МОРФОЛОГИЯ ГРАВЮРЫ

  Главная       Учебники - Техника      Старая западная гравюра

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Глава III. МОРФОЛОГИЯ ГРАВЮРЫ

Гравюру можно изучить только путем многолетней работы над ней. Никакие осмотры музейных витрин, ни обширные и богатые воспроизведениями монографии не могут заменить живого соприкосновения с подлинными листами, проходящими через руки собирателей. Постепенно, живя в атмосфере кабинета гравюр, проникнувшись психологией небольшого круга ценителей старого эстампа и перебрав своими собственными руками многие тысячи листов — человек, незаметно для себя и в высшей степени постепенно, становится знатоком этого тонкого и интимного искусства.

Конечно, на первых порах работы над гравюрой необходима руководящая помощь, и, если она не приходит в лице живого совета опытного знатока, ее следует искать в книгах. С помощью небольшого запаса сведений, который можно почерпать из любого руководства, начинающий работник может ознакомитуси с морфологией листа гравюры, узнать обычные термины и постепенно, путем личного опыта, научиться н и-деть гравюру, т. - е. сразу различать те отличительные черты, которые дают возможность отнести ее к той или другой эпохе или школе и установить ее художественное достоинство.

Эта морфология, хотя и не является особенно сложной, но тем не менее требует значительного внимания и наблюдательности. Несколько примеров будут для нас достаточны для того, чтобы установить ее основные элементы.

Берем наудачу какой-нибудь лист фламандской или французской гравюры конца XVII века и внимательно рассмотрим его.
Перед нам» кусок плотной бумаги, посредине которого оттиснута гравированная медная доска, о чем, как мы уже упоминали, можно судить по вдавленному прямоугольнику более плотной консистенции бумаги, окрашенному немного сероватым тоном, на котором слегка выпуклыми черными линиями нанесена композиция гравюры.

Вокруг этого отпечатка остается некоторое количество бумаги более рыхлой консистенции и лишенной грунтовки. Это—поля гравюры. Чем более сохранены поля гравюры, тем дороже ценится лист,, особенно у старинных гравюр, где эти поля почти всегда безжалостно обрезались.

По перечисленным признакам мы можем легко установить, что перед нами гравюра по меди, сделанная резцом или травленая, так как при гравюре по дереву (выпуклой гравюре) нет загрунтованного вдавленного отпечатка, а линии рисунка не бывают выпуклыми сообразно уже изложенной нами технике этого вида гравюр.

На оттиске в большинстве случаев мы имеем тонкую кайму, окружающую рисунок; внизу под ней, а иногда над ней или да&е в другом месте рисунка, мы можем отметить подписи мастеров, принимавших участие в создании данной гравюры.

Например, мы читаем внизу одной фламандской гравюры

XVI столетия, изображающей святое семейство:

Dionisius Calvart inuenlor Hieron. Wierix sculp

Jo. BapHsta Vrinls excudii

это означает, что композиция изображения принадлежит D. Са1-var', а сама гравюра сделана знаменитым фламандским гравером

Н. Wierix и выпущена в свет J. В. Vrints.

Иногда подписи ставятся иначе и форма участия мастеров выражается другими терминами.

Так, мы имеем:

penxit inuent, in Dclincavit  -Это обозначает, что мастер

 создал композицию, с которой сделана гравюра.


Sculpsit, sculp, sc fecit, fee, f j | Мастер выгравировал или вырезал изображение на доске.

 

 

Иногда на французских и фламандских гравюрах XVII и XVIII веков после слов excudit стоит priviligies Regis и т. д., что означает, что издание выпущено с соблюдением всех фор. мальностей и привилегий.

При анализе листа необходимо иметь в виду, что в некоторых случаях excudit употребляется вместо fee et ехс (напр, у De Pass), а иногда inuentor означает inuent et fee (E. V Velde), однако чаще подпись N N inuent M M ехс означает что лист, выпущенный М. М., сделан по рисунку N N небольшим мастером, имя которого с издательской точки зрения не играло большого значения.

Часто подписи делаются не полным именем, а только инициалами. Например, А. V. вместо Augustino Veneciano, Н. В вместо Hans Brosamer. В оригинальных гравюрах XVI и XV веков подпись автора обычно проставлялась более или менее замысловатой и искусно сделанной монограммой имени безо всяких иных прибавок.

Например:
 

 

 

при чем часто монограммы ставились не на фон, а на изображения каких-нибудь предметов (на камень, кувшин, ножны шпаги и проч.) и вплетались в рисунок, благодаря чему не всегда сразу удается их заметить. Интересно отметите, что для многих авторов известны только их монограммы, поставленные на гравюрах, их же полное имя до сих пор остается необнаруженным, автором гравюры считается тогда „монографии N N“. Так, например, мастер, метивший свои гравюры

 

 

называется „монограммист I. В. с птичкой".
 

 

Значительная часть гравюр, особенно книжные иллюстрации, никак не подписана, и их причисление к какому-либо автору производится путем стилистического и биографического анализа; если же для этого нет материала, то автора определяют как „неизвестный мастер" такой-то эпохи и страны или называют по изображению его гравюр, например: мастер Смерти Марии, мастер Игральных карт.

Около подписи мастера часто стоит год, когда гравюра выполнена.

Кроме того, на гравюре, помимо подписи и надписей, входящих в состав изображения, иногда мы встречаем названия, часто сопровождаемые текстом, и цифру где-нибудь внизу. Эта цифра означает собою порядковый № гравюры и означает, что лист входит в какую-нибудь серию, при чем, конечно, иногда бывают серии и без их нумерации.

Сопоставляя между собой листы одной и той же гравюры, мы подчас находим между ними большую разницу.

Иногда мы видим гравюру, известную нам в полном отпечатке, оттиснутой без надписей, без номера, без подписи и с незаконченным еще изображением; обычно такие оттиски представляют собою пробные оттиски мастера во время работы, случайно попавшие на рынок. Совершенно законченный в рисунке пробный оттиск, не содержащий еще на себе подписи мастера, называется оттиском „до подписи". Гравюра, входящая в серию, но отпечатанная еще до ее нумерации, называется „до номера", гравюры, которые получили распространение с текстом и адресом издателя, в отпечатках без оных еще называются отпечатками „до адреса", до „текста”.

Отпечатки „до подписи44 и другие ранние ценятся значительно выше, так как они делались с более свежей доски и сохраняют поэтому большую силу, а, кроме того, всегда бывают редки.

Иногда в совершенно законченной доске, отпечатки которой уже поступили на рынок, автор делает исправления и дополнения, иногда однажды и более. В этом случае отпечатки отличаются между собою деталями и сообразно разделяются на „первое состояние" гравюры, „второе состояние", „третье состояние" и прочие, которые различно расцениваются.

Наконец, стертая от большого количества отпечатков, доска возобновляется ретушью пластины, часто совершаемой другим мастером несколько десятилетий спустя; оттиски тогда обозначаются отпечатками „после ретуши".

Таким образом, одна и та же гравюра может быть представлена в оттисках:

1) пробных

2) до подписи

3) до номера и до текста

4) до издательского адреса

5) в первом состоянии

6) во втором состоянии

7) в третьем состоянии

8) после ретуши.

Необходимо, однако, отметить, что все перечисленные состояния листов относятся только к небольшому кругу гравюр, по преимуществу XVII и XVIII веков, для остальных и почти всех более ранних листов отпечаток идентичен, и главное внимание приходится обращать на его качество, стремясь, конечно, получить в свое собрание более ранний и более сильный отпечаток, передающий все замыслы автора, и наблюдая, чтобы приобретаемый лист сам по себе был в хорошей сохранности, о чем речь будет ниже.

Говоря о композиции, необходимо коснуться копий и подделок, возникших еще в XVI веке. Некоторые копиисты, напр., Вирикс, копируя известные гравюры Дюрера, — оговаривают это в подписи. Часто же этого не делали и выпускали гравюру без всяких указаний на ее репродуктивный характер, превращая тем копию в подделку. При нередко большом техническом умении копииста, такой лист бывает трудно отличить от оригинала. Наиболее бросающимся в глаза отличием бывает то, что очень часто рисунок копии бывает зеркален оригиналу, ибо, переводя на доску с гравюры, мастер получает обратный отпечаток. Чаще же копии можно узнать по различию бумаги. Иногда копиист, выпуская свой лист, снимает с него всякие подписи или заменяет у подписи его автора fecit на inuen...

Изучив изображение, отпечатанное гравированной доской, мы должны перейти к рассмотрению бумаги, на которой оно сделано.

Старинные граверы употребляли для отпечатка своих гравюр различные сорта непроклеенной бумаги, на которую только и может хорошо ложиться краска. В большинстве случаев это тонкая тряпичная бумага со следами параллельных полос сушильных сеток, хотя нередко приходится встречаться и с совершенно непрозрачной плотной, но также непроклеенной, бумагой.

Знание бумаг и умение их различать представляется одним из самых важных для собирателя старой гравюры.

Одним из отличительных знаков бумаги являются водные знаки—рисунок, просвечивающий на свет и являющийся штемпелем фирмы, изготовившей бумаги. По этим водным знакам часто можно установить более или менее точно место и время изготовления бумаги, а косвенно и гравюры, что приобретает исключительное значение при отсутствии другого материала для определения.

Не меньшее значение имеют водные знаки и при определении подделок (часто копиист, подделывая гравюру XVI века, делает отпечаток на бумаге своего времени, напр., XVII и XVIII веков).

Водные знаки, ныне тщательно изученные в особых монографиях, часто изображали собою какой-нибудь рисунок: .Голова быка*4, „раскрытая рука“, „корона", „рожок", „чаша“ и другие, подчас замысловатые, рисунки старых бумаг, иногда
это просто буквы, на поздних бумагах находим изредка год выпуска (см. приложение).

Не малое значение имеют ширина и расстояние между белыми параллельными полосками, получаемыми от сушильных сеток. Обстоятельство чрезвычайно важное для определения часто совершенно не подписанных гравюр XV века.

За подробными справками о бумагах и водных знаках направляем читателя к следующим руководствам в этой области:

1) Тромонин. Изъяснение знаков, видимых в писчей бумаге. М. 1844.

2) Herring. Paper and Paper Making. 2 изд. 1803 г.

3) В r i g u e t С. M. Les Filigranes... marques du papier. Paris, 1907 r.

4) В. H a u s m a n n. Albrecht Di'irer’s Kupferstiche U. S. W. 2-е издание. Wurzburg, 1922.

Последняя книга содержит подробное описание водных знаков на гравюрах Дюрера и полезна вообще для гравюр начала XVI века.

Ознакомившись с отпечатком и бумагой, необходимо обратить внимание на качество изучаемого листа и посмотреть на следы, которые оставили на нем два^три, иногда даже четыре и более столетий его существования.

Благодаря тщательности хранения, нередко листы четырехсотлетней давности выглядят как будто бы только что отпечатанные, чаще же время кладет на них свой отпечаток. Бумага желтеет, иногда покрывается пятнами от сырости, рисунок выцветает, линии сереют, часто поверхность гравюры стирается, отрываются углы, появляются трещины, надрывы, выпады бумаги и столь же часто приходится обнаруживать следы опытной реставрации —подклейки, ретуши, подрисовки утраченного рисунка, а иногда обратно—выскабливания № или подписи мало известного мастера, или даже попытки тушью наносить знаменитые монограммы.

Особенного внимания собирателя заслуживают всякие надписи и пометки, нанесенные на оборотную сторону листа или на подклеенный к гравюре лист ее прежними обладателями и торговцами, через руки которых она проходила. Часто
это установленное имя мастера (аттрибуция) и пометки В 127 или Pass 8, или And 9, что означает JV?, под которым данная гравюра числится в составе произведений мастера в известных перечнях Bartsch'a, Passavant а и Andresen’a.

Само собой понятно, что определения эти не всегда являются безупречными и часто нуждаются в проверке; кроме того, на гравюре имеются часто цифры, показывающие ее № в списке торговцев или иногда в каталогах собирателя, заметки биографического для гравюры характера и, что особенно ценится,—марки коллекционеров или их автографы.

Коллскционерные марки на гравюре так же, как и ех libris ы на книгах, указывают на пребывание ее в том или ином собрании, бросают свет на часто замысловатую биографию листа и подымают стоимость его, давая возможность торговцу в своих каталогах отметить: „экземпляр из собрания такого-то".

Марки собирателей иногда содержат полную фамилию владельца коллекции, чаще его монограмму с окружающим рисунком или без оного, а иногда какой-нибудь знак, напр., восьмиугольная звезда на листах собрания Карла I, глаз в собрании Нопс, роза, лев и пр.

Собирательские марки старых европейских коллекций собраны Louis Fagan в его монографии Collectors Marks London, 1883, 8°, а для последнего времени мы имеем книгу F. Lougt—Les marques de Collections. Amsterdam, 1921.

Такова внешняя морфология листа. Определение его художественного содержания требует прежде всего знания истории гравюры.