, в общих чертах
представляющих собою различные эпохи и различные страны, в роде того
состава гравюр, который некогда составил выставку Румянцовского музея
пол названием „Эпохи Гравюры*4, и этим получить неоценимое воспитание
глаза и познание гравюры вообще.
Эта мысль, вполне верная и для частного собирателя, язляется,
естественно, совершенно обязательной для всякого, даже маленького
музейного собрания, целью которого по самой его природе является прежде
всего ознакомить своих посетителей в целостной картиной развития гравюры
во всех ее течениях.
Потому мы считаем необходимым дать общий очерк школ и мастеров гравюры,
останавливаясь по преимуществу на тех из них, которые действительно
могут стать объектами собирательства наших музеев, и только упоминая и
совсем устраняя тех, которые, хотя и имели исключительное значение в
развитии гравюры и се происхождении, но вряд ли смогут попасть на первых
шагах собирательства.
При этом мы считаем не лишним, упоминая мастеров,
приводить их подписи и марки, дабы наше руководство до некоторой степени
могло помочь и при определении старинных гравюр, не стремясь, конечно,
заменить собою большие настольные справочники, совершенно необходимые
при сколько-нибудь серьезном коллекционировании.